У современного мира есть новые супергерои, и их суперсила — доброта. Клип и песня «Мир спасут волонтёры» от Константина Арсенева, созданные при поддержке ПФКИ, — это искренний, тёплый и мощный музыкальный манифест, напоминающий о том, что добро спасает этот мир. В нём нет вымышленных вселенных и фантастики, только реальные люди, чья ежедневная помощь становится самым сильным чудом.
Клип «Мир спасут волонтёры» с первых кадров заявляет о своей миссии — вдохновлять и объединять. Это сильная работа, где музыка, текст и видеоряд сливаются в цельный цепляющий сердце посыл.
Тёплые студийные кадры, где мы видим эмоции исполнителей, сменяются хроникой волонтёрских будней. Мы не просто слышим гимн, а видим его героев — людей, несущих помощь в любое время суток, в самых разных, порой безумно сложных ситуациях. Светлая, почти домашняя атмосфера студии становится символом доброго сердца, из которого и прорастают тепло и забота.
Музыкальная аранжировка и глубокий вокал добавляют масштаба всей песне. Женский вокал во время бриджа — один из экспрессивных пиков, завораживающий и подводящий к кульминационному, объединяющему всех припеву. А спетая хором ключевая фраза «мир спасут волонтёры» действительно западает в душу с первого же прослушивания.
Это история победы силы добра, и не где-нибудь в сказке, а здесь и сейчас. «Мир спасут волонтёры» — искренняя благодарность всем тем, кто спасает этот мир своей добротой и неравнодушностью. Чтобы узнать, как родилась идея для клипа, что стало основой для создания песни и почему важно затрагивать в музыке социальные темы, мы поговорили с автором и идеологом проекта — Константином Арсеневым.
— Волонтёрство — неоспоримо важная деятельность, которая делает мир лучше, но в творчестве оно упоминается весьма редко. Как родилась идея создать «Мир спасут волонтёры»?
— Хороший вопрос. Песня рождается быстро, а мысль зреет годами. Так и тут: я просто часто замечал, что люди, требующие большую плату за свой труд, как правило, выполняют этот труд гораздо хуже, чем те, кто готов это делать бесплатно. Я думаю, это связано с тем, что те, кто хочет реально что-то сделать, просто не думают о вознаграждении. Слышали фразу «сколько дадите»?, — её, наверное, считают признаком безвольности, а для меня это призрак волонтёрства. А когда люди очень ценят свой труд, торгуются и так далее, значит, им не так уж хочется это сделать, они без этого дела прекрасно обойдутся. Ну и результат соответствующий. В общем, возвращался я к этой мысли годами, а когда началась пандемия, и активисты активизировались, мысль тоже дозрела, и я решил её зафиксировать в песне. Потом с Паскалем разговаривали о волонтёрстве, и я сказал: «У меня об этом песня есть». Он послушал и сказал: «Давай запишем». И дальше всё было по волонтёрскому сценарию: Саша Афанасов сделал аранжировку бесплатно, мы позвали своих друзей-артистов, и они спели на студии. Спустя пару лет Алексей Козин спросил, есть ли у меня полезные для страны идеи, и я показал среди прочего эту песню. После чего, при поддержке ПФКИ, эти идеи увидели свет. Тут хочется добавить «в конце тоннеля», так как я надеюсь, что песня будет жить долго и приносить людям свой свет.
— В песне партии каждого исполнителя идеально дополняют друг друга. Как подбирался состав тех, кто примет участие в записи?
— Как я сказал выше, состав исполнителей подбирался по принципу: «Друзья, помогите создать хорошую песню». У всех сложные графики, люди приезжали в студию по одному, когда позволяло время. А что голоса хорошо сочетаются, то ведь все, кроме меня, — хорошие вокалисты, а Саша Афанасов, соединявший партии и сводивший песню — большой профессионал. Ну и тема песни, наверно, духоподъёмная: когда песня глупая, то люди не поют, а орут.

Фото из личного архива Константина Арсенева
— Момент, где все поют припев хором, создаёт ощущение такого необходимого порой единства людей и их силы. Идея сделать припев общим для исполнения пришла сразу или позже, по ходу работы?
— Идея не то, что пришла сразу — она является сутью песни, форма продиктована содержанием. Есть поговорка «Один в поле не воин», — да воин тоже, но, когда люди что-то делают вместе, то силы их не складываются, а умножаются, давая резонанс, а человеческий резонанс, по-моему — самое сильное оружие на земле.
— Как родилась визуальная концепция клипа, где кадры из студии переплетаются с моментами работы волонтёров?
— Это тоже изначально виделось. Не хочется фальши, а любая актерская игра — это лишь имитация реальности. Что может быть честнее документальных кадров? Поэтому я с самого начала на этом настаивал, а никто из команды и не спорил.
— Люди в клипе — реальные волонтёры или хорошо подобранные актёры, передающие тяжёлый, но такой важный труд?
— Слава богу, это реальные волонтёры, и я очень им благодарен за отзывчивость, что они приехали на ночные съёмки, опять же, бесплатно, за идею. Но идея того стоит, не правда ли? Сплочение людей благородной идеей — это, наверное, самое большое счастье. Мы с Максимом Артемьевым, к моему большому сожалению, не могли приехать на съёмки: они были далековато от Москвы, а мы в это время не вылезали из студий, записывая песни для других проектов. Но я хочу им сказать, как Маугли: «Ты и я — одной крови».
— Какие главные чувства и эмоции должны испытать все те люди, которые смотрят клип и слушают песню?
— Надеюсь, люди получат от песни и клипа то чувство, которое я вложил с самого начала и так старался не потерять на всех фазах производства. Ведь это, как космический корабль: кто-то неверно гайку привернул, и полетели не туда. Надеюсь, все, кто участвовал — горели, и те, кто увидит и услышит, почувствуют то же самое.

Фото из личного архива Константина Арсенева
— Как вы считаете, на кого клип и песня произведут больше впечатления: на самих волонтёров в качестве поддержки их труда или на тех, кто ещё не успел вступить в ряды волонтёров, чтобы вдохновить их?
— Трудно взвесить, если честно) Поддержка нужна всем, правда же? Особенно, когда люди делают что-то от души, и эти люди находятся на разных фазах участия или неучастия, колеблются. Мы же не так уж стабильны, и если эта песня скажет: «Ребята, как бы то ни было, мы знаем, что в этом мире действительно важно», — будет уже хорошо.
— Вы верите, что в наше довольно циничное время, где многие, к сожалению, ищут лишь выгоду для себя, призыв к добру и единению всё еще может найти массовый отклик?
— Верю и надеюсь. Думаю, что люди, полностью убившие в себе человека, есть, но их немного. Остальных тянут в разные стороны две основные силы мира — разрушение и созидание, и человек качается туда-сюда в зависимости от того, что залетает в голову, западает в душу. А что западает? Новости, песни, фильмы, ведь Бог не раздвигает облака, чтобы пообщаться напрямую. Мы посылаем свой сияющий меч навстречу темноте, как сказано в песне, и этот меч — вибрационный: посмотрим, как срезонирует. А чем время циничнее, тем виднее его подлинное лицо, тем сильнее душа устаёт и встает перед выбором: “тебе куда?”.
— Песня «Мир спасут волонтёры» создана при поддержке «Президентского фонда культурных инициатив». Насколько важна такая поддержка для проектов, особенно несущих социальную идею?
— Очень важна. Уже четверть века, по моим наблюдениям, в шоу-бизнесе окончательно победила позиция, что деньги можно заработать только на хайпе и чернухе, и хорошие песни «народу не нужны». Я боролся с этой модой как мог, но последнее слово за народом, и, скажу с горечью, действительно тренды не утешительны: деньги и правда срубить легче на низкопробщине. И, что самое плохое, молодёжь хочет туда, где «успех». Но тут мне есть, что ответить. Во-первых, вкусы воспитываются, и в это одебиливание вложено много денег и времени, и много хитрых манипуляций. Во-вторых, даже если и проще — и что? Все знают, что можно ребёнку читать Пушкина месяцами, а потом спеть матерную частушку один раз, и он запомнит именно её, не важно, как это работает, вопрос другой: а мы этого хотим для своих детей, для своей страны, для мира? Чтобы несколько уродов заработали много денег за счёт погружения миллионов во мрак? Это ведь так происходит, я говорю: «Плей-лист — это диагноз»: что человек любит слушать, такая жизнь у него и будет, и современное музыкальное насилие без преувеличения разрушает жизни. И государственная поддержка искусства так же важна, как школьное образование. Даже добавлю: наполнять мозги детей знаниями и отдать их на съедение «чёрным продюсерам» — это как делать мощную машину без руля. А дальше — математика: много денег, времени и схем было применено для понижения уровня восприятия, теперь сколько нужно для того, чтобы достаточно поднять? С коэффициентом того, что поднимать в гору тяжелее, чем катиться с горы. Без государственных программ такую махину развернуть сложно — нужен мощный рычаг. Или ждать, когда само вырастет, но можно до этого не дожить.

Фото из личного архива Константина Арсенева
— Сложнее ли работать над подобными социальными проектами, чем над обычными песнями для эстрады и ротаций? Или, когда всё «идёт от души», то никаких проблем не возникает?
— Да, когда от души, то всё одинаково) Проблемы могут быть другие: привычка у аудитории получать кайф от негатива, в том числе у музыкальных редакторов, журналистов и вообще у тех, от кого зависит распространение песен, наверно, имеет место и клише, что раз социальный заказ, то люди отрабатывают повестку, да мало ли чем можно поиграться в наше вывихнутое время. А что делать? Я об этом стараюсь не думать, просто пишу, что считаю нужным, и всё.
— Был ли в вашей личной жизни опыт, связанный с волонтёрством?
— Я не участвовал в волонтёрских движениях, как и вообще в любых движениях, но много чего делал не за деньги, а «потому, что так просит душа». А бывало, что вознаграждение приходило потом и неожиданно. Бывало, что разочаровывался потому, что видел, что помогал не тем людям и не так, как надо, без пользы. Сложно это. Но то, что надо что-то делать всегда ради самого дела, а не ради вознаграждения — это так же свято и так же просто, как утренняя зарядка. А что из этого вырастет, не известно, но точно вырастешь ты сам) Кстати, я недавно сделал репертуар для группы слепых, и, как мне сообщает их продюсер, они понемногу выступают и имеют успех. Они симпатичные ребята, и я рад, что что-то такое происходит.
— Что вы можете сказать и посоветовать тем людям, которые заинтересовались волонтёрством, но пока что так и не осмелились начать, возможно, боясь каких-то трудностей?
— Не знаю, душа должна подсказать путь, форму участия. Только, как говорил Будда, не забывайте стирать с души пыль. От себя скажу: не бойтесь помогать людям, но знайте меру, берегите себя. Я много глупостей наделал, помогая непонятным персонажам, которые постоянно что-то у меня просили, и разводил паразитов. Но при этом недодал моим близким, хорошим людям, которые не просили, и себе тоже, всё думал: ладно, успею. Поэтому скажу так: делая доброе дело, периодически спрашивайте свой внутренний голос, точно ли оно доброе. И так, общими усилиями, миром, всё сделаем так, как надо.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.