«Есть у меня точеный нож, режу им хлеб, правду и ложь» — такой строчкой открывается заглавная песня альбома «Русские песни» проекта TSARGOROX. Чаще всего, прослушивая рецензируемый альбом на предмет хлёстких цитат для публикации, радуешься, найдя одну-две подходящие фразы. Приступив к такой же задаче в этот раз, сложность оказалась не в том, чтобы найти что-то стоящее, а в том, чтобы остановиться выписывать эти самые строчки. А это значит, что перед нами добротная работа в духе русского рока.
«А помнишь-помнишь, каким клёвым было „Наше радио“?» — звенит в голове голосок ягоды-помяники из «Южного Парка». Самое забавное то, что сейчас там играет то же, что и пятнадцать лет назад. Только это уже не клёво, а печально, ведь это значит, что за пятнадцать лет не вышло ничего лучше. Однако, возможно, редакторы радио просто не шерстят интернет в поисках новых имён — и очень зря, здесь пока до периода застоя далеко.
Проект TSARGOROX заявил о себе дебютной пластинкой «Русские песни» в конце 2020 года. Но возник он не из ниоткуда, а, по словам основателя Олега Козленкова, «на осколках группы „Очень Высокое IQ“». С 2009 года команда записывала бойкие и глумливые песни и пользовалась большой популярностью среди «друзей друзей» и персонала клуба «Китайский Лётчик Джао Да». Было весело, однако Олегу, что свойственно мыслящим людям, хотелось развиваться как автору и музыканту более серьёзно, и на этом этапе пути участников разошлись. Любопытно, что в данном случае слово «серьёзно» на самом деле трушной серьёзности не подразумевает. Никакой духоты, левых призывов или душещипательных гимнов справедливости, TSARGOROX — тоже про веселье, но уже не безбашенное, а скорее спасительное — от всех этих страшных «взрослых» реалий.
— Замечали, что если рок-музыканты в нашей стране выпускают некий «русский» альбом, то это всегда что-то ироничное, но по сути своей довольно печальное? Вот и в ваших «Русских песнях» явно чувствуется эта «древнерусская тоска». По-другому о нашей родине не спеть?
— Не замечал :) Я практически не слушаю русскую музыку. Во-вторых, «ироничное» и «древнерусская тоска» — это вещи разного порядка. В-третьих, так как я сам русский человек, то я могу говорить только о самоиронии — когда я говорю иронично о своей стране, я говорю и о себе. Не отделяю себя от всего происходящего. В-четвёртых, у нас есть очень важная, практически базовая вещь в бытовом инструментарии — это смеховая культура. Это очень спасительная штука. Психику бережёт, пластичности ей добавляет. Далеко не всякий народ понимает, как русские могут смеяться над некоторыми вещами.
Читайте также
А тоска, конечно, есть. Но не путайте с депрессией. Это философская грусть, скорее :) Ни разу не видел, чтобы человек, который что-нибудь осознал важное в жизни, в мире нашем, смеялся. Если это произошло, то он — сто процентов — сдвинулся! «Горе уму» — знаете же, что Грибоедов изначально так назвал пьесу?
Вообще тема «счастья в неведении» проходит лейтмотивом через весь альбом: «Только дуры знают секрет счастья», «Судьбы нет чудесней, чем быть дурачком – счастье ловить сачком». Кажется, именно этого правила и придерживается один известный пресс-секретарь, который почему-то вечно не в курсе, зато, видимо, очень счастливый.
Изначально «Русские песни» русскими не планировались, а эта самая «русскость», как выразился Олег, была обнаружена уже в ходе записи. И на ум сразу приходит пословица: «Что у кого болит, тот о том и говорит». Что совершенно не удивительно, к России уже давненько хочется приложить подорожник. Тем не менее, это не какой-то там политический альбом, это, можно сказать, фотоальбом нашей обыденной жизни, здесь есть кадры с отстойного мартовского отпуска, улыбки тех самых радостных дурачков, лица попрошаек и шпионов (как прозорливо про иноагентов) и горбатое селфи из-за компуктера, за которым мы проводим всё своё время. Такие себе картинки. Как из инстаграма петербургского фотографа Александра Петросяна — впечатляющие, порой даже вызывающие смех, но глобально — печальные.
— «Русские песни» вышли (и звучат актуально) в 2020 году, но подобный альбом с его проблемными темами легко представить и в нулевые. Неужели общество совсем не развивается?
— А набор проблем не уникален! :) Общество не так давно ещё ловило друг у друга блох. Мы до сих пор ведём себя как хищники, как троглодиты и мудаки! Потому и темы актуальны, не только в нулевые, но и в восьмидесятых можно было бы прозвучать понятно. «Шапочка из фольги» — песня про независимость мышления. «Дуры» — про внутренний женский ум, естественную природную мудрость. «Тайны» — про загадки искусственные и вечное непознаваемое. «Gamer» — об уходе от реальности. Довольно вечные темы, хоть и не очень глобальные. Актуальность сохранится и через 20-40 лет.
Некоторые музыканты здорово обижаются, когда их музыку причисляют к русскому року, хотя мы в это понятие вкладываем исключительно музыкальные достоинства: глубокие и поэтичные тексты, а также крайне разноплановое рок-звучание. Как мы уже разобрались, с текстами у TSARGOROX всё более чем впечатляюще (кстати, за дополнительными смыслами и разъяснениями добро пожаловать в соцсети проекта), а что же с музыкой? Стоит признать, что и в этом плане группе есть чем удивить и порадовать, так как к каждой из композиций Олег и его коллега Лев Карелин подходили индивидуально и скрупулезно. Где-то тянет отплясывать под убойный панк, где-то можно загрузиться под тяжеляк, а потом почилить под регги. В заглавной композиции балалайка будто и вовсе переходит в ситар, ну не прекрасно ли?
Если вам всё-таки хочется каких-то ориентиров и сравнений, то на ум приходят такие команды, как «Король и Шут», «Ляпис Трубецкой» и совсем немножко «Ленинград» в его лучшие годы.
Завершаются «Русские песни» так, будто это интервью Юрию Дудю — песней «Сила». А в чём эта сила, по мнению TSARGOROX, ты, брат, узнаешь при прослушивании.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!