В первой половине июля группа Winteria выпустила сингл «Пророк». Тематика композиции вплотную имеет привязку к искусственному интеллекту, который постепенно внедряется во многие сферы деятельности человека, начиная от различной визуализации, заканчивая более сложными нейросетевыми генерациями.
Текст песни заслуживает особого внимания, так как в нём происходит философский анализ современных технологий, способных в той или иной степени вытеснить человеческий мыслительный процесс. По словам музыканта Антона Кольцова, смысловой посыл песни заключается в том, что благодаря искусственному интеллекту человек перестаёт думать и генерировать собственные идеи, требующие творческих затрат и ресурсов, отдав всё на откуп нейросетям.
С точки зрения исполнения, несмотря на околометалическую аранжировку, слушателю нет нужды гнаться за поиском высоких нот и вокальных мелодик. Вокальное изложение текста радует своей неординарностью в подаче. Отбросив в сторону кучу технических певческих элементов, Антон практически проговаривает стих, с едва ощутимым разбросом по нотам, ограничившись одной октавой. И в этом есть свой несомненный плюс. Во время прослушивания создаётся ощущение невербального диалога с автором. На припевах и бриджах слышно присутствие экстрим-вокала, что в свою очередь положительно отразилось на многослойности голоса.
Мелодическая основа исполнена в духе эпичного пауэр-метала, вобрав в своём звучании классический для такого жанра набор инструментов. Особенным украшением стало присутствие соло-партии на тромбоне в исполнении Егора Голикова (искать нужно после первого припева). При этом трек не стремится уходить в сложные музыкальные структуры и прогрессии. Его изюминка заключается в простоте и качестве записи.
В целом, «Пророк» является вполне себе сильным произведением, которое подчёркивает любовь музыкантов к качественному исполнению и записи своего материала. В очередной раз доказывается термин, что всё гениальное — просто.
— Приветствую! Поздравляю с релизом нового сингла «Пророк». Расскажи немного о композиции.
— Привет! Спасибо! Конкретно эта песня была задумана сравнительно давно, где-то в середине 2022 года – для меня это довольно долгий срок, если говорить о времени между задумкой и реализацией. Сначала были сочинены мелодии куплета и припева, потом, в течение нескольких месяцев, рождалась лирическая концепция. На тот момент это должна была быть песня о человеке, который видел и предчувствовал будущее, хотел предупредить людей о чём-то, но ему не верили, его не слушали, считали пустым местом или же просто не замечали. И таким «неузнанным пророком» он должен был уйти в небытие – непригодившимся, неуслышанным, никого не исцелившим и не спасшим. Трагическая история.
Читайте также
Но когда пришла пора воплощать песню в реальность, вокруг бурно заговорили об искусственном интеллекте и возрастающей угрозе его распространения, и две эти темы в итоге сошлись у меня в голове. Так появился текст о персонаже, который наблюдает в уже наступившем будущем несметные толпы людей, поддавшихся господству роботов, перестаёт видеть смысл в предупреждениях и покидает мир, в котором жить нормальному человеку уже не хочется. Когда-нибудь герой вернётся, но уже в новом обличье и для новой, чистой расы, вышедшей заново из лона живой природы. Конечно, это фантастика, отчасти киберпанк, но в целом песня, как и все остальные у Winteria, взывает только к одному – к осознанности и разуму. Речь не столько о том, что мы будем терять рабочие места из-за самообучения AI, сколько о том, что нужно оставаться человеком, а самое главное – человеком творческим. Пока, к прискорбию, каждое новое поколение становится всё менее инициативным и всё более уповающим на готовые формы, и особенно это касается детей. И ничего беззаботного в этой теме нет.
— Тематика песни очень тесно связана с искуственным интеллектом. Как ты считаешь, сможет ли искусственный разум составить конкуренцию человеку... ну хотя бы в творческих направлениях (музыка, изобразительное искусство, поэзия)?
— Сложно сейчас это предсказать. Посмотри на картинки, созданные последними поколениями Midjourney, – их уже сегодня бывает крайне затруднительно отличить от фотографий. Или, например, послушай, как голоса одних артистов вставляют в песни других, буквально подменяя вокалиста на аудио. Конечно, это пока очевидно и демонстрируется в открытую, в рамках «AI-каверов», но звучит уже местами весьма недурно. Касательно поэзии – насколько я знаю, chatGPT этим уже занимается, предлагая варианты текстов, которые ты просишь его для себя сгенерировать. Многие артисты как минимум последние год-полтора создают себе обложки и целые клипы с помощью нейронок. Учитывая скорость самообучения, конкуренцию человеку они составить смогут вполне, я почти не сомневаюсь в этом; другой вопрос, какой процент людей захочет этим пользоваться. И от этого процента, пожалуй, зависит то, в каком обличии перед нами предстанут будущие века, потому что именно в искусстве и творчестве заключено человеческое, и это человеческое – наша единственная настоящая ценность.
— Как тебе кажется, в каких сферах жизнедеятельности человека искусственный интеллект необходим?
— В работе интернет-поисковиков, в мессенджерах и социальных сетях, в приложениях с картами, строящих маршрут с учётом ближайшего транспорта…Просто потому, что информация быстро меняется и бумажные/телефонные аналоги стремительно устаревают, их просто не успеваешь обновлять и выпускать в тираж. То есть в таких сферах, где нужно что-то необходимое узнать оперативно для пользы дела, ИИ очень удобен. Также ему место в промышленной сфере, например. Есть только одна проблема: если какую-то территорию настигнет глобальная проблема с электричеством или даже разрядится твоё частное маленькое устройство, то каюк – придётся всё равно полагаться либо на свои мозги, либо на бумагу. Тут вариантов никаких. А те автомобили, которые пуще других перепичканы электроникой, просто встанут посреди трассы.
— Релиз сингла сопровождает выпуск лирик-видео. Какую нейросеть задействовали в работе над генерацией картинок? Или все арты являются рукотворными произведениями?
— Лирик-видео на «Пророка» рисовалось в технике диджитал-иллюстрации с последующим применением коллажирования и стоп-моушн-анимации. К нейронкам не обращались.
— Расскажи о творческом процессе. Как происходит создание песен в Winteria?
— Песни в Winteria, как и в сайд-проекте Amor E Morte, рождаются так: сначала мне в голову приходит какой-нибудь мотив или текстовая тема (а периодически и целые части песни, такие как куплет, припев, соло и так далее); затем, сидя за фортепиано, я придумываю и записываю на диктофон песню целиком; а дальше эта запись приносится в студию, и за одну-две встречи с моим коллегой по проектам, то есть за 7 или 14 часов, создаётся полное инструментальное демо композиции, которое остаётся только свести. В этом процессе я демонстрирую песню, озвучиваю пожелания по аранжировке и инструментовке, а коллега на всём играет и тут же всё записывает, используя свой опыт музыканта и звукорежиссёра. Барабаны для Winteria вбиваются им в компьютер, а потом на дополнительной сессии отыгрываются живьём сессионным ударником. После этого остаётся только записать вокал – мой чистый и его гроулинг, если он требуется. Лирика раньше писалась заранее вместе с музыкой, а теперь мне стало удобнее сочинять её с уже готовым инструменталом на руках.
— Winteria является интернет-проектом? Есть ли планы на живое исполнение песен?
— Скорее не интернет-проектом, а студийным проектом, потому что мы всё делаем живьём, не по Сети, как те группы, что имеют именно интернет-статус. Касательно концертов, а также поиска концертного состава пока планов нет, но чем чёрт не шутит!
— Свой творческий путь группа Winteria начала с песни «Крылья», которая долгое время не могла обрести аранжировку. А много ли у тебя песен, которые до сих пор существуют в черновом варианте?
— Они были когда-то, но записаны в итоге только «Крылья». Эта композиция не то чтобы долго не могла обрести аранжировку, я просто пронёс её через полжизни, не ища особо путей для её реализации. А когда нашёл, всё случилось довольно быстро. «Крылья» стали основой и отправной точкой для Winteria как носитель определённого духа тех давних времён. Всё, что создавалось в проекте после них, отражало уже настоящий момент и актуальное состояние, разве что музыкальный стиль намеренно взят под девяностые и нулевые, в которые я рос и которым хочется таким образом отдать дань. А из других подростковых сочинений могут заимствоваться какие-то отдельные мотивы, но никак не песни целиком.
— Когда мы можем ожидать твой второй полноформатный альбом?
— Этого я пока не знаю. В настоящий момент ведётся работа над дебютным альбомом другого проекта – Amor E Morte, и Winteria будет выпускаться реже, пока для неё не освободится творческое поле. Однако концепт для её второго релиза уже намечен, и даже обложка у меня в голове уже складывается, так что через полтора-два года, возможно, уже что-то и получится!
— Знакомо ли тебе ощущение творческого простоя? Каким образом выходил из пике?
— Нет, простоя или кризиса не было никогда. В первой половине 2010-х я активно писал стихи, потом перестал, и многие почему-то уверены, что это у меня такой кризис. А на самом деле я просто перехожу из одной творческой формы в другую и вообще сам состою из этого, так что творение как таковое не забрасываю в принципе — не потому, что так надо, а потому, что по-другому не умею. Насчёт того, как выходить из застоя, могу сказать только одно: не бойтесь, если не выходит. Просто живите дальше, и в нужный момент прорвёт, станет жизненно необходимым. Обязательно.
— Если бы перед тобой стояла задача для генерации картинки в нейросети, которая сможет показать группу Winteria, какой промт ты бы использовал?
— Ух ты, вот это интересный вопрос. «Вселенная, лёд, природа, разум»… Наверное, как-то так!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!