30-го апреля лейбл Content Chaos выпустил ежегодный контекстный сборник International Jazz Day 2025: Russia. Релиз приурочен ко Дню джаза, который наша планета празднует в эту дату. День джаза внесён в календарь ЮНЕСКО, а выпуск International Jazz Day: Russia отмечен там среди традиционных событий, посвящённых этому празднику. У сборника есть персональная страница на официальном сайте Дня джаза.
По мнению ЮНЕСКО, джаз выполняет важнейшие культурные функции:
«Разрушает барьеры и создает возможности для укрепления взаимопонимания и терпимости;
Задаёт вектор свободы выражения мнений»;
Читайте также
Поощряет художественную креативность, импровизацию, новые формы самовыражения и слияния традиционных и новых музыкальных форм.»
В справедливости этих тезисов можно убедиться, слушая сборники International Jazz Day: Russia. Предыдущий релиз подчёркивал интернациональность джаза как явления, его влияние на различные сферы искусства. А на примере International Jazz Day 2025: Russia ещё и слышно, как джаз проникает в разные жанры музыки и литературы, объединяет музыкантов старших и молодого поколений — даже тех, кто работает в совсем иных направлениях.
Первая же композиция Planck'sTone Cinch — экскурсия по музыке, которая подпитывалась джазом. Фанк, инструментальный хип-хоп, нарочито грязные соло гитары и электрооргана в стиле импровизированных экспериментов рокеров-психоделистов. Да и сам трек звучит, будто профессиональная импровизация, которая и в джазе, а затем в роке и многих других жанрах музыки, называется джемом. В разных случаях слово Cinch переводится как «опора», «влияние» и даже «подпруга» — элемент сбруи, укрепляющий седло, что тоже как бы намекает на неслучайность всего происходящего. Ещё один эклектичный и схожий по духу трек: Dmitri Resser — Disco Rabbit. Хоть его название не такое говорящее, здесь нашлось место фанку, хип-хопу, кислотным клавишным, «джими хендриксовскому» гитарному соляку и даже диско. К тому же, он похож на концертную запись. Обратный пример культурного обмена демонстрирует jumping_elephant в своей «Чайке». Обычно проект играет построк, но на International Jazz Day 2025: Russia он отказался от гитарной музыки в пользу романтического smooth-jazz а-ля Kenny G.
В литературе есть феномен джазовой поэзии — когда американские поэты имитировали синкопированные ритмы в своих стихах. Не факт, что Анна Ахматова преследовала ту же цель, сочиняя стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», но благодаря Оксане Войтенко, Борису Нецветаеву и OxyJazz оно стало прекрасной песней, под которую можно танцевать фокстрот. И, думаю, тем более справедливо приравнять к джазовой поэзии тексты песен, созданные авторами специально для исполнения под джазовый аккомпанемент. А таких песен в сборнике немало. Любовную музыкально-поэтическую ретро-линию продолжает Sasha Hotaru — «Игра в Слова» (не путать с одноимённым детским стихом Агнии Барто), «Воспоминания» Анастасии Ляпиной и «Весна» Екатерины Унгвари.
Современная, но оттого не менее красивая, женская лирика звучит в композициях «Далеко» Марины Задорожной, «Облака» Карины Карташовой
и Secret — Alena Voiskaya. Это точно не фокстрот, а, наверное, уже ритм-н-блюз, но не тот R’n’B — который мы заслужили, а который должен быть. В целом, International Jazz Day 2025: Russia получился более песенным, чем прошлогодняя компиляция, где доминировали инструменталы, иногда — с вокализами. А в песне «Далеко» есть ещё и монолог в прозе, будто бы принадлежащий героине трогательной литературной мелодрамы.
Заметно больше внимания в этот раз составители сборника уделили джазовым фантазиям на тему русского фольклора и даже оформили их в отдельный блок. Всего четыре композиции, но размах восхищает — от модного урбанистического саунда TESTO до вечной классики Михаила Ивановича Глинки в исполнении Детского биг-бэнда джазовой школы им. К.Назаретова.
И, конечно, в такой праздник невозможно обойтись без пиано-джаза в самых разных его ипостасях. Это и минималистичная, нуарная Calavera от EllektraJazz, и медитативная Omega под электронный бит Mr. Vibe, и лаконичный, но очень густой «Чёрный» Natalia Skvortsova. Но главным пиано-хитом и гимном всего сборника я считаю «Когда наступит мир» Ансамбля Марины Корсаковой. Эта головокружительная музыка о самом важном, не омрачённая тенью идеологического пафоса, несёт пожелание мира всем и каждому, что на 100% попадает в концепцию Дня джаза, которому посвящена серия International Jazz Day: Russia.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.