При беглом взгляде на современную музыку всё сильнее ощущается намеренное отсутствие этой самой современности. И в чартах, и в подборках музыкальных критиков встречается музыка молодых исполнителей, чьё творчество как будто бы старше их самих. Моду на ретро уже успели осмыслить культурологи, а критик Саймон Рейнолдс, позаимствовав термин из работ Жака Дерриды, охарактеризовал такую музыку как хонтологическую — этакий процесс ностальгирования по тому, по чему музыкант не может испытывать тоску ввиду своего возраста. В России хонтология имеет особое место в поп-культуре благодаря богатому наследию советской и ранней постсоветской эстрады, получив на западе отдельное наименование sovietwave. Московская группа «Гипнобаза» посвятила своё творчество воссозданию музыкального ландшафта уже далёкой эпохи, нарекая свою музыку ностальджи-поп. Новый мини-альбом «Вечеринка никогда» — фантазия о времени, застывшем, как насекомое в янтаре советской эстрады.
Холодные меланхоличные синт-баллады, слушая которые, представляешь прогулки по паркам, осыпанным листвой оттенков пламени, — и всё это снято на плёнку с несколько мыльным изображением. Спутать «Вечеринку никогда» с бриллиантами перестроечной поп-музыки очень просто. При этом какая-либо привязка к сегодняшнему дню отсутствует и в текстах — лирический герой ходит на дискотеки и ставит пластинки. Даже сами сюжеты песен ностальгичны и рассказывают будто о чём-то давнем, но очень важном. В полную силу «Вечеринка никогда» раскрывается вместе с сюжетными вставками, доступными на «Яндекс Музыке». С ними альбом превращается в сказку о путешествии во времени, которой, впрочем, никогда и не было на самом деле.
Но сколько бы «Вечеринка никогда» ни пыталась имитировать чужое время, это в первую очередь произведение сегодняшнего дня. А в период, когда вся культура будто бы отвернулась от реальности, подобный релиз вписывается в нынешний ландшафт. «Гипнобаза» говорит о современном человеке не буквально, а на психоэмоциональном уровне — ведь многие сейчас тоскуют по какому-то прошлому, где они, может, и не были счастливы, но чувствовали себя определённо лучше. И на фоне всеобщего тотального эскапизма «Вечеринка никогда» — не очередная попытка паразитирования на тренде ностальгии, а умелое подражание не столько прошлому, сколько представлениям этого прошлого, сформированным от «батиных» кассет и современного ощущения потерянной эпохи.
— Вы характеризуете себя как ностальджи-поп коллектив. Можете рассказать об особенностях этого жанра?
— Можно сказать так: ностальджи-поп содержит в себе элементы большинства жанров второй половины XX века. От баллад 60-х до какого-нибудь арт-рока. Легче отметить то, что он в себя скорее не включает: например, death metal или откровенную трендовую попсу. Хотя это не точно.
— Как вы относитесь к моде на ретро звучание в поп-музыке?
— Отлично! Я вообще считаю, что все новое — это хорошо забытое старое. Если говорить про поп-музыку последних лет — песня Say So исполнительницы Doja Cat, пожалуй, ярчайший пример популяризации ретро стиля. Здорово, что ретро-поп так мощно пошёл в массы. Музыка-то реально хорошая.
— Ещё полторы недели назад вы анонсировали «Вечеринка никогда» в формате мини-альбома, но вышел он как полноформатный концептуальный альбом. Расскажите о процессе создания релиза.
— Полноформатная версия доступна только на Яндекс Музыке. На всех других других площадках альбом по хронометражу проходит как EP.
Вообще, история альбома началась с того, что я увидел в одном столичном клубе надпись на стене. Кто-то намалевал её фломастером, но не дописал. Возможно там должно было быть написано «Вечеринка никогда не закончится» или что-то ещё. Меня эта недосказанная фраза сразу зацепила, друзей тоже. И мы решили снять мокьюментари (пародийную документалку) о «Гипнобазе» с таким названием. В процессе генерации идей была написана песня «Вечеринка никогда». Кажется, что это было как раз в начале года, когда на Россию наложили транспортное эмбарго — я ещё заметил, что в небе стало совсем мало следов от самолётов. Однако идея с документалкой провалилась, руки не дошли замысел оформить в чётко сформулированную идею, которая могла бы манифестировать себя на языке кино.
А остальные песни как-то достаточно быстро подтянулись. Сначала засели с Димой по домам, потом у него в его студии, и буквально в течение месяца по песням всё было готово. Вплетение интерлюдий/сказки — происходило экспромтом. В связи со сложившейся обстановкой в мире — мне было абсолютно не понятно, будет ли у меня в будущем ещё возможность выпускать релизы, поэтому решил «а почему бы не докрутить релиз концептуально». Вместе с женой (Аксинья Домео) написали сказку, а озвучил её знакомый актёр Валентин Мухрев.
— Как случилась коллаборация со Стереополиной?
— Прошлой зимой появился набросок песни «В зимнем парке». С постпанковым налётом и бас партией в октаву. Показалось, что неплохо бы попробовать добавить женского голоса. Сопоставив все исходные, подумал, что Карине, возможно, песня понравилась бы. Хотя мы не были даже знакомы на тот момент, решил ей отправить демку. Карине понравилось! Она написала текст к первому куплету, я ко второму. И всё встало на свои места. Как-то так!
— С кем бы вы записали фит из современных артистов, а с кем из артистов прошлого?
— Из современных отечественных — со Smykoves — это парень из Питера — он делает танцевальный электро-поп шансон на французском. Ну, и с Анной Ворфоломеевой, конечно же. Вы слышали, как она поет? Было бы здорово.
Из прошлого — даже не знаю. Возможно, со «Звуки Му». Или с Эдитой Пьехой. Да, «Гипнобаза» feat. Эдита Пьеха — это прям очень хорошо.
— Не так давно прошла очередная волна ностальгии по Алле Пугачевой. А что для вас значит Алла Борисовна?
— Если честно, не являюсь её фанатом. Все эти миллионы, миллионы, миллионы алых роз... не отрицаю — хиты, народ любил, все дела. Но не моё это. Если говорить о советской волне, я больше котирую Пахмутову и композиторов музыки к фильмам. Рыбников, Артемьев, Зацепин, Шаинский, Таривердиев... Лично мне они более привлекательны как творцы и как личности. Ну и Эдита Пьеха, как вы уже поняли.
— Как вы относитесь к Советскому Союзу в целом?
— В нем были и плюсы, и минусы. Он был очень разный и сам состоял из множества эпох. На мой взгляд, за 70 лет под флагом СССР появился гигантский пласт культурного наследия, в том числе музыкального, которое незаслуженно погасло. Были интересные векторы, которые можно было бы продолжить использовать и сейчас. Или как минимум отдать им дань уважения.
В той же Америке не гнушаются и не брезгуют своим наследием 70-х. Например, Энни Кларк (St. Vincent) записала свой крайний альбом в ретро стиле с пониманием крутизны наследия того времени. У нас же, думаю, если бы какой-нибудь артист «высшего эшелона» записал такой альбом — на него бы повесили клеймо «совок», к сожалению. Мне так кажется.
— Какую современную музыку предпочитаете?
— Из современного мало чего слушаю. Новый альбом Arctic Monkeys The Car шикарен. Ну, кстати, тоже ностальджи-поп.
— Почему ностальгия так популярна сегодня?
— Думаю, что ностальгия популярна во все времена. Просто потому, что это такое свойство человеческого мозга — идеализировать определённые моменты из прошлого. Даже без идеализации, так работает механика памяти — возвращаться к каким-то ярким моментам из прошлого. Скажу про себя. У меня многие воспоминания ассоциируются с определёнными песнями/группами, которые я слушал в тот или иной момент. Думаю, у многих плюс-минус есть похожие ассоциации. Не чётко, но где-то на подсознании. Слышишь давно знакомую песню и вдруг вспоминаешь — какой-то запах, какое-то время года, первый поцелуй, какой-то праздник... или, наоборот, какую-то потерю, утрату, смерть. В общем, что-то, что происходило с тобой в жизни и вокруг тебя, когда тебя впервые зацепила эта песня. И вот этот «ностальгичный флёр» в музыке — он затрагивает и возбуждает эти материи, эту часть системы воспоминаний человека, как мне кажется.
— Раньше было лучше?
— Я пока ещё не дорос до того возраста, чтобы ответить на этот вопрос положительно.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!