Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Константин Морев «Десяток добрых стрел»

Московский музыкант Константин Морев дебютирует с сольной пластинкой «Десяток добрых стрел». Эта работа приоткроет сокровенную дверь во внутренний мир исполнителя и поведает о том, какими ему видятся любовь и отношения, о творческом пути, поиске себя и своего дома — в общем, о жизни и о том, что волнует каждого человека, и не только творческого.

С 2013 года Константин выступал с группой «Гужевая повозка», но в 2020-м начал сольную историю, и «Десяток добрых стрел» — первая работа исполнителя, созданная без компромиссов, а именно так, как она родилась и звучала в голове автора.

«В какой-то момент у меня появилась такая мысль: каждую песню нужно записывать так, как она звучит в голове. То есть не так, что „у нас в группе есть бас, гитара и флейта, значит, на альбоме они и будут звучать“, а так: „в этой песне я слышу виолончель — значит, нужно её записать“».

Именно поэтому пластинка получилась насыщенной и многогранной. На ум приходит сравнение с каким-нибудь артефактом, найденным при раскопках. Но не в плане древности. Хотя альбом имеет отчётливый ретро-флер, ведь он записан в духе русского рока в период его расцвета, а композиции легко представить звучащими по условному «Нашему радио» по дороге на дачу... И не случайно, ведь на запись имело влияние творчество таких групп, как «Аквариум», «Сплин» и «Мумий Тролль». Воспринимается тепло и ностальгично. Получается, что «Десяток добрых стрел» — артефакт нашего времени, который когда-нибудь найдут потомки из будущего. И по этой пластинке им будет что изучить! На альбоме есть акустические произведения, а есть и электрические. Есть минималистичные на основе гитар, а есть при участии виолончели, альта и контрабаса. Есть чистый рок, есть балладные мотивы и фолковые вкрапления, а также панк- и регги-настроения. Кроме того, перед автором не стояло задачи собрать эти песни в единый организм, каждая из них — личность и звучит так, как хочется именно ей, а не соседям по диску. Да, это создает некую разношёрстность, но, стоит признать, весьма приятную, которая в эпоху синглов и EP позволяет не потерять интерес при прослушивании. И это главное сходство с артефактом — альбом хочется изучать, переворачивать, вслушиваться в детали и с каждым новым кругом — находить всё больше смыслов.

«Концепция разве что в том, что большинство песен, и стихотворение тоже, написаны примерно в одно время, в одном периоде и отражают настроение этого периода. Даже какие-то слова внезапно для меня повторяются в разных песнях, например, „мироздание“. Что касается звука, то он разный, в этом плане альбом неоднороден. Сначала меня это раздражало, но как-то раз звукорежиссёр сказал, мол, „наоборот, хорошо, разные грани можно показать“».

Выйди альбом ещё неделю назад, мы бы говорили только о его символике в рамках личности. Но в контексте сегодняшних событий название «Десяток добрых стрел» звучит иначе. Константин признался, что заглавная композиция сочинялась в режиме потока сознания и что он и сам до конца не знает, о чём она именно. Создаётся впечатление, что музыканта посетило предзнаменование в стиле «Это уже было в Симпсонах», ведь альбом записывался в течение прошлого года. Хочется, а точнее должно быть так, чтобы в XXI веке стрелы были только добрыми и метафорическими. Хочется, а точнее должно быть так, чтобы в людях было больше чуткости и осознанности, как на этой пластинке.

Работа «Десяток добрых стрел» записывалась на трёх студиях: Stereolith, Just studio и студии Владимира Ванцова. Последний принял активное участие в работе не только как звукорежиссёр, но и басист и гитарист. Всего в записи помогали двенадцать музыкантов, среди которых Алексей Орлов («Середина», «Мельница»), Майкл Безыменский («Обними кита», «Бобры»), Мария Смолова, Мария-Луиза Бояджиева и Айлэн Ататаа.

— «Десяток добрых стрел» — ваш первый сольный альбом. Каким получился этот опыт, чем он отличался от работы с группой?

— Это интересный опыт. В сущности, даже в то время, когда у меня была группа, на запись часто приглашались сессионные музыканты. Можно сказать, что в какой-то момент идея записи с сессионными музыкантами вытеснила идею группы… Обычно, когда есть группа, есть и определённый набор инструментов, которые используются на записи. Хорошо, если это даёт уникальный узнаваемый звук, но не всегда это бывает так. В какой-то момент у меня появилась такая мысль: каждую песню нужно записывать так, как она звучит в голове. То есть не так, что «у нас в группе есть бас, гитара и флейта, значит, на альбоме они и будут звучать», а так: «в этой песне я слышу виолончель — значит, нужно её записать». Конечно, это требует большего времени, большей организационной работы и в конечном счёте бо́льших вложений. Впрочем, не всегда: на альбоме есть песни, записанные в акустике, с гитарой и альтом или просто с двумя гитарами. В любом случае основная идея — записывать так, как звучит в голове.

— Для записи этого релиза вы привлекли музыкантов из разных стран, использовали акустические и электронные инструменты, мужской и женский вокал, записали песни и стихотворение. Насыщенный список. Что-то вроде компенсации за сольную работу?

— Можно и так сказать. В целом, список песен, которые должны войти в альбом, сложился уже накануне пандемии. К началу записи у меня было довольно чёткое представление о том, как всё должно звучать. То есть я иногда просто ходил по городу, напевал про себя какие-то из этих песен и понимал, что вот в этом месте должен звучать альт, а вот тут — нечто электронное. Структура формировалась в голове, и во время записи оставалось лишь зафиксировать её.

Стихотворение появилось в альбоме уже ближе к концу записи. Я редко пишу стихи и ещё реже их обнародую. Сначала на месте «Строгинского синдрома» предполагалась одна песня, потом другая, но обе я отмел по разным причинам (хотя они тоже записаны, и те, кто подписан на мою рассылку, получили их по почте как бонус).

Про женский вокал: я раньше как-то недооценивал бэк-вокал в целом, на предыдущих записях его почти нет, тем более женского. Здесь же получилось, что поучаствовали три девушки: с одной, Марией Смоловой, мы вместе пели «Десяток добрых стрел» ещё на концертах в 2019-м, и в итоге она спела на альбоме. Она, кстати, тоже пишет песни, хотя в основном на чужие стихи. Мария-Луиза, спевшая в «Поэтах» — из Болгарии, сейчас студентка Гнесинки, а в своё время учила русский язык в институте, где я работаю, там я и познакомился с ней. Айлэн из Аргентины уже участвовала в одном моём проекте под названием EP BonaVentura, записав у себя дома вокал для песни Ariunzayaa. Мне нравится привлекать к работе людей разных культур, людей, говорящих на разных языках. Это то, чем я вообще интересуюсь — языки и культуры.

— Вы работали над альбомом больше года, но дали торжественную клятву больше так не делать. Хотя некоторые коллективы могут писать пластинки годами. Почему вы хотите ускорить процесс? Что его тормозило до этого? И как будете катализировать?

— Я заметил, что в какой-то момент запись альбомов стала занимать много времени. Например, пластинку «Открывать здесь», которая появилась в 2018-м, мы записывали почти два года (ещё с группой). Следующий альбом — чуть меньше, но тоже долго. Это, с одной стороны, позволяет реализовать замыслы, но в то же время выматывает. Уже пишутся новые песни, они играют в голове и хотят прозвучать, а ты ещё старые не записал…

О том, что тормозило процесс: в случае с этим альбомом, наверное, три вещи. Во-первых, необходимость последовательно собрать всех музыкантов в такое время, когда могут и они, и звукорежиссёр, и я сам. Во-вторых, пандемия. В-третьих, то, что кроме музыкальных дел есть — к счастью или к сожалению — и другие. А как катализировать — пока не придумал. Наверное, менять отношение к музыкальным делам в сторону лёгкости. Вообще, бывает так, что песня, записанная за два часа, вызывает больше реакции, чем что-то, над чем ты работаешь долго. Поэтому мне хочется более легко относиться к тому, что я делаю — так, как это было в 20 лет, когда я не думал о том, нужно ли это кому-то, а просто делал, как Бог на душу положит. Конечно, я не говорю, что нужно всё записывать на коленке и кое-как. Но и без излишнего перфекционизма!

konstantin-morev

— Вложили ли вы в эту работу какой-то концепт или же она больше — сборник накопившихся ощущений и мыслей?

— Скорее второе. Концепция разве что в том, что большинство песен, и стихотворение тоже, написаны примерно в одно время, в одном периоде и отражают настроение этого периода. Даже какие-то слова внезапно для меня повторяются в разных песнях, например, «мироздание». Что касается звука, то он разный, в этом плане альбом неоднороден. Сначала меня это раздражало, но как-то раз звукорежиссёр сказал, мол, «наоборот, хорошо, разные грани можно показать». Тоже верно.

— Разве стрелы могут быть добрыми? В условиях современной психологии даже концепция с Купидоном кажется варварской: по идее, любовь не должна быть травмой. Как и что-либо в это мире.

— Да, наверное, не должна, хотя, с другой стороны, любовь не может быть идиллической и ванильной. Что же касается «добрых стрел», то могу сказать, что эта песня, которая и дала название альбому, сочинялась в режиме потока сознания. То есть я придумал риф, стал его наигрывать и что-то напевать, пошёл какой-то поток фраз, и я решил его записать на диктофон. Почти через год (!) я нашёл эту запись и подумал, что некоторые, вроде бы ничего не значащие фразы, воспринимаются мной самим как осмысленные. Как бы постфактум. То есть как будто ты слушаешь какую-то чужую песню со стороны и думаешь: «Ага, вот это, наверное, о том, а вот это может обозначать то-то». Так что могут ли стрелы быть добрыми и вообще откуда взялась эта фраза — для меня самого загадка. Но я решил довести до ума песню, в итоге в ней звучит альт, виолончель, контрабас, два голоса, гитара и кахон, и мне нравится, как всё это сочетается с медитативным текстом.

— В пресс-релизе среди тем альбома указан «поиск дома». Это что-то вроде поиска своего места в жизни или нечто другое?

— Самое разное. У кого-то из философов была фраза, что «язык — дом бытия». Так что, может, поиск дома — это поиск возможности выразить что-то, что хочется выразить, дать слову прозвучать. Но это, конечно, далеко не единственное объяснение. В альбоме много куда более конкретных точек, в том числе и географических. Как минимум три. И это тоже про дом.

— Есть ощущение, что тексты и смысловая составляющая песен для вас важнее музыкальной. По крайней мере, они выходят на первый план. Это так?

— Когда-то это было так, пожалуй. Сейчас едва ли. Мне по-прежнему нравится сочетать слова и мне ещё больше нравится, когда получается нечто неожиданное для самого себя. Когда я записываю наброски текстов на диктофон, то в конце записи обычно идёт такой смешок или восклицание, моё удивление по поводу того, что пришло в голову. С другой стороны, часто слова — это некий ассоциативный ряд, а не чёткое высказывание. Тем более что часть текстов альбома пришла в голову буквально во сне. Для меня самого нет такого, что слова на первом плане. Наоборот, я часто что-то наигрываю без слов на гитаре или электропиано. Просто эти вещи не доходят до записи.

— К выпуску релиза вы подготовили ролик к песне «Коучи». Какая концепция у клипа и как вам пришла эта идея?

— Идея была в том, чтобы предложить людям, которым нравится то, что я делаю, немного поучаствовать в песне, сделать что-то совместное. Когда-то давно один мой друг слушал канадскую исполнительницу Софи Мадлен. Это инди-исполнительница, одна из первых, кто стал много использовать укулеле. Тогда только начинался YouTube, и она выкладывала там свои видео. И однажды этот мой друг показал мне видео, которое Софи Мадлен сделала с участием фанов, я уже не помню, что точно там было: то ли каждый пел какие-то строчки, то ли что-то ещё. Но мне запомнился такой формат. Сейчас в целом среди независимых музыкантов (то есть тех, у кого нет контрактов с лейблами) популярна идея привлечения фанов к творчеству, идея вовлечения, идея создания сообщества. Мне кажется, это и правда хорошо. Ты видишь людей, которые слушают тебя, лучше узнаёшь их, а они поддерживают тебя своим участием в проектах, и такая поддержка, скажем прямо, сильно вдохновляет заниматься музыкой дальше.

— Многие рок-музыканты рано или поздно приходят к тому, чтобы записать свои лучшие песни вместе с симфоническим оркестром. Нет ли у вас таких планов?

— Насчёт оркестра, конечно, нет. Вроде бы Сергей Курёхин когда-то обмолвился: «Новая романтика — это, прежде всего, большие деньги». Так вот оркестр, думаю, ещё в большей степени. Но вот какие-то отдельные симфонические, академические инструменты привлекать мне нравится, я это делаю в меру возможности, и как раз последняя песня на альбоме «Десяток добрых стрел» именно такая. Конечно, хотелось бы сделать несколько песен в таком звучании, идея есть. Когда реализуется, в каком масштабе — будет видно.

— Какая ваша главная музыкальная амбиция?

— Просыпаться, читать отклики людей и понимать, что кому-то мои песни помогли и дали что-то важное. И ещё записать пару хитов, которые позволят получать доход и спокойно заниматься музыкальными делами.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика