Не пугайтесь человека, который скажет вам, что в эту субботу он идёт слушать «Оркестр воображаемых друзей» в мастерскую советского скульптора Михаила Аникушина. Лучше будьте как он и отправляйтесь следом. Это не только безопасно, но также зрелищно и познавательно.
Всё потому, что 23 марта в 19.30 в интерьерах «Мастерской Аникушина» (Вяземский переулок, 8) коллектив Imaginary Friends Orchestra, работающий на стыке дарк-джаза и трип-хопа, презентует свой новый альбом (not) to be like you. Вас ждёт грув контрабаса, звучание аналоговых синтезаторов, меланхоличные соло на трубе и блок композиций с женским вокалом. Выступление будет сопровождаться мультимедийной инсталляцией от художницы TanyaMist.
Читайте также
Накануне мероприятия мы пообщались с Imaginary Friends Orchestra и выяснили всё о грядущем концерте, новом альбоме и готовящихся релизах группы. Кроме того, нам удалось узнать многое о прошлом и будущем участников IFO, жаждущих познакомить как можно больше людей с экспериментальной музыкой и открытых к полемике по поводу её стилей и направлений.
фото: Александр Игнатович
Кирилл (контрабас, основатель IFO)
— Поговорим о вашем новом альбоме (not) to be like you. Названия треков перекликаются между собой, какую историю они рассказывают?
— Этот альбом рассказывает историю о смене идеалов и ценностей, которая взята из жизни, на примере моего друга. Мы крепко дружили и вместе играли музыку. Для него всегда неким антигероем был его отец. Их ценности и понимание, как надо жить, различались полярно. Потом мы несколько лет не общались, и, встретившись с ним спустя 5-7 лет, я обнаружил, что он стал копией своего отца — и во взглядах, и в поведении, и даже визуально стал очень сильно похож. Рефлексия о том, как подобное происходит, что может стать фактором смены идеалов и ценностей человека на противоположные, заложила концепцию этого альбома. На протяжении четырёх треков герой через поиск и отчаяние проходит путь от отрицания своего оппонента к тому, что сам становится этим антигероем.
— Как пришли к осознанию того, что вашей музыке не хватает вокала?
— У нас не было такого осознания. Отсутствие вокала в музыке для меня никогда не было проблемой, так как именно инструментальная музыка, на мой взгляд, не имеет ни языковых, ни культурных границ. Но я не исключал возможности работы с вокалистом.
Однако использование вокала приводит к ряду сложностей. Во-первых, у тебя должны быть стихи, которые не просто хороши, но и подходят образу и музыке коллектива. Во-вторых, должны быть интересные мелодии для вокала. В-третьих, нужен харизматичный, запоминающийся голос, который стал бы полноправным инструментом оркестра.
Поэтому, когда мы познакомились с нашей будущей участницей Диной, и вдруг увидели, что она может писать образные, подходящие IFO стихи, раскладывать их на интересные мелодии, а также обладает существенным исполнительским диапазоном для их выражения, мы не сомневались ни секунды, чтобы пригласить её в наш коллектив. Редкость, когда все эти качества совмещаются в одном человеке!
— У вашего проекта такое трогательное и печальное название: «Оркестр воображаемых друзей». Это потому что ты долго воображал себе будущее группы на уровне идеи. Можно ли сейчас назвать вас «оркестром настоящих, во всех смыслах, друзей»?
— Скорее мы представляли себя такими воображаемыми друзьями, которые могут понять и поддержать слушателя, когда он переживает трудности в одиночестве. Ведь многие люди делятся с реальными друзьями лишь радостью и положительными эмоциями, а весь негатив держат внутри себя.
Помимо этого, на выступлениях Imaginary Friends Orchestra вы слышите в музыке существенно больше инструментов, чем видите у музыкантов на сцене, так как мы используем семплер. Если все эти инструменты раздать реальным людям, нам понадобилось бы более 10 человек в составе. В общем, я сказал бы, что сейчас у нас оркестр и настоящих, и воображаемых друзей.
фото: Полина Назарова
Дина (вокал, стихи)
— Я слушал все релизы IFO, где пока что записаны только инструментальные композиции. Мне очень понравилось, но я до сих пор не был на концертах группы, где есть блок композиций с вокалом. Расскажи, какие они — твои песни, чтобы мне ещё больше захотелось на концерт?
— Мне хочется думать, что несмотря на мрачность текстов они ироничны. Инструменты создают атмосферу, а голос становится проводником в этих путешествиях. Двигаясь со дна моря к заснеженному вокзалу, невольно задаёшься вопросом: «А почему мы здесь?» Поэзия и интонации помогают найти ответ, «уточнить» детали, погрузиться в вайб, но в то же время не ограничивают интерпретацию. О депрессии можно говорить как о медузах, взбитых в сливки, о мании величия — как об обогреве загородного дома и так далее. Ирония подслащивает горечь, и, мне кажется, наши песни именно с таким горько-сладким вкусом.
— Какое участие вы уже успели принять в релизах группы?
— Я пришла в тот момент, когда (not) to be like you уже был записан. Но я профессиональный дизайнер, поэтому имею к нему «графическое» отношение: могу баннер нарисовать, обложку отредактировать, смонтировать видео. А на выступлениях буду подыгрывать в композициях с этого альбома на синтезаторе LYRA-8.
— Когда мы услышим треки с вашим вокалом в записи?
— Сейчас вокальная программа укомплектована полностью, уже записано, но ещё не опубликовано 2 сингла. В планах полноформатный альбом из 6 треков, куда они и войдут. Помимо этого, в разработке следующий альбом, — Спойлер! — с новым для нас звучанием. В течение двух лет будет много релизов с моим вокалом.
фото: Александр Игнатович
Светозар (труба, бэки)
— С приходом Дианы в группу ты стал ещё и вокалистом? Поёшь на бэках или у тебя есть полноценные партии?
— Не считаю себя вокалистом, хотя мой голос иногда присутствует на бэках. В одной композиции он даже основной. Но все же я больше читаю текст, нежели пою.
— Ты не только трубач, но и боксёр. Как так получилось, что ты играешь красивый дарк-джаз, а не, к примеру, разбойничий ска-панк с песнями про футбол и драки?
— В юности я активно занимался любительским боксом, позже стал уделять ему меньше времени, а в последние годы бросил ринг.
Ска-панк – разгульное веселье и хулиганство, которое мне трудно привязать к образу боксёра. Бокс требует дисциплины, хладнокровия. Это индивидуальный вид спорта, не командный, не игровой. Бокс – это скорее про человека с трубой в оркестре воображаемых друзей, нежели в ска-панк-команде.
— Из классики русского рока мы знаем о коротком пути «от саксофона до ножа». Как долог маршрут от «трубы до бокса»?
— У меня скорее маршрут от бокса к трубе. Если и искать связь между этими занятиями, то, наверное, вот какую. Диззи Гиллеспи как-то сказал: «Порой ты берешь в руки инструмент, и у тебя все получается. Значит, в этот день ты победил трубу. В другой раз бывает, что у тебя не выходит ничего. Это труба тебя победила. И в конце концов труба всегда побеждает». Так что у каждого трубача своя личная борьба. В этом я вижу некоторое сходство с боксом. Тем более труба – самый трудный из всех духовых инструментов.
фото: Полина Назарова
IFO — все вместе
— Что за лекции вы ведёте? В них задействованы все участники IFO?
Идея устраивать лекции пришла, потому что многие слушатели, увидев термины «дарк-джаз» или «трип-хоп» в описании нашего проекта, не понимали, о чём идет речь. Мы решили рассказать о стилях, в которых работаем, об их особенностях, сделать их более понятными для слушателя. Благодаря тому, что лекторий «Севкабель Порта» заинтересовался нашей инициативой, мы провели целый цикл лекций об андеграундной музыке в прошлом году, рассказав про дарк-джаз, трип-хоп, эмбиент и другие интересные нам стили музыки, которые сейчас не представлены в мейнстриме. В этом году мы говорили о трип-хопе на Новой сцене Александринского театра.
Лекции стараемся вести всеми вместе. У нас часто не совпадает мнение о предмете, мы вступаем в полемику друг с другом, предлагаем слушателю поучаствовать в обсуждении.
— Ваши большие выступления, как вы говорите, традиционно проходят в «Мастерской Аникушина». Расскажите немного об этом месте, почему именно там?
— Когда мы планируем выступление, хотим, чтобы слушатель получил от него как можно больше эмоций: не только от музыки, но и от атмосферы, антуража, визуальных эффектов. В музыкальном клубе достичь этого проблематично. Поэтому мы стараемся искать интересные площадки, обдумываем, чем можем усилить воздействие на эмоции слушателя.
«Мастерская Аникушина» — уникальное место, бывшая мастерская скульптора. Команда «Мастерской» устраивает классные выставки и другие мероприятия. В этот раз мы будем работать с пространством выставочного зала, а для большего погружения зрителей в нашу музыку медиа-художница TanyaMist готовит инсталляцию, управлять которой она будет в реальном времени.
— Какие друзья лучше: настоящие со всеми их недостатками или вымышленные, но идеальные?
Интересный вопрос. Наверное, это несравнимо. Лучше пара настоящих, чьи недостатки для тебя уже не недостатки, а скорее особенности, и воображаемые, которые всегда будут с тобой, что бы ни случилось.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!