В этом году стало особенно тяжело слушать музыку. Либо она совсем оторвана от реальности и раздражает своим напускным оптимизмом, либо слишком погружает в тоску, потому что такова сегодняшняя реальность. Но Константин Морев, музыкант из Москвы, смотрит на мир с особой чуткостью и долей оптимизма. Несмотря на название нового альбома «Песни со старой кассеты», песни там более чем актуальны.
«Песни со старой кассеты» — уже второй большой релиз музыканта в этом году — предыдущий альбом «Десяток добрых стрел» вышел 25 февраля. Как признаётся сам артист, новая пластинка получилась более буквальной, и это заметно. Тексты недвусмысленно считываются, но при этом не слушаются как прямолинейные мелодекламации. Это скорее истории, наполненные метафорами и поэтичной романтикой. Помимо вечных тем, вроде любви и ожидания лета, романтизм Морева затрагивает даже жизнь охранников и рассуждения о России, которые сейчас воспринимаются особенно остро. При этом на альбоме практически нет места хоть какой-то меланхолии.
Но хоть релиз и текстоцентричен по своей натуре, не меньше он цепляет и своей музыкой. Разносторонней, похожей на русский рок рубежа веков, в которой мелодии выходят на первый план. При этом в музыке чувствуется динамичность в силу её быстрой записи — местами минималистичная, местами насыщенная, но при этом простая. Именно так и должен звучать альбом в 2022 году, в эпоху, где динамизм сочетается с неопределённостью в завтрашнем дне.
«В целом записывать что-то в сжатые сроки, мне кажется, хорошая идея. Этакая проектная деятельность: ничто так не мотивирует, как некий дедлайн. Входишь в определённый ритм, и потом уже тебя волна такая несёт и несёт. Насчёт отшлифованности — думаю, пластинка именно в таком виде отражает настроение».
Альбом лишь притворяется песнями со старой кассеты. Имеющая в своём звуке ностальгический дух, на деле музыка Константина Морева передаёт дух эпохи не только своим своевременным содержанием, но и формой, отражающей суетливость нашего быта. И такой творческий подход артисту больше к лицу, так как именно в нём ощущается большая искренность.
— «Песни со старой кассеты» — уже второй альбом в 2022 году. Откуда берётся такая продуктивность?
— Всё просто: предыдущие два альбома я писал и записывал очень долго, и за это время появлялись новые песни. К моменту выхода «Десятка добрых стрел» было уже много новых песен, которые хотелось записать. А ситуация постоянной турбулентности подсказала, что нужно это дело не откладывать, и, как оказалось, это было очень правильное решение. Я начал делать наброски в конце марта, к самой записи приступил ещё через месяц — и к середине сентября альбом был готов. Получилось, что как раз вовремя.
— Вы всё же сдержали обещание и записали новую работу гораздо быстрее предыдущих. Как вам новый опыт? Не переживаете ли, что не отшлифовали пластинку до блеска (или все же отшлифовали)?
— Отличный опыт! За то время, что я музыкой занимаюсь, разные вещи были — в своё время и за восемь дней альбом записывали. Ещё в доцифровую эпоху, лет в шестнадцать. Конечно, там о шлифовке и речи не было, зато кураж был нехилый. И в целом записывать что-то в сжатые сроки, мне кажется, хорошая идея. Этакая проектная деятельность: ничто так не мотивирует, как некий дедлайн. Входишь в определённый ритм, и потом уже тебя волна такая несёт и несёт. Насчёт отшлифованности — думаю, пластинка именно в таком виде отражает настроение.
— Чем новый альбом для вас отличается от предыдущего, вышедшего 25 февраля?
— Тот альбом, «Десяток добрых стрел», был весьма абстрактный, такой текучий как бы, этот — конкретный. Песни для «ДДС» я писал в течение двух лет и ещё полтора года записывал — здесь процесс шёл значительно быстрее. Иными словами, песни из нового альбома для меня самого как бы более актуальны. Они больше «в моменте».
Ещё мне нравится, что в «Песнях со старой кассеты» много коротких песен — и даже совсем коротких. Раньше у меня в голове был какой-то стереотип, что песня не должна длиться меньше двух минут — а потом я подумал: «А с чего?» Особенно в эпоху господства коротких видео и сториз. В общем, в этом альбоме как-то для меня больше динамики, несмотря на внушительное количество песен (15!).
— Песни «Июнь» и «Русь» кажутся остросоциальными. О чём они?
— Да как ответить? Я думаю, ровно о том, о чём они есть. Про «Июнь», правда, я и сам не знаю — это из тех случаев, когда ты, проснувшись среди ночи, записываешь на диктофон какой-то отрывок, через несколько месяцев смотришь — и думаешь: «Интересно получилось». А в «Руси» много отсылок к литературе: Радищеву, Тютчеву… Уже через много лет после них Михаил Шишкин писал, что литература в России — способ существования нетоталитарного сознания. Думаю, не только литература, но и многие хорошие песни тоже. Кстати, из самого Шишкина в песне тоже была скрытая цитата, но я её убрал. Именно в таком виде, как она есть, мне она нравится, и я даже не знаю, что к ней добавить.
— У вас в группе можно найти фото с кассетной коллекцией «Аквариума». Сколько в вашем творчестве БГ?
— С тех пор как я купил в тринадцать лет кассету «Аквариума» из серии «Легенды русского рока», а вслед за ней — альбом «Акустика», я эту группу люблю. Ни разу не было повода разочароваться в БГ.
— Насколько лирические герои ваших песен близки вам?
— В чём-то да, в чём-то нет. Все мы многогранны, и, наверно, каждая песня отражает что-то — но именно что-то, а не всё. Есть песни, которые появляются вообще как-то случайно, и я не очень понимаю потом, как я вообще их написал, с чего вдруг? Но, кстати, иногда они-то и бывают удачными.
— Как-то один негативный комментарий сподвигнул вас на целый пост размышлений о вокале. А как вы в целом относитесь к критике?
— Круто, что вы его прочитали! Ну, написать я этот текст хотел не только из-за негативного комментария. Я просто в разное время задумывался над этим: почему мне многие англоязычные песни с мужским вокалом не заходят — и пришёл к выводу, что часто вокалисты поют нарочито высоко, и меня это отталкивает. То есть было много размышлений, по следам которых я написал тот текст. А к критике нормально отношусь, особенно если она конструктивная и внятная. Как поёт одна очень хорошая исполнительница: «Лучше работать над собой, не злясь на замечания».
— У вас есть небольшой сборник рассказов, написанных в период 2008-2017 годов. Как у вас сейчас обстоят дела с прозой?
— Художественную прозу я почти не пишу. А с текстами в широком смысле как раз очень неплохо — настолько, что я иногда думаю, а не перестать ли мне заниматься музыкой в угоду прозе? Я имею в виду осмысленные посты, очерки, философские заметки и тому подобное. В последние пару месяцев получилось, что много пишу разного рода текстов, и иногда кажется, что это людям даже больше нужно, чем песни. Музыки всё-таки, прямо скажем, переизбыток. Каждый день выходят десятки синглов, альбомов. Даже хороших. Но, конечно, я не мыслю жизни без музыки. Более того, у меня уже есть, что выпустить после «Песен со старой кассеты».
— «ПССК» пропитан чувством ностальгии. С чем это связано?
— Мне кажется, ностальгия — это когда тебе нравилось что-то в прошлом, и ты жалеешь, что сейчас это не так, и хочешь это прошлое вернуть. В этих песнях, по-моему, другое: вот ты смотришь на что-то в прошлом и хочешь, чтобы оно тогда, в то другое время, случилось иначе. Но как я говорил, я не могу сливаться с героями этих песен, учитывая, что некоторые из них напрямую с реальными событиями не связаны. Я уверен, что всё случается именно так, как только и может случиться.
— Скоро ли наступит июнь?
— Хотелось бы, конечно, не позже, чем через семь месяцев.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!