Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

«Иван и Чёрт» – постановка Андрея Горбатого по фрагменту романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», не вошедшему в основную инсценировку одноименного спектакля на сцене театра «Мастерская». Подробнее о разводе с самим собой в репортаже наших корреспондентов Катерины Воскресенской и Данила Никонова.

Иван и Чёрт спектакль

Достоевский без достоевщины звучит как кофе без кофеина или виски с колой без колы. То есть вполне осуществимо. А всё ж непривычно, но если отбросить долю уничижения и осуждения, что вкладывают в понятие «достоевщина», то всё сходится. Роль художника слова обозначена вполне конкретно, на сцене есть рассказчик и небольшой оркестр. Контрабас (Андрей Дидик), скрипка (Ульяна Лучкина), аккордеон (Евгений Сёмин) да мужичок-пьяница (Георгий Воронин). Последние двое всегда как в связке, как ни крути, престиж страны. Иван престиж этот сохраняет, бережёт, отдаёт рассказчику – тот и не против. Он очень харизматичен, у него Достоевский звучит как страшилка: с большими глазами он пересказывает зрителям сюжет как бурсак. Разве что громом пугануть не хватало, и Dixi! А тому, кто спросит: «какие дикси?», ответом будет музыка. В постановке она как точка в предложении, финальный знак, придающий смысл всему вышесказанному. Авторский текст отыгрывается не психологически, а эмоционально. Без страха поранить оригинальную нить произведения.

Иван и Чёрт спектакль

Данный фрагмент никак бы не вписался в основную инсценировку постановки «Братья Карамазовы». Глядя на сцену, думаешь о театральных адаптациях гоголевского «Ревизора». Они годами несли исключительно назидательный характер. В частности, в них не считывалось упоение Хлестакова своим талантом к манипуляции и обману. Часто на сцене был представлен всего лишь очередной плутовской образ, поверхностный, пошловатый. При первом взгляде на Чёрта (Антон Момот) опасаешься чего-то похожего, но зря. Хотя образ вышел того ещё приживальщика. Исключительно с французским прононсом.

Канареечно-заезжий шут, страдающий ревматизмом, праздник, нежелательный гость, дальний родственник, ошибка прошлого, словом, в воспоминаниях всегда пятно яркое, но не обязательно в хорошем смысле этого слова. Зажигая свечку поперёк стены, он сам поперёк горла. Ивану – оскорбляет его эстетический вкус. Нет, чтобы явиться из самой преисподней и играть на струнах его души как на терменвоксе. Это ж почти шаманство, а Чёрт на шамана похож не слишком. Не страшен совсем, да и не должен. Глуповато навязчивый образ как последний крик о том, что всё не так страшно, как на самом деле.

Иван и Чёрт спектакль

Но он водит между верой и безверием, распад личности Ивана (Дмитрий Житков) показан даже в сценографии (Художник – Елена Чернова). Мебель говорит за него, когда сам Карамазов уже не может. Будто бы в разводе с самим собой, сознание отпилило у него ровно половину совместно нажитого имущества: стола, кровати. Куда узелок с деньгами спрятать, свят ты ж, Господи! А на полу словно клубок мыслей. Старый такой и очень, очень запутанный. Страшно тянуть за любую нить. Там где-то и поэма о Великом инквизиторе, и анекдот юного гимназиста, готового к раю пройти во мраке квадриллион километров. Сумасшествие отражается в сцене синхронизации мыслей и слов, когда говорит Чёрт, но по губам Ивана можно прочитать, кто говорит это на самом деле. Их единение и противостояние переданы безукоризненно. Их молчание совершенно, их жесты безошибочны. Хочется поверить и сказать «се шарман». Исключительно с французским прононсом.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика