Совсем недавно в Санкт-Петербурге прошла Эрарта Премия 2024. Мероприятие, как и годом ранее, завершилось награждением победителей арт-события и торжественным приёмом гостей в большом зале первого музея современного искусства города. О том, как прошло награждение и какие работы были признаны лучшими — в репортаже.
Премия Эрарта — новый формат на рынке оценки и признания современных художников. Лучшие работы отбираются путём прямого зрительского голосования, а не оценками специалистов. В течении четырёх месяцев посетители выставки могли проголосовать за понравившиеся работы, размещённые в большом зале музея.
«Идеально уместить работы 40 авторов, выдернутые из контекста их творчества и представленные на групповой выставке, невозможно. Поэтому мы не выстраивали диалоги между соседствующими работами, а старались сфокусировать внимание зрителя на каждом объекте отдельно», — Павел Маркайтис, руководитель арт-отдела музея Эрарта.
Премия Эрарта 2024 представляет различные взгляды и устремления авторов в работе с формой и историей. На экспозиции были представлены брейгелевские слепцы, космические киты и ангелы. Посетителям предлагали задуматься о свободе и городской жизни, о тонких материях и больших структурах. При этом даже в таком многообразии зритель всё же выбрал своих фаворитов.
Читайте также
Третье место Премии — Михаил Дьячков «Лёгкая преграда»
Изображение: Премия Эрарта 2024. Фото предоставлено пресс-службой Музея современного искусства Эрарта
— Как Вы приняли решение принять участие в Премии Эрарта 2024?
— Это было спонтанно. О том, что проводится конкурс я узнал достаточно поздно от друзей, поскольку сам живу в Москве. Подал заявку, и, по результатам отбора, меня пригласили принять участие в этом событии.
— С какой работой Вы подавались на конкурс?
— Я пришёл с работой «Лёгкая преграда», которая в итоге взяла третье место! (прим. ред. — улыбается)
— Расскажите немного подробнее о её форме и содержании? Это ведь не живопись, а инсталляция, скульптура?
— Вы знаете, это можно назвать разными словами: инсталляция, цветовая живопись или же абстрактная световая живопись. При том, что я имею художественное образование и занимаюсь традиционной живописной формой, здесь я представил философскую и концептуальную работу. «Лёгкая преграда» подводит, можно сказать, к истокам нашего восприятия мира, к истокам восприятия красоты, поскольку она визуализирует спектральный свет. По сути она представляет собой цвет за счёт преломления белого света. Мы видим спектр лучей — то, что нас на подсознательном уровне заставляет обратить внимание на свет и любоваться его игрой. Свет, можно сказать, один из самых неосязаемых, но при этом присутствующих в нашей жизни своего рода материй, инструментов для художества. С этим медиумом я уже много работаю, и результатом от сплава, в частности, стала эта работа.
По словам автора, «Лёгкая преграды» — нематериальное, уловимое чувство света, холодного и струящегося, яркого и свободного. Определённо контрастируя по форме с другими работами, произведение Михаила Дьячкова в духе искусства современного Петербурга разбирают вопросы метафизики света и его влияния на зрителя.
Второе место — Иван Коршунов «Целлофан»
Изображение: Художник Иван Коршунов получает награду на Премии Эрарта 2024. Фото предоставлено пресс-службой Музея современного искусства Эрарта
— Что Вас привело к участию в Премии?
— С музеем Эрарта я давно дружу, очень его люблю. У меня здесь было уже две персональные выставки, и ещё я участвовал в коллективном проекте «Всякие сказки», где идейным представителем была моя супруга Анастасия Кузнецова. Поэтому, когда музей предложил поучаствовать в конкурсе, я сразу согласился.
— Расскажите более подробно о Вашей работе «Целлофан».
— Это работа из моей серии — «Второе Я». Она про какие-то тайные побуждения, которые есть в каждом человеке, которые не всегда выстреливают. Но если это происходит, то часто в самый неподходящий момент. В работе «Целлофан» зритель может увидеть некий образ ангела-хранителя в современном мире. Это ангел, забытый человеком на скамейке в парке. Он будто бы находится в наивной надежде согреться, закрывает свои крылья целлофаном.
— Как Вы пришли к такой интересной идее?
— Ну, идеи все по-разному каждый раз приходят. Вот так сразу не вспомнишь, когда они появляются. Книжку прочёл, фильм посмотрел, музыку прослушал, просто что-то привиделось (прим. ред. — улыбается) В случае с рабой «Целлофан» меня на идею натолкнули два момента. Первый — песня Гарика Сукачёва, где по тексту некий образ ангела, причём весьма немолодого и с обшарпанными крыльями, спасает героиню композиции от смерти. Ну, а второй момент, просмотр одного спектакля. Если честно, название его не помню, но там тоже были представлены эти божественные герои в сегодняшних реалиях: в телогрейках, неопрятные. То есть я увидел интересные образы: не андрогинное существо, которое все привыкли видеть в массовом медиа.
По словам Ивана Коршунова, работа «Целлофан» — о покинутости и заброшенности человека и ангелы в современном мире.
Первое место — Олег Иващенко «Капля»
Изображение: Работа художника Олега Иващенко «Капля». Фото предоставлено пресс-службой Музея современного искусства Эрарта
— Поделитесь, с какими работами Вы приняли участие в Премии Эрарта 2024?
— Вообще, я отправил несколько картин, и две из них прошли отбор. Одна о «Капле», а вторая о «Еве» на красном фоне.
— Картина «Капля» будто бы внешне напоминает стилистику фильмов Тарковского. Когда Вы над ней работали, Вы думали о связи с режиссёром или нет?
— Думаю, я больше думал о вечных ценностях, о жизни и о смерти, потому что картина, по большому счёту, моё личное переживание… Когда я потерял близкого человека, отца, через время мне небо вернуло его в виде моего сына, которого я назвал Георгием в честь папы. Поэтому картина получилась наполнена символическим смыслом. Поэтому то, Вы и вспомнили Тарковского. Он, как великий художник, тоже размышлял о главных вещах для человека. При этом мы часто задумываемся о важном, лишь когда теряем, в частности близких. Картина «Капля» как раз подтверждение того, что жизнь побеждает смерть. Она про мой личный опыт, про личную жизнь, я поделился и мне очень приятно, что зрители это почувствовали.
«Капля» падает в море, словно человек в жизнь, и вызывает этим волны, качающие мироздание. Каждый приходит в этот мир, раскачивает его и создает, что-то новое.
Выставка Премии Эрарта 2024 смогла собрать под одной крышей огромное количество разных людей, их работ и чувств. Зрители смогли посмотреть и обдумать множество граней современного искусства в одном месте, найти своих фаворитов и наградить их.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!