С каждым годом нового столетия DMX набирал всю большую скорость на дороге своего карьерного спуска. И, казалось бы, Экс уже постарел, былую славу не возродить, а повернуть руль и попытаться снова взобраться на вершину — почти невозможно. Так казалось всем, кроме него самого.
«Exodus» должен был стать тем альбомом, о котором бы говорили: «Именно с него началось возрождение легенды». И так бы действительно могло быть, если бы не скоропостижная смерть Эрла Симмонса (более известного как DMX). Тем не менее, все треки с альбома были записаны при жизни рэпера (исключением стал «Money Money Money», работа над которым была завершена позже). Никаких демок, неизданных композиций и прочего — это полноценный альбом, в котором было спланировано всё, кроме статуса, который он обрёл — статус посмертного.
Изначально восьмой альбом Экса получил название «It’s Dark and Hell is Hot Again», отсылающее к дебютному альбому «It’s Dark and Hell is Hot», который принёс DMX мировую славу, но после смерти рэпера было принято решение переименовать последнюю работу музыканта.
«Этот проект много значил для него [для DMX]. Он пришел, чтобы сделать это, и не мог дождаться, когда люди услышат [альбом]. Он хотел, чтобы мир услышал об этом проекте. Мы не хотели ждать слишком долго, потому что он не хотел ждать слишком долго. Название альбома — „Exodus“, оно у него на шее и есть на обложке. Это также имя его младшего сына» — Swizz Beatz, исполнительный продюсер
После релиза «Exodus» вошёл в топ Billboard 200 и расположился на восьмом месте, а в первую неделю альбом разошёлся тиражом в 32 000 копий, что удивило как фанатов, так и людей, причастных к работе над альбомом, ведь ожидались более высокие показатели. Так что не понравилось слушателям по всему миру? Экс всё так же рычит и лает, приглашённых звёзд не счесть (причём и легенд хип-хопа, и молодых исполнителей), не говоря уже о действительно потрясающей продюсерской работе. Что же не так?
Причины у каждого свои, но основным фактором, разочаровавшим слушателей, стало «отсутствие самого Экса, то есть обилие музыкантов как бы отводит DMX на второй план. На самом же деле, «Exodus» — одна из самых искренних работ рэпера за всю его карьеру и, несмотря на количество исполнителей, DMX уж точно не потерялся на этом альбоме.
«Exodus» связан с одним значимым событием — переподписанием Эксом контракта с Def Jam Recordings. Это стало важнейшим шагом в карьере рэпера, которого уже все давно отправляли на пенсию. Именно с Def Jam Экс выпустил свои лучшие пять альбомов, которые дебютировали на первой строчке хит-парада Billboard 200, что стало беспрецедентным случаем.
«Exodus» полон неожиданных коллабораций, самой яркой из которых можно назвать совместную работу Экса и Боно над треком Skyscrapers. Яркая, потому что выделяется этот трек из общей композиции альбома больше всех. Как было сказано выше, «Exodus» — одна из самых искренних работ DMX. Но эта искренность уходит на второй план, уступая место главной всепоглощающей и необратимой черте альбома. Мрачности. Она становится основной составляющей «Exodus» из-за рефлексии, пронизывающей почти каждый трек. Эта рефлексия выражается и в теме проблем с психическим здоровьем рэпера, и в поиске совершенных Эксом ошибок (как, например, в обращении исполнителя к своему сыну в композиции «Letter to my son»). «Skyscrapers» же выбивается из этого контекста, то ли давая надежду, то ли окончательно её забирая. Если дать краткое описание этому треку, то часть Боно — это та музыка, которая может играть в хэппи-энде мелодрамы, где счастливые герои, радостно улыбаясь, идут под дождём, а партия Экса — это прокручивание этими героями худших эпизодов их жизни, за которыми следуют раскаяние и фрустрация.
Альбом звучит в целом свежо благодаря грамотному подходу к идее этой работы: не уходить от истоков, но и не злоупотреблять прошлым. Эта цель была достигнута не только посредством приглашения Nas и Snoop Dogg вместе с Moneybagg Yo и Lil Wayne, но и профессиональным совмещением разных жанров, ведь многогранность «Exodus» действительно поражает. На столь личном и мрачном альбоме уживаются как довольно мелодичная «Hold Me Down», сочетающая в себе грубоватось Экса с изяществом Алиши Киз, так и долгожданный тандем Экса с Nas и Jay-Z в работе над «Bath Salts», где на контрасте выделяется партия DMX с наполненным болью текстом и «хриплым» исполнением.
Несмотря на мрак, трагизм и безысходность альбома, последняя работа DMX полна надежды. Надежды и любви — любви к семье, любви к музыке, любви к жизни. «Exodus» стал итогом плодотворной карьеры легенды хип-хопа и достойным завершением его многолетних трудов.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!