Январь 2023 года постепенно подходит к концу, а ощущение, что 2022 год так и не прошёл. Новогоднего чуда не случилось, смутные времена остались. Проект «БОКЕТТО» пишет музыку смутного времени. Или, корректнее сказать, туманного. Новый альбом «Осторожно туман» звучит как саундтрек неопределённости внешнего и внутреннего мира.
«Одурманенный информационным потоком разум рано или поздно вернётся к былому — и ужаснётся тому, как сильно всё изменилось, пока он пребывал в чаду забвения».
«БОКЕТТО» называет свою музыку «столкновением непростой электронной музыки с острым поэтическим словом». Музыка альбома «Осторожно туман» действительно непростая, как минимум, эмоционально. В своей бесконечной печали она способна надрываться даже в моментах тишины, не давая слушателю никакого шанса на надежду. Более обречённо в этом экзистенциальном музыкальном тумане звучат слова. Лирика о смерти, жизни, любви, искусстве и опять о смерти — абстрактные малосюжетные истории, рисующие реальность сквозь видение проклятого поэта.
«Мы берём только те тексты, которое резонируют с нашим общим внутренним миропониманием».
Альбом «Осторожно туман» можно обвинять в пессимистичности, но тоска индустриального бита кроет в себе катарсис. Это как в фильмах Звягинцева — видишь кромешный мрак на протяжении пары часов, чтобы потом в своём мраке отыскать свет и найти в нём успокоение. Такой же чувствуется и музыка «БОКЕТТО». Все эти вязкие композиции с привкусом мертвечины как бы предупреждают тебя осмотреться вокруг, принять этот мир и найти в нём свой лучик тепла. Не зря же заглавие альбома предупреждающее — мы уже в тумане, как ёжик Норштейна, бредём под аккомпанемент жуткого совиного уханья. Но в этом близоруком пространстве, полном страшных существ, напоминающих монстров из Сайлент-Хилла, есть уютный пенёк, чтобы сесть и посмотреть на звёзды.
У «БОКЕТТО» нет места мажору. Наверное, как нет места мажору и в сегодняшнем дне. С музыкой группы идеально смотреть в тамбуре электрички через стекло с наклейкой «Не прислоняться» на грустную Россию. И искать в этой хтони красоту.
На вопросы ответили Илья Чертков (музыка), Семён Баев (стихи, вокал) и Саша Юхненко (бас-гитара).
— Как начался ваш 2023 год?
Семён: Традиционно. После чего мы незамедлительно вернулись к работе над старым и новым материалом.
Илья: Да, обычно. В сам Новый год выступили заочно на новогоднем Бесконечном фестивале от Школы Маскелиаде, 40 минут смущали людей искренностью и эмоциями. Ну и в первых числах долго обсуждали обложку альбома с Иваном Кириченко (на его лейбле 10-го числа альбом и вышел).
Саша: Тише, чем обычно. Пауза после оглушительного 2022-го.
— Насколько сильно лирика композиций «БОКЕТТО» близка вам?
Семён: Максимально, насколько это вообще возможно. Всё это — реальные истории жизни.
Илья: Мы берём только те тексты, которое резонируют с нашим общим внутренним миропониманием. С самого начала на этом и сошлись: Семён писал очень сильные стихи, а я искал певца/вокалиста, который пишет собственные тексты, желательно крепкие, сложные, интересные. Так и случилось.
Саша: Лирика Семёна для меня многослойна. Я воспринимаю её в два этапа: сначала эмоционально, затем — вглядываясь в детали. И даже если в деталях мне близко не всё, на эмоциональном уровне мне легко ассоциироваться с его стихами.
— Как собрался проект «БОКЕТТО»?
Семён: Благодаря незначительным усилиям одного нашего общего на тот момент знакомого... Дело в том, что мы оба пребывали в поиске новых способов самовыражения, и для каждого из нас этот выход оказался единственным.
Илья: Изначально проект назывался Boketto, и это была только моя музыка. Год, наверное, был 2013-й… Я увлёкся аналоговыми синтезаторами, искал свой звук и после пары релизов захотел превратить диванный сольный проектик в концертирующий живой коллектив. Были попытки работать с Гребенщиком (Санкт-Петербург), но пребывание в разных городах и отсутствие близкого активного общения вылилось лишь в один ремикс на его песню «В сущности» с мини-альбома «Ноктюрна». А потом появился Семён, мы начали репетировать, пробовать себя в очень разных форматах. И сейчас мы работаем в Odonata — на стыке поэзии, шума и дрона, и как БОКЕТТО — с непростой внежанровой электронной музыкой и песнями. В студийном формате с нами работает также Саша Юхненко (за себя ответит сам, думаю).
Саша: Мы с Ильей пробовали совместно играть электронику году в 2014-2015-м, потом была долгая пауза, после которой я присоединился к тогда ещё БКТТ в качестве басиста на альбоме «Некропоп».
— Каким оборудованием вы пользуетесь для записи музыки?
Семён: Микрофон + Focusrite Scarlett + Ableton Live.
Илья: ноутбук с Ableton Live, MIDI-контроллеры, гора всяких сэмплеров-синтезаторов-драм-машин, хотя сейчас их использую всё меньше. Наш прошлый альбом «9» был записан при помощи игровой консоли Nintendo 3DS процентов на 70. Много используем всевозможных найденных звуков и полевых записей: специально выбираемся вместе и по одиночке в поля, бродим по городу, что-то находим в разных поездках.
Саша: Ноутбук с REAPER и аудиоинтерфейсом, бас Greco Thunderbird.
— Расскажите, как писался последний альбом «Осторожно туман».
Семён: Долго и максимально осознанно, насколько это было в наших силах. В какой-то момент всё настолько точно совпало, внутри и снаружи, что я очень отчётливо понял следующее: если бы мы вдруг по каким-то причинам не смогли выпустить именно полноценный альбом, то все композиции с него обязательно вышли бы по-отдельности, как синглы. Это отношение трудно передать словами, но мы действительно никогда в жизни не работали настолько вдумчиво и серьёзно, а получившийся результат превзошёл ожидания (которых не было), с каждым новым витком работы обретая звучание всё более гармоничное и целостное.
Илья: Начали два года назад, в самом начале 2020-го. Какие-то вещи были в той или иной мере уже почти сложившимися. Какие-то были только в зачаточном виде. Что-то сохранилось в виде очень устаревших демо-версий, а что-то собирали с нуля. Мы брали большие паузы по разным причинам, и за это время успели выпустить несколько незапланированных синглов («Каннибальные танцы», «Ножницы», «6 стихов из шкафа») и даже мини-альбом «Некропоп». По итогу не всё, что мы хотели, попало в финальный релиз. На данный момент у нас есть ещё примерно столько же песен для следующего альбома. А работали мы преимущественно дома: я делал аранжировки, Саша оживлял басовые партии и сочинил свою композицию для «Тока», а Семён раз по пять переписывал вокальные партии. В какие-то моменты собирались вместе и думали, что и как будем делать, сводили, пересводили… Да, это было и правда долго и максимально осознанно. Не хотелось выпускать работу, в которой остаются слабые вещи и недосказанности.
Саша: Я включился в работу с уже существовавшим материалом, которого было немало. Вносил лепту и добавлял оттенки. Примерно в то же время я экспериментировал с написанием инструментальных композиций с фортепиано в основе. Одна из них с лёгкой руки Ильи стала музыкой для «Тока».
— Вы называете вашу электронную музыку «непростой». Как её правильно воспринимать неподготовленному слушателю?
Семён: Я абсолютно уверен в том, что неподготовленному слушателю ничего не светит в принципе, это касательно не только нашей музыки. Это как полюбить абстракционизм человеку из глухой деревни. Невозможно. Нет, мы не новаторы и не считаем себя из ряда вон, просто материал альбома действительно сложный и многоуровневый, его поймёт и оценит только человек глубоко и всерьёз заинтересованный в жизни и саморазвитии.
Илья: У нас часто спрашивают, что за стиль музыки у нас такой. И потом говорят, что это похоже на то-то и то-то. Но стиля музыки у нас нет — мы изначально не пытались быть в каких-то рамках и делали так, как этого просят текст, настрой, веление пятки левой ноги. Однажды замечательный петербуржец Илья Пучеглазов (Symphocat) окрестил нас «лирическим индастриалом», что бы это ни значило — да будет так. Поэтому мы и называем нашу музыку непростой: в ней много всего происходит, она работает на контрастах и без узнаваемых референсов, она вещь в себе. И поэтому мы не рассчитываем, что слушатель «подготовится» или будет «подготовленным». Тут нет высокомерия: просто изначально мы решили, что будем делать что-то самобытное, не оборачиваясь ни на кого и ни на что. Так и выходит все последние годы: где-то мелькает что-то из джаза, где-то что-то из индастриала, где-то актуальная электроника вплоть до IDM, где-то обычная поп-музыка. Воспринимать это надо как законченные работы, живущие своей жизнью: дать им шанс, не пытаться искать референсы и подгонять под тренды. Это существует. В этом слушатель может найти что-то своё, испытать какие-то эмоции. Или нет.
Саша: Не думаю, что слушатель может быть в принципе подготовленным и что музыку можно воспринимать правильно или неправильно. Музыке просто надо дать шанс вызвать резонанс внутри тебя самого. Смыслы либо отражаются в восприятии слушающего, либо музыка проходит мимо него — пусть даже и будучи прослушанной от начала до конца. И подготовкой здесь будет весь совокупный опыт человека, всё пережитое и прочувствованное. Касаемо же «стиля» или «направления», я бы сказал, что это не такая уж важная вещь — просто теги для поиска и ассоциаций, не более.
— Осторожно туман — «исповедь духовного сироты, которому не посчастливилось быть признанным в своём искусстве никем из родных и близких». А что для вас значит быть признанным в своём искусстве?
Семён: Диалог. Способность и желание слышать, помноженные на возможность быть услышанным. Отклик, яркий и чёткий — когда от песни в сердце ёкает. Однозначно и чутко. Интимно. Сразу меняется восприятие, угол обзора, эмоции достигают некоего предела и идут вразнос. Потому что именно так эти песни и рождались...
Илья: Да, я тоже за общение. За отклик. Слова. Сейчас много музыки, много музыкантов и ещё больше слушателей. Но, как правило, песни, да и просто треки остаются без комментариев — позитивных, негативных, нейтральных. Хочется общаться с другими музыкантами, особенно с близкими по духу. Хочется говорить с людьми, делиться с ними своим чувством прекрасного и понимать, что люди слышат. Знать, кому это нравится и кому это нужно. Нет ничего больнее, чем отсутствие отклика после того, как поделился большой работой. Быть признанным — это начать получать этот отклик, в любой форме, но стабильно.
Саша: Донести смыслы, передать эмоции, заставить уши и души других резонировать. Хочется, чтобы у другого человека от музыки остались ассоциации, своего рода «зарубки» на нерве, который в нужный момент отзовётся на какие-то события в жизни, включит в голове саундтрек.
— Какую опасность для вас может скрывать туман?
Илья: Наверное, тут за всех лучше ответит Семён.
Семён: Муть, смог, дым, затуманенность любого рода представляют собой определённую опасность. Потому что после того, как всё рассеется, ничто и никто уже не будет прежним. Одурманенный информационным потоком разум рано или поздно вернётся к былому — и ужаснётся тому, как сильно всё изменилось, пока он пребывал в чаду забвения. Увлечённый временными (а не вневременными) ценностями и идеями осознает их конечность — и это будет его конец. Туман — это ад на земле. Тот самый сон, о котором много сказано и в буддизме, и даже в православии. Сон разума по Гойе, если угодно; спустившийся свыше на незримых качелях Сад Земных Наслаждений... Некая пиковая точка души-скиталицы. Я считаю, что это не наша опасность, не для нас. Она общая.
Саша: «Сон разума чудовищ рождает».
— Как вы думаете, туман только надвигается или мы уже в нём?
Семён: Вы уже в нём.
Илья: Уже.
Саша: Всегда.
— Что вы ждёте от 2023 года?
Семён: Ничего.
Илья: Бесполезно уже что-то ждать. Что будет, то будет.
Саша: Будущего, продолжения. В общем — ничего конкретного.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!