Неутомимый владимирский электронщик Илья Чертков выпустил новый EP в рамках своего сольного проекта mal0.
Миньон называется «Сны слепых водомерок». Однако на обложке релиза вопреки нашим ожиданиям изображены совсем не водомерки, а нечто среднее между персонажами «Улицы Сезам» и туземскими божествами. Остаётся думать, что подобных существ «тотемные» насекомые альбома видят в своих сновидениях.
Погружение в сны водомерок начинается с шороха и звуков детской музыкальной шкатулки, быстро сменяющихся тревожными минорными клавишами. В считанные секунды понимаешь: в этой «шкатулке» хранится какой-то недобрый сюрприз. Хоть трек и называется «Даже райский сад опасен для посторонних», вспоминаются совсем не библейские эпизоды хоррора «Оно», когда клоун Пеннивайз заманивает к себе доверчивых деток. Не исключено, что слепые водомерки, попавшиеся на крючок коварного болотного «зелибобы» с обложки, это и есть мы. Под конец слышно, как из мифического сада разлетаются последние райские пташки. «Показалось, что весна уже наступила» — более спокойная композиция с мелодиями из тёплых ламповых видеоигр. Или это только показалось? — Не забывайте, мы всё ещё во сне, и расслабляться в любом случае рано. Впереди головокружительная симфо-футуристическая босанова «Когда деревья были высокими» и полёт из воды в космос под «Шарантийский январь», за которым следует неизбежное приземление в своё болото, но уже вне музыкального материала.
Опытный меломан заметит в этой музыке что-то от Aphex Twin, Xploding Plastix, Bad Sector, а неопытному прослушивание сулит лёгкое знакомство с волшебным миром IDM. Треки очень мелодичные, глитч и ломань аккуратно вплетены в музыкальное полотно. У автора нет задачи ошарашить нас резкими и страшными звуками, но натренированное ухо найдёт всё, что нужно. EP слушается на одном дыхании. Это не тот IDM-релиз, к которому нужно себя приучать, но тот, который точно стоит послушать.
По словам Ильи Черткова, в его творчестве ещё и много иронии. Однако найти её в сложном электронном инструментале, состоящем из наслоений ломаных ритмов, непривычных звуков и эффектов, не так просто. Уже упомянутому Aphex Twin приходится транслировать свой юмор через оформление релизов, видеоклипы и сочинение небылиц, связанных с самим собой. Илья же планирует организовать целую выставку, где будет объяснять, когда и над чем мы можем здесь посмеяться. — Хорошая шутка, на уровне концептуального искусства. «Сны слепых водомерок» тоже можно назвать концептуальным произведением, так как каждая из композиций написана Ильёй под впечатлением от снов, увиденных в течение короткого временного отрезка. Об этом и многом другом мы поговорили с музыкантом в нашем интервью.
— Расскажи об обложке релиза. Существо не похоже на слепую водомерку. Что это за чудо и кто его автор?
— Это название родилось задолго до релиза: в 2019-м году я экспериментировал с фортепиано и создал две экспрессивные пьески, никак не похожие на то, что я обычно делал. Тогда мне показалось очень логичным создать некий «секретный проект», я создал в Telegram закрытый канал и звал туда только близких. С тех пор прошли годы, и сейчас я хочу уже в рамках mal0 всё это постепенно издать.
А что касается текущего релиза – он родился спонтанно и основан на снах. Вся музыка появилась как документация совершенно вырвиглазной психоделии, которая мне снилась с 31-го декабря по 4-е января. Я не знал, как это назвать. Знакомая порекомендовала оттолкнуться от офорта Франсиско Гойи «сон разума рождает чудовищ» – эту фразу я и вбивал в удачно попавшуюся на глаза нейросеть Norod78/SDXL-YarnArtStyle-LoRA, создающую шерстяных персонажей.
После пары десятков попыток удалось получить эту физиономию, и внутри как-то всё удачно соединилось: существо имеет выражение, кхм, «лица», с которым я просыпался от этих снов. Вспомнились и водомерки – не хотелось хоронить столь удачное для меня сочетание слов. Люблю, когда всё так собирается воедино. Конечно, нормальная логика диктует на обложку поместить именно водомерок. Но тут про сны. О какой логике может идти речь?
— Первый трек называется «Даже райский сад опасен для посторонних». А кто не посторонний в райском саду, если даже Адама и Еву однажды выгнали?
— Мне редко снится что-то, что связано с библейскими мотивами – я очень далёк и от веры, и от религии, и от всего, что с этим связано. Но был, опять же, сон. Что-то про конец света, «божественное вмешательство», непонятные уму абстракции в небе, фрактально-металлические конструкции и т.д. Проснулся с чётким ощущением, что во сне Нечто пыталось «обнулить» нас через техногенный коллапс и создать новую реальность.
Я сел думать, как бы всё это отразить в музыке, и мне показался весьма интересным такой сюжет: случился коллапс , но остался последний нетронутый уголок, где нет людей – оттого он и не тронут. Последнее напоминание о «старом мире». И что будет, если какой-то случайный последний выживший решит туда войти: какие красоты ему откроются на фоне недавно наблюдаемого конца света, не принесёт ли он беду в этот островок безопасности? Как и в других композициях, чёткого нарратива у меня нет. Но есть эмоции и размышления, настроения и чувства. И сгенерированная нейросеткой картинка-обложка. Тогда я ещё не был уверен, что всё сложится в мини-альбом.
— В шарантийском янтаре было обнаружено множество насекомых, преимущественно пауков и перепончатокрылых. А в «Шарантийском январе» только водомерки?
— Тут не буду кривить душой, название притянуто за уши как забавный каламбур. Водомерки там тоже были найдены, причём, если верить всяким википедиям, то чуть ли не древнейшие. Сон я запомнил плохо, были лишь какие-то остаточные ощущения, никакой конкретики. Так что тут я просто позволил себе игру слов и ассоциаций: янтарь – «январь», водомерки – «шарантийские». Совсем без загадок и хитростей.
— Созданию этой музыки предшествовали психоделичные и кошмарные сны. Об одном ты уже рассказал, а какие ещё были?
— Если опустить тот сон про конец света, был ещё странно-вязкий, самый первый, про весну. С чего, собственно, всё и началось. Сон выглядел, как маленький фильм в замедленном режиме. Застоявшийся мутный мир словно еле двигался, причём задом наперёд, а «герой» лихорадочно искал что-то, что я назвал бы «переходными моментами». И каждый раз будто немного пробуждался, отходил от летаргического сна. Увидел, что лёд тает — обрадовался и чуть ожил. Увидел, что человек улыбнулся в потоке мрачных безликих силуэтов — ещё чуть-чуть. Увидел первые ростки в земле, ещё что-то. И так блуждал по постепенно обретающему краски миру, пока не проснулся в своей постели. Пока я не проснулся, разумеется. Счастливый.
— На композицию «Показалось, что весна уже наступила» ты снял клип. В нём нет ни ужастиков, ни психоделии — только привычные нам урбанистические и загородные пейзажи. Почему так?
— Я бы очень хотел сделать что-то интересное, необычное – и у меня даже есть пара сценариев. Но на всё нужны бюджеты, свободное время, люди. А хотелось сделать хоть что-то, что поддержало бы релиз. Я очень много снимаю на айфон, особенно природу. А в одной из поездок в Петербург с лекциями долго не мог уснуть и просто снимал города и леса, прижав смартфон к стеклу. Планов на всё это не было. Что-то снял в деревне, что-то за городом – и подумал, хватит уже этим материалам просто так лежать на телефоне и забивать память. Скинул на компьютер, склеил всё под музыку. Показалось, что для DIY-клипа вполне сносно.
Будет бюджет, будут люди и возможность – сделаем клип получше, поярче, посюжетистей, побогаче. А пока… Не думаю, что миру станет плохо от того, что существует этот, с позволения сказать, «клип». Может, кому-то даже понравится то, что он увидит. Весна же уже. Да и вообще хочется весь пафос куда-то задвинуть, а у меня давно и нет его. Моё творчество прямолинейное — где-то основано на добрых шутках и самоиронии, где-то просто на эмоциях.
— Ты называешь свою музыку «кинематографичной». Тут не поспоришь. Интересно, как ты видишь полнометражный фильм, в котором она могла бы звучать?
— Я несколько лет отчаянно пытался пробиться в киноиндустрию, но, пообщавшись с более успешными коллегами, понял главное: где деньги и серьёзная киношная работа, там творчество уходит на второй план. Не уверен, что я морально готов к этому в действительности. Я очень не люблю править свои сочинения, писать под референсы, тем более работать с тем, что «звучит модно».
У меня всё получается, как получается – это не слова профессионала, я это понимаю. Но мне пока в этом очень уютно. И я решил переориентироваться на другую сферу – попробую поиграть сольно, на разных фестивалях искусства, например. А уж если кто предложит вписаться – я подумаю, как это сделать. Но всё же пока представляю себе, что будет слишком ванильно.
— Как по-русски и с ударением правильно произносить название mal0?
— Как обычное русское слово «мало». Хотя друг показывал, что Алиса Яндексовна называет меня «Мальноль». Мне так тоже нравится. А самые хитрые называли «мэйлоу». Вроде бы верно, я вроде бы не против, но предпочту, конечно, «мало».
Всё началось в 2017-м как альтернатива проекту БОКЕТТО, в который музыка уже не вписывалась. Я подбирал название для сольного проекта, очень хотелось удариться в минимализм. Получилось, конечно же, наоборот — максимализм, с большой такой буквы «М»: куча звуков и тембров, сложные заигрывания с размерами и текстурой, скорее mnog0. Сочетание такого звучания с названием mal0 показалось мне ироничным, название оставил. До сих пор пишу его латиницей только из-за игры с символами «l» и «0» — намёк на стопроцентную цифровую, компьютерную природу этой музыки. А так, конечно, давно бы уже пора перейти на кириллицу, тем более названия треков у меня преимущественно русскоязычные.
— Из проектов с твоим участием я ещё знаю как минимум Boketto и Odonata. Сколько всего у тебя музыкальных активностей?
— Сейчас только mal0 и terevinf. – этим словом я называю свои проекты, где предполагается множество сторонних равноценных участников, там я либо только куратор, либо делаю примерно столько же, сколько и остальные. Ещё я сосредоточился на экспериментальных лабораториях в Суздале и Вологде – там тоже сложились свои команды, но какого-то названия у нас нет. Потому если что-то и публикуем, то тоже как «terevinf.».
Boketto, кстати, изначально был сольным, пока нас не стало двое и мы не превратились в нечто живое и русскоязычное, с соответствующим названием – БОКЕТТО. А! Чуть не забыл «Волькасьть Гжебова» – экспериментальный нойз-дроун-эмбиент с минским музыкантом Леонидом Чуриловым. Пишется как Voĺkaść Grzybowa, в переводе с белорусского — «Сырость грибная». Мы давно ничего не делали вместе, но проект не закрывали и пару лет назад выкатили забавный альбом про инопланетных нерп.
— Ты регулярно выступаешь с лекциями об электронной музыке, расскажи о ближайших образовательных мероприятиях, которые будешь вести.
— Если всё срастётся, выступлю в Москве на мероприятии «ШУМ» – это ещё в стадии переговоров и пока не анонсировали. В конце апреля будет лаборатория в Суздале – попытаемся с ребятами применить авангардные техники, о которых мечтали русские футуристы, чтобы создать весеннюю музыку. С птицами поработаем, лентами магнитными. Много всего.
В начале лета я планирую выпустить ещё один сольник и провести персональную интерактивную выставку во Владимире, приуроченую к релизу. Если удастся, там тоже будут лекции. В августе снова Вологда – представим с коллегами концепцию художественного шума. Ещё звали в Выксу, но пока рано это анонсировать, так как ещё нет уверенности, что мероприятие вообще состоится.
— Расскажи подробнее о грядущей персональной выставке
— Подробно пока не хочу об этом говорить, так как некоторые вещи могут просто не реализоваться. В целом, я решил отходить от пафосно-серьёзного образа, поэтому будет много иронии вокруг того, что я делаю. На самом деле этой пафосной серьёзности никогда и не было, а её видимость как-то сама прицепилась. Первый релиз у меня был вообще про рачка-бокоплава, кстати, я скоро его переиздам. Там ни намёка на серьёзность. Но, видимо, когда я увлёкся всякими энцефалограммами и фракталами, невольно отошёл от изначальной идеи и всё стало выглядеть замороченно и пафосно. Почти везде в моём сольном творчестве там-сям спрятаны пасхалочки-шутеечки, и хочется в будущем почаще к этому возвращаться. И на выставке тоже попытаюсь намекнуть, где и что запрятано, раз уж не удалось сделать это очевидным.
— Есть хоть и мало правдоподобная, но всё же легенда, якобы Aphex Twin в одном клубе играл диски наждачки вместо винила, а народ продолжал плясать. Опиши свой самый безумный звуковой эксперимент.
— Таких было два. Первый называется «Сомна», я писал композицию длиной в одну фазу сна на основе энцефалограмм спящего японца – опять сны! Люблю эту тему. Там получилось своеобразное полуавангардное полугенеративное нойз-техно с сильным уходом во что-то, что можно назвать эмбиентом. Ещё я собирал кучу специалистов и любителей делать полевые записи, чтобы скомпоновать фрактальное произведение «Ф», опираясь на технику бразильца Дмитри Корманна. Только он работал с нотами, а я со звуками.
Но сейчас все эксперименты остаются лишь в рамках лабораторий, сольно я делаю нечто куда более доступное. Например, готовлю альбом, в котором вообще половина инструментов будут живые – ударные, гитара, терменвокс, виолончели. Там экспериментов почти не услышите.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!