В российском арт-дискурсе разговор о популярной музыке зачастую не выходит за рамки текста. Такая традиция сложилась ещё со времён «самой читающей страны в мире» СССР, и связана она была не столько с качеством самой песенной лирики, сколько с качеством музыки: возможности писать на уровне западных артистов зачастую просто не было. Поэтому сначала барды, затем рокеры, а в итоге и рэперы ценились, в первую очередь, своей лирикой, в которой и вправду было много ценного. Но сегодня писать треки можно даже дома, и музыка в России становится не менее качественной. И дебютный альбом Никиты Макарьина «Скажет небо» — это компромисс между старым и новым, литературным и музыкальным.
«Скажет небо» ощущается как сказка о потерянном времени. В ней собраны стихотворения разных эпох: Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Сергея Есенина и Бориса Рыжего. Даже звучит отрывок из книги философа Николая Бердяева. Но большинство лирики написано самим Макарьиным, и она объединяет целые поколения в единое безвременное пространство, в котором отсутствуют маркеры времени и есть лишь красота.
Эскапистский побег автора от жёстокой реальности ощущается даже не столько на лирическом, сколько на музыкальном уровне. Солирующую акустическую гитару дополняют и перебивают множество других инструментов, переплетающихся друг с другом и создающих ощущение перегруженности пространства — музыкального хаоса, который при этом звучит гармонично и красиво. У музыки будто тоже нет времени: она слишком сложна для бардов, но при этом в ней не найти маркеров современной музыки. Первая ассоциация — группа «АукцЫон», которую Макарьин называет одной из своих любимых. Но «Скажет небо» звучит как бэдрум-поп-версия «АукцЫона» — тише и по-домашнему уютнее. Вторая ассоциация — группа The Retuses, которая в начале карьеры также пела на акустике стихи классиков. Но фолк-элементы в музыке Макарьина имеют больше маркеров русскости, нежели интернациональное звучание The Retuses.
«Красота есть победа над тяжестью и уродством мира» — цитирует Бердяева рэпер Неточка Незванова в завершающей композиции «Об эстетизме». В этой фразе весь дебютный альбом Никиты Макарьина — провозглашая победу красоты, автор отказывается от какой-либо дихотомии, создаёт музыку без зла, тревоги и уродства. Кажется, именно такой музыки сегодня и не хватало.
— До записи альбома у вас был продолжительный перерыв в творчестве. Каково это возвращаться к музыке спустя пять лет?
— Это совсем другое состояние. С одной стороны, непросто, с другой — как в омут: ты просто в этом и всё. Да и пел я ранее совсем недолго, так что в этот раз я начинал почти с нуля.
— Большинство музыкантов пользуются псевдонимами. Почему вы решили выступать под своим именем?
— Я искренне пытался придумать псевдоним, который соответствовал бы тому, что я делаю. Имя — это очень важно. Вся поэзия, по сути, есть называние явлений. Но моя музыка и стихи — это очень про меня, и название этому уже дано. Либо у меня просто скудная фантазия.
— На альбоме много стихов, принадлежащих поэтам разных эпох. Расскажите, как вы отбирали стихотворения.
— Процесс создания песни для меня, как чёрный ящик: что-то аккумулируется внутри, и из этого может что-то получиться. Так и со стихами, просто что-то читаешь, параллельно может прийти какой-то мотив, а потом раз — и песня.
— Как записать альбом в домашних условиях?
— Не думаю, что я хороший советчик в данном вопросе, я сам только учусь. Но если коротко, то приобрести микрофон, звуковую карту, дибокс для гитары, изучить какую-нибудь DAW программу и пробовать. В процессе многое узнаешь про автоматизацию, сведение, эквализацию, мастеринг и т.д.
— Сейчас вы пишете музыку преимущественно в одиночку. Если бы у вас была группа, из кого бы она состояла?
— Мне очень нравится сочетание виолончели, контрабаса, клавишных, саксофона и ударных. Такой стандартный, скажем, набор. В сочетании с вокалом, гитарой и электронными вставками это могло бы звучать потрясающе. Но вообще, я открыт к экспериментам и всегда рад попробовать что-то новое. Например, я бы хотел попробовать что-то с народными и этническими инструментами.
— Вы выступали в арт-центре «Гаркундель». Как группа «АукцЫон» повлияла на ваше творчество?
— «АукцЫон» — одна из моих любимых групп. Я слушаю её много лет и, конечно, она оказала на меня большое влияние. Как и сольное творчество Леонида Фёдорова. И, я думаю, это естественно: чей-то творческий путь — это всегда приглашение впустить новый опыт в свою жизнь. И если ты признаешь этот опыт как событие, то он будет неизбежно влиять на всю твою жизнь.
— На каких современных поэтов стоит обратить внимание?
— Честно говоря, я совсем не разбираюсь в современной поэзии. Могу только ещё раз упомянуть Бориса Рыжего как относительно недавно жившего большого поэта.
— Вы играете на акустической гитаре. Почему такая музыка актуальна в 2022 году?
— Гитара — это доступно: как для автора, так и для слушателя. Плюс это какой-то более личный разговор получается, как мне кажется.
— Не у каждого начинающего исполнителя есть ресурсы на клип. Расскажите о процессе создания первого видео.
— Мои ресурсы — это всего лишь знакомство с Егором Насоновым, автором клипа, и его желание снять видео. Мы с Егором обсуждали возможность снять что-то, но так, в общих чертах. И вдруг однажды вечером он присылает мне черновой вариант клипа. Мне понравилось, и мы решили выпустить его. Изначально Егор снимал это как этюд, затем наложил на него песню «Яри», получилось вроде бы здорово.
— На стихи каких поэтов вы бы положили музыку в будущем?
— Вероятно, это кто-то из XX века как наиболее лексически близкого нам времени. Как я говорил выше, для меня это область скрытая, и от моего представления или намерения мало что зависит.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!