Subbox Records — петербургская студия звукозаписи, благодаря которой записаны и выпущены сотни релизов талантливых артистов, причём как отечественных, так и зарубежных. Среди тех, кто работал с Subbox Records: Onyx, Amatory, Хамиль («Каста»), Нигатив, Крип-А-Крип, Miyagi, Нурлан Сабуров, Радуша, Ilya Fisherman, Hofmannita, «Электрослабость», а также «Главный камбэк осени», имя которого пока ещё в секрете. В следующем году Subbox Music Company исполняется 18 лет.
Профессионалам с Subbox под силу записать речитатив известного актёра, получившего роль рэпера в полнометражном фильме, фамильный шаманский бубен и древнюю арфу. Однако не все знают, что студия возникла как проект компании подростков, которые загорелись идеей развивать музыкальную культуру города, начав с записи треков своих друзей-рэперов. — Пожалуй, обычное дело для молодых ребят, увлечённых музыкой. Но кто бы мог подумать, что из этой идеи вырастет звукозаписывающая студия в центре Петербурга, известная на всю страну и даже за её пределами. А ведь поначалу у будущей Subbox не было ни названия, ни помещения: безымянная студия кочевала из квартиры в квартиру, прежде чем стать одним из ведущих игроков отечественной индустрии звукозаписи.
Сегодня Subbox Records уже легендарная, а в чём-то и культовая, студия. Однако её основателя Сергея Бахвалова больше интересует результат, нежели статус. Такого же мнения придерживается саунд-продюсер и звукорежиссёр Илья TimeToMake, который был так увлечён работой на Subbox, что сам не заметил, как вдруг стал сотрудничать с именитыми музыкантами, актёрами и другими интересными творческими людьми.
С этого года на территории студии Subbox появилась чайная Tearoom by ЧКП, куда можно прийти по записи, чтобы получить заряд бодрости и вдохновения в максимально творческой атмосфере. Чаепитие скрасит прослушивание музыки на виниле, в том числе созданной на Subbox Records. Здесь же ценители могут приобрести понравившийся чай с собой.
Редактор «Портала Субкультура» Роман Кадулин поговорил о настоящем, прошлом и будущем Subbox Records с Сергеем Бахваловым и Ильёй TimeToMake.
К чёрту всё! Берись и делай тоже!
— Сергей, как появилась студия звукозаписи Subbox?
Сергей: «Всё началось с моего перехода из одной школы в другую. В параллельном классе оказалось много ребят, увлечённых баскетболом, они также любили рэп и хип-хоп. Я быстро сдружился с ними, 2 года мы обменивались дисками играли вместе в баскетбол, а по окончании школы, в 2005 году, подумали: хорошо было бы создать студию, где будем записываться мы и наши друзья. В нашей crew тогда было порядка 11 человек. Мы были уверены, что эта идея взлетит. Тогда мне попалась книга Ричарда Брэнсона «К чёрту всё! Берись и делай», которая меня вдохновила. В отличие от многих авторов книг об успехе, этот человек делал! Он начал с перепродажи винила и однажды открыл студию звукозаписи на острове, где записывались U2, Sex Pistols, The Rolling Stones и прочие легенды, не говоря уже о его авиакомпании. Я подумал, почему такого не может быть у нас? — Может! Нужно просто делать!
Мы почти 2 года думали над названием и примерно весной 2006-го или 2007-го придумали — Subbox, это коробка со звуком… качественным звуком. Год занимались разработкой логотипа и 4-го июля в клубе «Этаж» устроили большую презентацию, собрав крепкий лайн-ап из наших артистов и друзей, это можно считать отправной точкой серьёзной деятельности. На раннем этапе мы кочевали из квартиры в квартиру, а потом решили: пора делать «серьёзный бизнес». Первая студия была на «Балтийской» и существовала, наверное, месяц в этапе стройки. Подвели дружеские отношения. Одним днём съехали оттуда на Седова.»
— Наверное, из-за переезда возникли приличные убытки для вчерашних школьников?
С.: «Нет. Что такое убытки в 2005-2006 году! Тем более поначалу всё было «на коленке». Мы же делали студию в тех условиях, которые могли себе позволить.
Во втором помещении — на Седова, 97, к. 7., метро «Ломоносовская» — закрепились на 2-3 года. Это было за местным клубом, за ним находился наш корпус. Мы были в цоколе, почти в подвале четырёхэтажного дома. В подвале сходились горячие трубы, и над ними мой товарищ выделил 8-10 «квадратов». Там и проработали пару лет. Осенью 2010-го мы поняли, что выросли и переехали в сегодняшнюю локацию между «Владимирской» и «Звенигородской».»
— Как вы убедили рэперов, что нужно записывать треки в профессиональной студии, а не дома, у компа — в эпоху массового увлечения диванной звукорежиссурой?
С.: «У нас изначально было комьюнити, мы делали свои вечеринки и концерты. Идти или не идти на профессиональную студию звукозаписи — этот вопрос однажды возникает у каждого музыканта. Всё зависит от результата, который он хочет получить. Сейчас качественный продакшн — важная составляющая для артиста и, возможно, вопрос его уважения к слушателю, да и тем более тогда не было ещё большого количества домашних студий.
Также в формировании узнаваемости нашего лейбла стала моя работа на радио Studio, где меня совсем унесло в сторону хип-хопа и ночной жизни Петербурга.
Мы впервые привезли группу Onyx в том составе, в котором они гастролируют до сих пор. Очень крутой был опыт организации гастрольного тура в 2013 по России. Кстати, наш звукорежиссёр Илья TimeToMake был на том концерте в 2009.
Со временем выстроился логический ряд: хип-хоп-Питер-Subbox. За время работы студии к нам стали обращаться артисты из разных музыкальных жанров, поэтому я бы сейчас сказал так: музыкальная студия- Питер-Subbox».
— Среди тех, кто у вас записывался, упоминается группа Amatory. Как они к вам попали, записывали у вас речитативы?
С.: «Мы давно знакомы с барабанщиком Amatory Даней (Stewart) Светловым. Часто виделись с ним на фестивалях, так как он играет на ударных в живых составах у хип-хоп артистов. Тогда он, по-моему, с ST выступал. Как-то мы сошлись во взглядах, по юмору, нашли общий вайб. Когда Amatory решили вернуться на сцену, они искали подходящую студию, чтобы записаться. В 2014 году они здесь записали альбом «6». Было забавно. Тогда Крип-А-Крип выпустил альбом «Красная жара», и в целом было хип-хоп комьюнити. Бывало — приходил кто-то на полчаса раньше, попить со мной китайского чая перед записью и вдруг слышал этот рёв со студии. Было забавно наблюдать за реакцией.»
— Чайная неофициально была у вас уже тогда?
С.: «Самой чайной не было, но в моём офисе стоял стол, чабань и вся атрибутика. Гости постоянно пили тут чай и общались.»
— Поначалу же чай был московской фишкой, когда рэперы начали массово отказываться от алкоголя и прочего.
С.: «Да. И на мой взгляд, это очень хорошая тенденция. А моё первое знакомство с пуэром было, когда я работал в клубе на «Петроградской». Приехали 25/17, Андрей Бледный заварил пуэр, разлил по пиалам... Я насыпал сахар по привычке. Он говорит: «Вообще-то пуэр без сахара пьют» и посмотрел на меня так, что хотелось провалиться под землю. А мне пить чай без сахара из какой-то маленькой штучки казалось дикостью. С этого-то и начался мой чайный путь.»
— Название Subbox у меня ассоциируется с небольшой вокальной кабинкой, но обычно же в нейминге все стремятся к чему-то глобальному, уделать конкурентов.
С.: «Имеется в виду коробка для саббуфера. Мы собираем всю мощь и выдаём качественный звук. Объединяем людей под нашей крышей, внутри идёт работа, потом выдаётся мощный материал.
Я не считаю, что у нас есть конкуренция. Есть опять же комьюнити. Кто-то сделал круче, другой увидел и сделал лучше. Это состязание в таком добром поле, это путь развития, важный для культуры. И пусть даже кто-то на других студиях повторяет за нами, да пожалуйста! Мой друг и теперь коллега Тёма Карпов говорит про чайные: «Здесь нет конкуренции, есть чайное братство». Со студиями, я считаю — то же самое.»
— И в Москве ведь тоже есть студии, специализирующиеся на хип-хопе
С.: «Один наш знакомый артист, не будем тыкать пальцем (прим. — смеётся) обошёл московские студии и вернулся к нам с просьбой сделать ему альбом за месяц. Цены там оказались выше, а качество хуже. Интерес к Subbox у больших московских артистов проснулся прямо перед закрытием на ремонт. Они в Москве уже все студии перепробовали и захотели свежего звучания. Мы думали, закроемся на полгода и потом начнём работать, а закрылись на два года, 1 июля как раз была «вторая годовщина».»
— Как проходил ремонт, что изменилось?
С.: «Сняли всё, что было, до кирпича. С созданием акустического проекта пришлось помучиться. Один звукорежиссёр сказал, на это потребуется около четырёх месяцев. Другой месяц не мог даже доехать к нам, чтобы оценить масштаб работ. В итоге проект удалённо сделал человек, который переехал в США из России — заниматься проектированием местных студий. Мы делали необходимые замеры, отправляли данные ему, а он с этим работал. В итоге, находясь в Америке, наш специалист сделал всё быстрее, чем его коллеги из России, которые неделями и месяцами пытались до нас доехать.»
— Илья, ты как звукорежиссёр участвовал в усовершенствовании технической базы студии?
Илья: «Конечно. После ремонта мы обновили почти всё. Решали совместно с Сергеем: что здесь будет. Я подбирал комплект приборов, которые хотелось бы иметь. Чтобы был как минимум один прибор аналоговой динамической обработки, другой — для изменения частотных характеристик. Взяли компрессор SSL BUS+ — один из самых популярных и универсальных. Я смотрел, что есть на рынке. Что-то удавалось выискать и послушать у друзей, знакомых, увлечённых звукозаписью. Всегда интересуюсь событиями в мире современного звука. Очень важно быть на волне, понимать, что происходит в мировой звукорежиссуре прямо сейчас.
Да, есть звукорежиссёры, работающие с мировыми знаменитостями, которые делают всё в компе и получают «Грэмми». И за ними мне интересно наблюдать, чтобы понять, как они мыслят и работают. Я смотрю на процесс со всех сторон и нахожу что-либо полезное для себя.»
С.: «Была задача сделать так, чтобы Илье было удобно работать. А поначалу ему досталось наследие, оставшееся после других его коллег. У нас каждый сотрудник привносил какие-то решения.
Ещё мы начали проводить форум для звукорежиссёров. Один такой уже состоялся. Мы предоставляем площадку, приходят разные звукари, в том числе и кто с роком работает. Как закрытый клуб. Но профессионалы, которым интересен обмен опытом, в курсе. Илья, кстати, был спикером на форуме Colisium по теме музыкального продакшена. У нас есть тематическое телеграм-сообщество, планируем его развивать.»
— Во время ремонта творческий процесс не останавливался? Удалось что-то записать?
С.: «На студии процесс остановился. Но нам разрешил иногда работать общий с Ильёй друг — звукорежиссёр, на свадьбе у которого мы и познакомились. У него своя продакшн-комнатка. Благодаря этому мы делали кое-какие проекты. В том числе работали с группой PAPAZZ. Они существовали с нулевых, потом была пауза, Стас — один из участников увлёкся видео и много снимал для L’One. Теперь они вернулись, выпустили альбом в июле. Перед стройкой PAPAZZ успели записать немного материала, а всю весну 2024-го плотно работали с Ильёй уже в обновлённой студии.»
И.: «Я выступил как сопродюсер этого альбома. С согласия артиста я могу советовать: что нужно улучшить, поменять.»
— В общем, для работы вы готовы подключать все возможные мощности.
С.: «Пока тут пьём чай, так или иначе общаемся. Кто-то что-то спрашивает, подсказываешь из своего опыта. Дошло до того, что ко мне стали обращаться артисты за консультациями по поводу контрактов с лейблами или дальнейшего плана действий. Пиком было, когда в один день мне пятеро артистов принесли свои контракты — с лейблами, на дистрибьюцию и т.д. Кое-где мы и сами успели обжечься с документами. Сейчас в нашей команде появился опытный юрист, который уже имеет закалку в решении конфликтных ситуаций. Артисты же на старте не задумываются, как они будут выводить потом свой каталог при уходе с лейбла. Когда они получают аванс от лейбла, они об этом не думают. А когда нужно вывести каталог, оказывается, что уже им требуется за это заплатить.
У нас большой опыт букирования артистов. Для трэп-движухи #AVG, когда они только начинали, мы букировали Waka Flocka, Trap-A-Holics, AraabMuzik, Virgil Abloh, Tekashi69 и много кого ещё, а для московских организаторов привозили Last Night In Paris, Keith Ape и русских артистов.
Как лейбл мы функционирование не заканчиваем, находимся в «неактивном поиске», смотрим — какие артисты появляются и с кем, возможно, договоримся о сотрудничестве в будущем. Больше сейчас интересно развивать сервисы для обеспечения комфортной и результативной работы внешних артистов, предоставляя и решая полный спектр необходимых задач: музыкальный продакшн, разработка концепций развития, продвижение релизов в соцсетях и, конечно же, дистрибуция.»
— В соцсетях Subbox вы тоже афишируете треки, записанные у вас?
С.: «Да. Ведём студийную группу, выкладываем все свежие релизы.»
— У вас записываются не только рэперы, музыканты и диджеи, но даже актёры, причём известные не только нам, но и нашим родителям, дедушкам и бабушкам: Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили. Расскажите о сотрудничестве с ними подробнее.
С.: «Гоша Куценко записывал подводки, озвучку к спектаклю Ladies Night и какие-то наброски для своей музыкальной группы. Ехал на полтора часа, а провёл тут целый день. С ним был Валерий Ярёменко. Алиса Фрейндлих с Олегом Басилашвили и Михаилом Боярским записывали детские сказки.
Наша задача — качественно записать любой проект, любую аудиодорожку. У нас благотворительные организации записывают просветительские подкасты о ВИЧ. Клуб психологов недавно обратился, чтобы в нашей чайной Tearoom by ЧКП проводить встречи.
Осенью мы планируем выпустить документальный фильм о студии, как раз собираем сейчас последние отзывы людей, с которыми работали.»
— Расскажите ещё немного о благотворительных активностях Subbox
С.: «Мы сотрудничаем с петербургским СПИД-центром и благотворительным фондом «Диакония», в попечительском совете которого состоит Баста, и организацией «Содействие». Проводим совместные музыкальные акции, мероприятия, там рассказываем о способах передачи, где можно пройти экспресс-тест и т.д. Чтобы молодёжь знала, что зайти в автобус и сдать тест на ВИЧ, гепатит — так же нормально, как пойти в поликлинику, что заразиться можно не только через шприц.»
— Илья, а как ты присоединился к Subbox, сразу после концерта Onyx? Ты застал Subbox на «Елизаровской»?
И.: «Нет. Тогда я просто шёл на концерт. Билет даже сохранился, я его Серёге показывал. В фильме тоже об этом будет. Познакомились мы с Сергеем на свадьбе у общего друга. Потом, примерно в 2016 году, после университета я искал работу и написал ему в ВК, что хотел бы прийти пообщаться по этому поводу. А до этого ходил сюда записывать что-то для своей дипломной практики как клиент.»
— Кстати, Onyx заезжали на Subbox?
С.: «Мы привозили их 4 раза в Россию и никогда не было повода. Не так давно вспоминал выпуски популярных тогда видео Rap City, где гостями стали многие топовые американские артисты: Eminem, Snoop, Wu-Tang и многие другие, и у меня проскользнула мысль, что было бы классно оказаться в подобной атмосфере, чтобы посмотреть, как это происходило тогда. Недавно Onyx снова выступали в Санкт-Петербурге. Им было необходимо записать материал, и они приехали к нам. Им очень понравилось у нас и уже, покинув студию, они хорошо отзывались о работе Ильи. Вот такой подарок судьбы — быть свидетелем работы настоящих профессионалов на студии.»
— Илья, тебе сразу доверили записывать монстров петербургского и зарубежного хип-хопа?
И.: «Не могу сказать даже, с кем из «монстров» я начал работать первым. Тогда и не задумывался об этом. Шёл обычный рабочий процесс, поток клиентов. Я увлечённо набирал опыт, погружался в работу и коллектив.»
— Может ли человек с нулевым опытом записать песню, как поможете ему в этом?
И.: «Зависит от стиля и бюджета. При большом бюджете можно пригласить помощников, например, преподавателя вокала. Вообще бывают артисты, которые приходят первую песню записывать, и такую планку задают, что «нулевыми» их никак не назовёшь. Допустим, артист долго и упорно оттачивал своё мастерство, прежде чем решил записать первый трек.»
С.: «Сейчас многие блогеры записывают песни. Мы помогаем им написать текст, аранжировку, отрепетировать материал перед записью. Автор делает демку — как всё должно звучать, блогер репетирует и записывает. Могут и несколько авторов работать над одной песней, как на Западе подход у многих звёзд: один продюсер вокала, три автора текста и т.д. Разница лишь в бюджетах: там это стоит, порядка, от 50 000$+, а у нас от 50000 рублей, в зависимости от объёма задач.
Можем хоть оркестр записать. Периодически привлекаем под проекты музыкантов, в основном для написания корпоративных гимнов, но было бы интересно поработать с полным оркестром в реализации большой композиции. Предела воплощению творческих задумок нет, всё зависит лишь от идей и возможности заказчика.
Мы писали гимн кубка FIFA-33+. Было не совсем гимновое ТЗ — получить некую синергию между референсами «Лиги чемпионов», «Арии» и «Сансары», ещё вставка с речитативом. Нужно было как-то это всё органично совместить, у нас получилось. Ещё делаем ежегодный гимн для крупного форума психологов, хоккейной бизнес-лиги.»
— То есть вы как продюсерский центр можете создать музыкальный продукт под ключ?
С.: «Да, помимо создания композиции, мы можем разработать образ, стратегию позиционирования, а также промо и PR-компанию. Отличие абсолютно точно будет в подходе.»
— Как считаете, существует ли абсолютная формула хита?
С.: «На мой взгляд, песню настоящим хитом делает стечение обстоятельств. Конечно, за исключением просчитанных треков, с большими промо компаниями. Это прожитый, хорошо написанный текст, когда артист вложился в слова своей песни эмоционально и энергетически, студийное качество при производстве трека и правильность выбора момента.
Кстати, у нас есть стрим RhymeBox, где Крип-А-Крип и White P разбирают треки по панчам и композиционным решениям. Некоторых ребят подмечаю, круто делают.»
— Кого из артистов можно считать «амбассадором» Subbox Records? Может быть, кто-то записал рекордное количество своих треков именно у вас?
С.: «Иван White P постоянно экспериментирует с Ильёй над звучанием, в этом симбиозе и портфолио треков пополняется, и сам артист развивается.
Иван Недры начинал записывать свои известные теперь уже многим песни у нас и вообще много здесь записал. И при необходимости продолжает это делать. На мастеринг, кстати, он отдавал их звукорежиссёру, с которым работает Кендрик Ламар, но сейчас мы попробуем сделать нашу версию мастеринга — на нашем новом сетапе. Кстати, этот звукорежиссёр говорил Ивану, что у нас очень круто записан голос!
Лет 6 назад Нигатив переехал в Питер. С этого момента он все альбомы у нас и записал. Мы давно с ним дружим. В нашей коллекции есть его винил «Выдержка», большинство треков с которого записаны на Subbox Records. 11 лет назад мы сделали первый альбом Крип-а-Крипа «Красная жара». Сейчас он пишет у нас второй свой альбом, там за биты отвечает Скриптонит.
Mary Gu несколько лет работала у нас — до переезда в Москву. Жак Энтони записывал пару альбомов в самом начале. Как недавно выяснилось, к нам ходил записываться Miyagi, когда учился в Петербурге. Это было до популярности Miyagi & Эндшпиль. Парни заезжали к нам, когда давали 2 концерта подряд в «А2». И Miyagi с ходу в прихожей говорит: «А я тут записывался, вот тут, справа, студия у вас.»
Когда у Смоки Мо была команда в Versus, наша студия стала базой его команды. Баттл-площадки «Рвать на битах» и 140BPM — первые два года делали мы полностью: запись, сведение, мастеринг плюс отстройка звука и запись на самом мероприятии.
Schokk записывал один альбом — «Лёд», кажется. Причём в то же время у нас записывался D.masta, а у них был биф в Сети. Но тут они не пересекались по дням. У нас тут правила как в отеле «Континенталь» из фильма: внутри пьём чай и делаем музыку.»
— Наверняка в студийной работе в целом много курьёзов, расскажите ещё что-нибудь такое.
С.: «Разные бывали ситуации, забавно было наблюдать как Лина Арифулина работала над записью сингла с большим количеством взрослых людей, строя их как детей, но таким образом результат был достигнут!»
И.: «Когда на запись приходят много детей, тоже сложно уследить.»
С.: «До ремонта к нам ходили воспитанники Продюсерского центра Игоря Матвиенко во Всеволожске, сейчас подружились с Центром Игоря Крутого, теперь они своих маленьких артистов к нам приводят. Бывают такие детки неуправляемые: на бегу случайно роняет чашку со стола и бежит дальше как ни в чём не бывало. Они, конечно, с родителями, но не всегда родитель успевает уследить. Но мы всё понимаем — дети есть дети.»
— Назовите топ релизов — альбомов или треков, записанных на Subbox.
С.: «Я не стал бы составлять чарт, но хочется обратив внимание на Недры — у него много музыки разножанровой, White P и эксперименты, которые они тут ставят над музыкой с Ильёй TimeToMake.
Обязательно послушайте новый альбом Papazz «88 миль в час», кстати первый альбом полностью сделанный в нашей студии после ремонта. Это музыкально интересно, причём парни на крутом скилле и гости у них звёздные — Nel, L’One, легендарный из питерской флэйвы Вася Mastabass. И это не коммерция, не короткие песенки, которые залетят в «Тиктоке». Здесь есть что послушать взрослой аудитории, есть душа.»
И.: «Papazz с правильной идеей подошли к созданию альбома. В первую очередь, они делали этот альбом для себя.»
— Какой уникальной записью хотели бы пополнить портфолио Subbox?
С.: «По-настоящему хотелось бы записать трек с оркестром. Учитывая наш опыт, мы уже не просто можем это осуществить, а знаем все нюансы: как это нужно делать. Ещё у нас уже записан самый неожиданный камбэк этой осени. Пока не могу сказать, что это будет, но это космос. Большая работа, которую мы начали ещё до открытия. Следите за новостями».
— Если бы я пришёл с крутым треком и как-то обронил, что хочу записать фит с каким-либо артистом, а этот артист ваш хороший знакомый. Помогли бы?
С.: «Да. Но я придерживаюсь позиции, что на чужом паровозе в рай не въедешь. Сколько сделали с тем же Бастой фитов, и мало кому это помогло. Если сам не развиваешься, фиты ничего не дадут. На мой взгляд, чтобы фит был успешным, в нём должно быть интересное столкновение жанров, потому что за счёт этого оба исполнителя смогут сделать крутую работу и что-то новое предложить слушателю».
— Ваша студия поспособствовала появлению каких-либо интересных фитов?
С.: «Это могло быть и нелинейное «способствование», у Нигатива с Jambazi так классная песня получилась. А однажды пришёл парень записывать демку. Я её услышал и предложил закинуть Кравцу. С Кравцем мы давно знакомы, в 2009-м делали его первый концерт в Питере, у нас есть общий друг Роберт в Москве, мы общаемся до сих пор. Кравц в течение часа дал обратную связь и голосом записал свою часть, причём так эмоционально, что эта его демка из WhatsApp попала в финальную версию трека. Сжатие мессенджера дало какого-то дополнительного вайба его хрипотце, получился очень хороший трек.»
Музыка связала, чай объединил
— Расскажите немного о команде Subbox Records.
И.: «А где она вообще заканчивается?»
С.: «Я занимаюсь организацией, Илья продакшеном. С открытием чайной у нас появятся чайные мастера, первым из них стала Наташа, демонстрирующая тут чайное мастерство и поддерживающая приятную атмосферу.
Андрей Викторович — технический директор видео-продакшена Subbox Media, но летом он живёт на свадьбах. Вот занял 8-е место по России и 2-е по СПб в свадебной видеосъёмке.
Иван White P — гострайтер нашей студии. У нас реализовано уже огромное количество треков, где Иван выступил полностью автором песен или соавтором. Также у него много собственных треков, созданных с Ильёй TimeToMake, где они экспериментируют с разными жанрами.
Анастасия — музыкальный маркетолог, аналитик, не так давно укрепила наши ряды. У неё опыт работы в маркетинге — 11 лет, последние 5 из которых она работает исключительно с музыкальными проектами: от создания уникального образа артиста, настройки музыкального маркетинга, PR до выстраивания бизнес-процессов внутри проекта. За её плечами сотрудничество с топовыми артистами в Москве, но с переездом в Петербург поднялась к нам на борт.
Сейчас из-за увеличенной востребованности студии мы усилили команду вторым дипломированным звукорежиссёром. Соня очень тонко, по-своему, чувствует музыку и уверен — добавит собственного характера звуку, выходящему с нашей студии.
Важным для нас стало открытие юридического направления по работе с артистами: консультирование, анализ текущих договоров и решение возникших споров между сторонами, выполнение медиаторского функционала. Это направление возглавил Владислав, у него большой опыт работы в этой сфере. Скоро каждый специалист подробно расскажет на наших ресурсах и в соцсетях о своих направлениях.
Под нашей крышей люди встречаются и творчески взаимодействуют. Наверное, многого не получилось бы без этой точки. Чай объединяет, как и музыка. Также как и чай свёл меня с Тёмой Карповым, на этой почве мы решили сделать чайную.
Миром музыки мы не ограничиваемся. Вот наш друг Егор Пушкин — тренер спортсменов ММА, которые выступают в UFС, Руслан Шамилов — профессиональный спортсмен ММА, надеемся его тоже скоро увидим в UFC. Никита Курбанов профессиональный баскетболист, тоже подружились на фоне чая. Дмитрий Алферьев — учитель по функциональным занятиям и йоге. Мы также работаем и с бизнес клубами, которые обращаются к нам за организацией привоза артистов. В чайной сейчас планируем делать закрытые мероприятия.»
— В пресс-релизе указано, что чайная на Subbox Records «полузакрытая»? Значит, человек не из мира музыки к вам не попадёт?
С.: «У нас не так много места, поэтому даже при желании мы не сможем принять всех. Попасть можно, но нужно забронировать время, связавшись с нами. А мы подготовим тёплый приём: необходимо всё подготавливать, мы внимательно подошли к деталям. Также у нас можно приобрести чай и аксессуары с собой, всегда есть несколько эксклюзивных позиций.
— Ещё вы планируете эксклюзивно продавать мерч?
С.: «Идея появилась в процессе стройки. У нас бывают много именитых артистов. Заезжал Миша «Красное Дерево», привёз несколько последних эксклюзивных маек и шапок. Ждём мерч от Владимира Нигатива, да и вообще хотим сделать свой, но вернёмся к этой идее следующей весной, сейчас много внутренних процессов надо запустить и наладить.»
— Будете ли проводить здесь пресс-конференции, автограф-сессии?
С.: «Интересная идея. Думаю, что-то такое сделаем. Например, к нам однажды приезжала группа из Нидерландов HetVerZet. Там 7 или 6 человек, в том числе Blabbermouth с безумной техникой читки. Я о них узнал из с Rap.Ru, они известны фристайлами. Кто-то им устраивал гастроли в Питере и Москве, а сюда они приехали на чай и по студийным делам. Вот можно было бы как раз мит энд грит устроить.»
— Кто из иностранцев, помимо Onyx, записывался у вас?
С.: «Как раз HetVerZet, скорее всего, какую-то демку записали. У них творческая такая движуха была. Бразильцы Tropkillaz что-то записывали. Немецкая группа Snowgoons, у которых есть совместный релиз с Onyx. А мы с ними познакомились, когда делали концерт La Coka Nostra. С LCN тогда как раз играл DJ Illegal из Snowgoons, потому что DJ Lethal не смог доехать. На нашей студии был записан международный фит — Антон Bess (V-Style) и Snowgoons, но трек не вышел, потому что уже на тот момент было сложно на международном уровне. Жалко, классная тема получилась.
Приезжал артист KDDK — он ещё и менеджер казахского диджея Imanbek, который взял «Грэмми», а у самого KDDK есть фиты с Баста Раймсом, Виз Халифа. У нас KDDK записал совместный трек с Juicy J, тоже рэпером из американских топов. Мы с ним общаемся со времён тех гастролей Onyx, он к нам заезжал в гостиницу, где они зависали. Потом на музыкальном форуме Colisium уже подружились.
Девушка из Китая заезжала, когда был большой чемпионат по футболу. Она, как выяснилось, официальный голос Apple в КНР. Что-то записывала тут по работе, ей срочно нужно было.»
И.: «У D.Masta в работе был альбом с американцем, тот присылал сюда свои записи. Не помню даже, вышел он или нет.»
... С бубнами и без
— Как мотивировать человека, который до сих пор пишет свой рэп дома, наконец-то прийти к вам?
С.: «Домашняя звукозапись обманчива. Ты можешь послушать в своих наушниках и думать, что всё круто. А включаешь, допустим, в машине — и звучит очень плохо. Это работа звукорежиссёра, который записывает, мастерит и на записи помогает. Мы как раз недавно возвращались с корпоративного кэмпа, слушали много треков, в том числе тех, кто в Питере сейчас на волне. И слышно, что даже топовые чуваки застряли в домашнем продакшене. А у того, кто не знает артиста, и слышит трек впервые, может сложится впечатление, что он слушает какой-то отстой. И если бы трек был изначально хорошо записан, сведён и отмастерен на студии, то может быть слушатель как-то и покачался бы. Тем более, когда ты знаешь, как всё должно звучать, это сразу слышно. Хочется сказать им: репайте вы дома, делайте демки, продумывайте фишки, чтобы сэкономить деньги и время на профессиональную студию. А потом приходите с ними на студию, где вам всё сделают и подскажут.
Я, например, когда-то не знал, что аудиокарта должна быть в рэке, потому что для обработки звука нужна целая цепочка оборудования. Это Илья мне объяснил. У нас есть бутиковая железка для мастера — конвертер. После неё звук будто покрывается полиролью. И когда прогоняешь через неё, уже понимаешь, для чего она вставлена в рэк. Давно ещё, когда мы купили в студию первый ламповый микрофон, я тоже заметил, как преображается голос в записи. Как правило, у домашних компьютеров нет мощности, необходимой для наибольшей вариативности при создании трека. Может быть, человек дома и накрутит плагинов, будет всё очень круто звучать, пока этот трек не включат на стадионной аппаратуре.
Мы постарались взять все железки, необходимые Илье в продакшене. Одну даже пришлось поменять в процессе, купить вместо неё более оптимальный вариант, так как у Ильи обновилась информация.»
И.: «Сложно сказать. Кто-то только дома может по-настоящему раскрыться, чтобы записать хороший трек. Но если говорить о профессиональной звукозаписи, мы можем организовать её хоть дома у этого человека, а потом на студии доделать.»
— То есть отчасти тебе, Илья, приходится быть психологом?
И.: «Я полностью погружаюсь в материал во время работы, что-то подсказываю. Это вызывает доверие. Со временем у артиста может замылиться взгляд, а я, допустим, уже погрузившись в материал, привношу свежую идею, и артист соглашается.»
— Илья, я уже понял, что ты следишь за техническим миром звукорежиссуры. А успеваешь ли ты знакомиться с новыми стилями музыки, трендами или делаешь всё по референсу, который показывает артист?
И.: «В целом, слежу за тем, что становится популярным. Могу даже слушать то, что мне совсем не нравится, чтобы понять, как с этим работать в будущем. И если артист захочет что-то совсем новое и неизвестное для меня, я буду погружаться, изучать.»
С.: «У нас накопился огромный опыт работы в разных жанрах, и нас, наверное, нечем уже удивить. Бывают артисты, которые удивляют именно своим творчеством, мы им можем пойти навстречу в плане ценообразования, поддержки. Потому что некоторым артистам, к сожалению, не всегда удаётся удачно совместить творчество и работу, даже если они очень талантливые. Один такой парень у нас уже набрал обороты, ему предложило контракт «ТНТ», но он решил остановить свой музыкальный путь и удалил свои треки из религиозных соображений.»
— Что самое экзотическое записывали на Subbox, помимо Amatory?
С.: «Альбом юмористического проекта «Электрослабость», ребят с «ТНТ», где тот самый хит про Лидию. Hoffmannita записывалась. Ilya Fisherman, которого я на полном серьёзе считаю будущим Леонидом Агутиным своего времени: он из рэпа перешёл в поп-музыку и стремительно там развивается. Нурлан Сабуров записывал что-то промо. Паша Техник. Хамиль из «Касты» над одним синглом тут работал, а потом помогали ему с записью и сведением, но пока альбом не вышел.
Для фильма «Тень звезды» с Павлом Прилучным проделали интересную работу. Мы организовали Павлу уроки рэпа, потому что по сценарию он был рэп-артистом. Более того, ему надо было 5-7 треков сделать, которые ещё и выпускались отдельным релизом. Автором треков был Нигатив, но исполнял их Павел, и ему для этого пришлось учиться рэповать.»
И.: «Его надо было записать, отмастерить, причём сделать в пространственном звучании 5.1. Потом мы делали для Вити АК-47 релиз в Dolby Atmos.»
С.: «Дживан Гаспарян младший записывал армянский дудук. Однажды к нам большущую древнюю арфу привозили, ночью из Института культуры. Её вывоз из Института ещё нужно было согласовать, не уверен, что это было сделано. Один шаман у нас записывал фамильный древний бубен. Как-то так.»
— Какова специфика записи шаманского бубна?
И.: «Как и любого другого бубна. А шаманский бубен или нет, виднее самому шаману.»
С.: «У нас любой инструмент можно записать, кроме барабанов. Потому что барабанам нужна отдельная комната. Но ударные мы тоже пишем, так как у нас есть возможность приехать с аппаратурой куда угодно, выставить микрофоны и произвести запись. Мы писали барабаны в студиях на Галерной, Гороховой. Можем организовать и на «Добролёте», где множество культовых рок-альбомов сделано. Когда мы устраивали в Москве совместный концерт «Кино» и ДДТ, познакомились с Андреем Алякринским из «Добролёта». Думаю, Subbox в Питере по рэпу — как «Добролёт» в роке, хоть мы и моложе — нам всего 17 лет. Мы же одна из первых студий города, кто выбрал хип-хоп в качестве основного направления и продержались дольше всех. Столько у нас перебывало звёздных гостей — рэперов, что мы, думаю, можем претендовать на культовый статус точно. Или как там у тех, кому важны статусы.»
Легенды без мифов
— Озвучьте ближайшие планы Subbox?
С.: «Помимо главного камбэка осени, о котором я уже сказал, сейчас готовим альбом рэгги-артиста международного уровня Steppa Style aka Stepskii. Он гастролировал по Европе, Азии, выпустил совместный трек с Dub FX, General Levi и другими.
Планируем развивать сотрудничество с художественной галереей Zarenkov Gallery. У них есть крыша с маленькой сценой. Возможно, будем там организовывать камерные музыкальные мероприятия в следующем сезоне.
Доделываем фильм — историю Subbox Records, берём короткие интервью у артистов, с кем сотрудничали. Надеемся выпустить в сентябре.»
— Кого из легенд хотели бы увидеть на вашей обновлённой студии?
С.: «Не только хотели бы, но и планируем сюда пригласить многих интересных людей: Александра Розенбаума, Константина Кинчева, Юрия Шевчука. Возможно, если получится связаться, то пригласил бы своего двоюродного деда Ивана Краско.»
— Что из прошлого Subbox вы никогда не взяли бы с собой?
С.: «Такого нет. Наше прошлое со всем набором позитива и негатива привело нас к той точке, где мы сейчас находимся. Спасибо нашему опыту, идём дальше!»
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!