Кажется, эстетика космических приключений никогда не потеряет актуальности. Особенно в музыке. На первый взгляд космос представляет собой безвоздушное пространство, тьму, которая даже под светом звёзд остаётся тьмой. Но при этом уже больше ста лет эта тьма влечёт к себе не только учёных, но и деятелей искусства. Продюсер Валерий Мифодовский, мечтая о путешествии по вселенным, собрал в один сборник многообещающих молодых артистов, чтобы дать им возможность показать, как звучит их космос.
При этом открывают сборник ветераны русской альтернативы — Илья Лагутенко, объединившийся с электронным дуэтом Aeronautica, и романтики советского нью-вейва «Альянс». И если со вторыми и так понятно, что в космос они могут отправить запросто, то слышать солиста «Мумий Тролля» под медитативные синтезаторные распевки неожиданно, а ещё неожиданнее, насколько он при этом слушается органично и цепляюще. Конечно, со стороны составителей сборника брать Лагутенко было запрещённым приёмом, но не ради него мы здесь собрались, да и «Чёрная дыра» далеко не последняя жемчужина «Космоса».
Открываясь традиционным аккомпанементом для космоса — ретро-синтезаторами — сборник начинает колесить по жанрам, раскрывая тематику с неожиданных сторон. Красивый инди-поп от «какОска», дерзкий рок от Delafer, лаунж от Polina V и даже хаус-ремикс от M Clis. О космосе говорят как о месте для мечты, месте для приключений, месте для любви, а «Чемодан Гризли» умудряется даже через космическую тематику рассказать милую семейную историю. Но интереснее остальных здесь звучат две композиции — инди-фолк исполнителя bequiet и дуэта Arkey June. И «К свету звёзд», и «Астера» не претендуют на забивные хиты, но их тихость и некоторая меланхоличность показывают космос с новой стороны: романтической, уютной. Эскапизм их песен лучше всего характеризуют как нас самих сегодня, так и космос, мечта о покорении которого будто бы уже ушла куда-то на второй план.
Второй сборник «Космоса» — эта многогранное, как вселенная, полотно, где множество ещё молодых звёзд ждут момента, чтобы засиять ярко и надолго. О процессе создания сборника рассказал продюсер сборника Валерий Мифодовский.
— Чем вам близка космическая тематика?
Читайте также
— Я вырос в СССР, когда каждый мальчишка мечтал быть космонавтом. С тех пор прошло много времени и, конечно, детская мечта уже не достижима физически. Но ментально я продолжаю путешествовать по другим мирам, слушая и выпуская инструментальную музыку, читая научную фантастику. И по-прежнему люблю кино в этом жанре. Мы даже сделали совместный с Denny Kay лейбл Spiralmind Records, посвящённый экспериментальной электронике, под слоганом «Музыка из других миров», а мой друг и коллега из компании Soyuz MadStyle Management, с которым работали над данным сборником, Максим Масеев окончил Факультет Аэромеханики и Летательной техники МФТИ. Так что мы оба интересуемся темой космоса. В своё время факт о том, что при подготовке космонавтов обязательной программой являются прыжки с парашютом, во время которых нужно решить арифметические задачи, так меня впечатлил, что в итоге я сам освоил парашютный спорт.
Я постоянно слежу за развитием космонавтики. Это просто один из устойчивых жизненных интересов. Думаю, что текущее поколение не в полной мере понимает, насколько для всего мира была важна эта космическая гонка между нами и Америкой и как она повлияла на развитие не только наших стран, но и цивилизации в целом. И, возможно, повлияет ещё.
Выпуск инструментальных сборников ко Дню космонавтики привел к тому, что музыканты стали присылать и песни. Стало понятно, что песен много, и они достойны своей отдельной серии. Только в отличие от сборника «12.04», серия «Космос» не привязывается к конкретной дате, а каждый год выбирает отдельное событие из космического календаря, к которому и приурочен выход.
— Расскажите о процессе подготовки сборника.
— Контекстные сборники — это наш регулярный формат, который позволяет делать компиляции, собранные вокруг ключевой идеи, а не вокруг музыкальных жанров. Жанровое разнообразие — это особенность всей серии контекстных сборников. Для нас это способ поддерживать молодых артистов и знакомиться с новой музыкой. Кроме того, это, если хотите, некоторое продюсерское творчество. Сборник рождается постепенно, обычно есть понимание общего настроения, которое я хочу собрать, но конкретные треки могут довольно сильно корректировать итоговый результат. Для музыкантов принять участие в отборе очень просто, достаточно предложить свою готовую работу через ВК или прислать мне лично, если она ещё не выпущена. Обычно хватает одного поста с анонсом, под которым нужно оставить свой трек, чтобы собралось значительное количество материала. Начиная делать сборник, мы видим только несколько сотен разнородных треков, которые формируют облако музыкальных смыслов. Наша команда и стажёры из Бизнес-школы RMA, где я преподаю стратегию позиционирования, всё отслушивают и отбирают те работы, что показались ярче других. Обычно на этом этапе в финальной корзине остается треков 50, которые я регулярно слушаю по кругу. В результате сначала появляются отдельные опорные треки, которые задают некоторый музыкальный и смысловой тон, а затем они постепенно начинают притягивать другие. Это притяжение может быть вызвано конкретным текстом или настроением, или музыкальной формой. Так образуются пары треков, которые начинают взаимодействовать друг с другом. Пары могут соединяться, и получаются новые сцепки, которые в сочетании дают больший эффект или раскрывают дополнительно смысл. В итоге собирается некоторое количество логически связанных для меня блоков, которые уже в рамках релиза выстраиваются в определённую драматургию всего сборника. Это не очень просто: уложить разно жанровые композиции в такой порядок, в котором есть логика изложения и который может работать при неоднократном прослушивании. Меня эта игра случайностей и смыслов очень увлекает. Не уверен, что она понятна всем слушателям, но мне достаточно, если сборник просто слушается гармонично и целостно. Насколько получилось — судить уже слушателям.
— Артисты из сборника записывали о нём отзывы. А можете дать свой отзыв?
— За отзывы мы очень благодарны всем артистам. Но отдельное спасибо должны сказать Игорю Журавлеву из группы «Альянс», который не только оперативно откликнулся на призыв дать обратную связь, но и фактически задал формат и инициировал стихийный флэш-моб, в который вовлеклись не только артисты, участники сборника, но и другие музыканты. Это очень приятно всей нашей команде.
Для меня легко было бы оставить такой отзыв на чужую работу. Но на свою это сделать несколько сложнее. Если трек попал в сборник, то для меня в нём точно есть какая-то изюминка, настроение, необходимое пространство или функция. Он может выполнять конкретную роль в изложении, оттенять опорные треки или быть сцепкой между уже сложившимися блоками. Раскрывать роль каждого трека мне бы не хотелось, пусть эта игра останется доступной для заинтересованного слушателя. Кроме того, описывать все двадцать треков, не затрагивая логику, почему выбраны одни, а другие из финальной корзины не попали в релиз, было бы не в полной мере понятно для стороннего наблюдателя. А там всегда есть достойные внимания работы, просто физика процесса рождения сборника сложилась лучше для некоторых. Но это наш внутренний процесс, который определяет, какая именно из музыкально равных работ войдёт в сборник.
— Первый сборник состоял во многом из имён новых и малознакомых. Второй сборник же открывает Илья Лагутенко, а подхватывает группа «Альянс». Как вам удалось привлечь таких крупных артистов?
— У больших известных артистов есть адекватный менеджмент, с которым вполне комфортно вести любой предметный диалог. В данном случае мы просто обратились с предложением и получили положительный ответ, за что очень благодарны и артистам, и их менеджменту. Это исключительно их добрая воля и желание поддерживать отечественную музыку. Мы не обещали артистам на этапе отбора присутствие известных имён в сборнике и тоже рады, что всё так удачно сложилось. Конечно, нам помогает то, что более чем за 20 лет работы в музыкальной индустрии уже есть контакты с различными артистами. Например, для группы «Мумий Тролль» мы делали совместную с компанией «МегаФон» национальную промо-компанию для альбома «8» в 2008 году. У Максима огромное количество личных связей ещё со времен работы в компании «Союз». Но я уверен, что с адекватной идеей, учитывающей позиционирование большого артиста, полезной для всех сторон и не сложной в реализации, можно и без личных знакомств смело стучаться к менеджменту, и вас выслушают.
— Кого из несуществующих ныне групп вы бы хотели видеть в подобном сборнике?
— Тут многое зависит от конкретной песни, но, если бы я стал думать о таком подходе, я бы точно вспомнил не только уже несуществующие группы, но и просто заслуженные коллективы, объединив их в общий список для анализа: «Урфин Джус», «АВИА», «Стук бамбука в XI часов», «Странные игры», «Наутилус Пампилиус», «Нюанс», «Калинов мост», Сергей Курёхин, «Караван», «Круиз», Настя, «Звуки Му», «Вежливый отказ» и множество других.
— Какие темы для сборников вы ещё хотели бы затронуть в будущем?
— У нас уже есть конкретные контекстные серии, которые мы намерены продолжать. Это сборники к 14 февраля и к 8 марта, инструментальный — ко Дню космонавтики и песенный «Космос». Сейчас идёт набор материала для первого сборника «Сломанная классика», в котором собираем сильно переосмысленные классические произведения. В планах есть сборники для нового фолка и амбиент, а также инструментальной электроники.
— Что делать начинающему артисту, чтобы на него обратили внимание?
— Сначала отладить творческий процесс, собрать заметное количество авторского материала, дойти до уверенной его демонстрации на концертах и принимать участие во всех активностях, до которых можно дотянуться. Шоукейсы проводит и конференция Colisium, и New/Open, и множество других, типа Arkhangelsk Music Search или «Моспродюсер». Сцены для молодых артистов есть на множестве фестивалей, подавать заявки на которые можно и нужно уже сейчас. Это просто регулярная работа, которую нужно планировать и вовремя делать. Одной волшебной кнопки, способной изменить жизнь артиста, не существует. Если, конечно, такой кнопкой не считать совет написать большой хит на все времена.
— Насколько большую роль в жизни артиста играют лейблы сегодня?
— Я считаю, что лейблы по-прежнему играют важную роль. Принципиальное отличие самостоятельного выпуска через агрегатора от выпуска на лейбле есть. Это количество человеческого внимания к музыке. Агрегатор обеспечит только доставку треков на площадки. Но если артист хочет личного внимания к своей карьере и музыкальному материалу, тут нужны живые люди. Нормально работающий лейбл может не только адекватно и с пользой взаимодействовать со всеми участниками индустрии, но инициировать факты востребованности музыки, будь то использование её в кино, театре, играх или публичном вещании. А с учётом того, что для экономики артиста концерты раз в десять важнее, чем доходы от стриминга, без менеджмента и профессиональной работы компактной команды построить карьеру сложно. И обычно лейбл тут бывает полезен. В случае с артистами, которых мы выпускаем на своих нескольких лейблах, у них есть бесплатный доступ к моим личным консультациям по позиционированию и развитию карьеры. Для артистов со стороны это доступно только за отдельную плату. Подобная поддержка своих артистов знаниями о рынке и маркетинге есть у множества лейблов с соответствующими компетенциями.
— В каком сейчас состоянии находится отечественная музыкальная индустрия?
— Я считаю, что большое количество артистов в 2022 году моментально устарело. Это не только потому, что многие уехали или заняли какую-либо радикальную позицию, что гарантированно привело к потере части аудитории. Главный фактор — это глобальные изменения в нашей жизни, которые, судя по всему, пришли надолго. Многие молодые люди вынужденно быстро повзрослели, многие потеряли ментальное спокойствие и понимание своего будущего. И артисты с прежней исключительно развлекательной повесткой не могут в полной мере отвечать запросам текущего времени. Думаю, что в обществе уже есть некоторый вакуум, который очень скоро начнут заполнять новые артисты с общечеловеческой повесткой. И даже оптимистично считаю, что может несколько вырасти интерес к инструментальной музыке как способу отключиться от текущей реальности. Так что индустрия наша в некотором кризисе, но он даст энергию новым артистам и развитию.
— По вашему мнению, у российских фестивалей есть будущее без иностранных музыкантов?
— Конечно, есть. Уверен, что уже этим летом на фестивалях мы увидим не только больше наших новых артистов, но и музыкальные коллективы из неожиданных и даже экзотических для нас стран.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!