Любовь Михайлова — руководитель курса фотографии в организации «Анна помогает». Три года назад она разработала для фонда свою программу и сейчас обучает по ней воспитанников Анны «общаться с миром посредством визуальных высказываний». Нашу беседу с Любой можно разделить на две части. Первая часть — про неё, а вторая — про ребят и фотокурс. В интервью вы узнаете о том, как преподавание помогает справиться с эмоциональным выгоранием, чем сейчас занимаются ученики фотокурса и как начать продавать свои работы без фундаментальных знаний и даже собственного фотоаппарата.
Про Любовь
— Как вы пришли в организацию «Анна Помогает и стали руководителем курса фотографии?
Читайте также
— Я узнала про организацию от своей подруги, которая здесь занималась фандрайзингом. Она пришла сюда как волонтёр, влюбилась и осталась. Потом она позвала меня поснимать контент для фонда, и мы заговорили о возможности сделать курс по фотографии. Попробовали провести первое занятие, съездили с ребятами на озеро, поснимали у воды. Всем понравилось, и мы решили организовать курс. Набрали первую группу.
В организации уже был курс раньше, но его вёл другой фотограф, так что уклон больше был в аналоговую фотографию. Это может показаться чем-то более серьёзным, чем то, что есть сейчас. Для меня было важно, чтобы ребятам было легко и интересно, и чтобы при этом мы получали видимые результаты.
— Как вы начали заниматься фотографией?
— Я самоучка, и у меня нет фундаментальных знаний по фотографии. Когда-то я училась на фото факультете Гальперина. Не закончила и немножко разочаровалась в образовании. Куратор очень сильно навязывал свой взгляд, который не был мне близок. Наверное, этот опыт помог мне понять, что у каждого человека есть уникальное видение.
Я зарабатываю фотографией и преподаванием, но для меня работа в первую очередь значит контакт с миром и собой. Это мне хочется показать и ребятам. Классно иметь свой голос, своё звучание. Общаться с другими посредством визуального высказывания.
— Где вы работаете помимо «Анна помогает»?
— У меня есть свои курсы вне фонда, которые связаны с исследованием себя. Например, есть курс по автопортрету для девушек. Сейчас я стала делать фотографические выезды, что также объединило мои увлечения к поездкам.
— Что чувствуете, когда учите ребят чему-то новому?
— Когда я пришла сюда в первый раз и мне предложили заняться курсом, у меня были очень большие сомнения. Опыта преподавательской деятельности не было, зато был опыт работы в детском приюте. Тогда мне это давалось тяжело — я работала с маленькими детьми и сама была ещё совсем юной и постоянно ревела.
Я очень боялась, что если я приду сюда, то столкнулись с незаинтересованными, может быть, где-то колючими ребятами, которые не идут на контакт.
— Не столкнулись?
— Нет, я столкнулась вообще с другими людьми. Они оказались такими открытыми, такими увлечёнными.
Конечно, мы все иногда устаём. Бывают разные ситуации. Бывают сложности. Ребята могут не успевать из-за учёбы или работы, но мы всё равно стараемся проводить занятия.
Самое главное чувство, которое я выношу из курса, это то, что ученики помогают мне вспомнить, каково это, когда ты только начинаешь заниматься фотографией. Когда тебе всё интересно, когда тебе хочется сфотографировать каждый камень, когда у тебя горят глаза. Они меня всегда к этому возвращают.
Я не встречала за эти несколько лет неблагодарного отношения. Ребята всегда дают обратную связь и поддерживают меня и друг друга.
— Вам бывает сложно отмечать недостатки в работах учеников?
— Это тонкий момент. То, как мы критикуем себя, нас не раскритикует никто другой. Ни один учитель. Мы всегда самые строгие для себя судьи.
Я понимаю, что важно отмечать те места, которые можно усилить, но я всё-таки стараюсь делать упор на хорошее. «Смотри, у тебя классно получаются детали, давай посмотрим в эту сторону. »
Когда мы работаем над дипломными проектами, то редко хватаемся за какую то вау-идею. Мы немножко возвращаемся в реальность, чтобы у нас были видимые результаты, и аккуратно обозначаем какие-то моменты, которые можно улучшить.
Например, я рассказываю про кадрирование, и мы смотрим фотографии с занятий. Я говорю: «Тут можно кадрировать, вот так и кадр будет сильнее», «В следующий раз попробуй присесть чуть пониже, и у тебя будет более интересная перспектива».
— Какая фотография с прошедших выставок вам запомнилось больше всего?
— Мне нравятся все проекты. Каждый из них про конкретного ученика, про конкретного человека. Я вижу в них много индивидуальности, какой-то истории, которые мы вместе проходили.
Особо значим для меня проект Юлии Яковлевой с самого первого курса. Тот, что с руками и кофейными кистями. Он мне запомнился, потому что мы сняли его буквально за полчаса. Юля просто потрясающая. Ей очень нравится снимать руки, и я сказала: «Ну, давай снимать руки.»
У неё очень классно и быстро получилось все скомпоновать. Я так удивилась, потому что обычно для визуализации и раскадровки нужно много времени.
— Что бы вы посоветовали тем, кто сомневается идти на курс и идти ли в организацию в целом?
— Не сомневаться.
— Хороший совет.
— На самом деле, тем, кто сомневается, идти на курс или нет, я бы, наверное, сказала, что всегда лучше попробовать, чем не попробовать. Даже если у тебя не получится, и ты поймёшь, что фотография это не твоё, то лучше понять это сейчас. Значит, что-то твоё тебя ещё ждёт.
Всегда есть большой шанс, что у тебя выйдет что-то очень крутое. В основном, всегда так и выходит. У нас не было ещё, кстати, ребят, которые не сняли бы ни одного проекта. Кто-то снимает на мобильные телефоны, и это тоже классно. Кто-то продолжает снимать просто для себя. Я понимаю, что эти знания всё равно важны.
Насчёт фонда, наверное, ярче своего примера ничего нельзя привести. Я пришла и вообще не собиралась здесь оставаться, так как давно уже была на фрилансе и остерегалась вписываться в какую-то постоянную занятость с другими проектами.
Мне казалось, что будет много несвободы, ограничений. В итоге здесь я нашла классный коллектив ребят, друзей, огромную поддержку. И свободу для реализации своей деятельности.
Это стало важным направлением для меня. Выставки проходят, и да, они не мои, они принадлежат фонду и ребятам. Но я понимаю, что для меня это тоже значимо.
Про курс фотографии
— Какое наполнение курса сейчас?
— Три года назад я создала собственный курс, одинаковый для всех ребят. С каждой группой мы проходим программу заново. Занятия разделены на теорию и практику, но уклон всё равно больше идёт на практические занятия. Я понимаю, что теория иногда может быть скучной, нудной, неинтересной. Новые знания мы стараемся отрабатывать сразу. Изучили настройки фотоаппарата, тут же пошли снимать.
Программа курса включает несколько видов съёмок. Я постаралась уделить внимание разным жанрам: репортаж в городе, студийная съёмка с естественным светом, студийная съёмка с искусственным светом, предметная съёмка, натюрморт и так далее.
Направлений фотографий сейчас великое множество, развиваться можно в любом из них. В коммерческой фотографии, в творческой фотографии, в проектной деятельности. Мне важно, чтобы ребята за курс успели попробовать разные съёмки и понять, что именно им ближе.
У каждого всё равно уже заложено своё видение. Ученики курса полностью свободны в выборе тем для дипломных работ. Мне всегда интересно наблюдать, как у них проявляется собственный взгляд на фотографию в процессе курса.
— Где обычно проходят встречи?
— Раньше встречи были в «ЭР. 10», но там теперь гончарная мастерская. В тёплое время мы занимаемся на улице. В кофейне иногда можем расположить фон.
У меня есть знакомая, с которой мы уже долго и близко общаемся, которая предоставляет для занятий нам свою Studio Myplace. Она очень поддерживает наш проект и даёт возможность заниматься в любое время. Я дико ей благодарна, потому что для ребят важно заниматься на настоящей профессиональной площадке.
— Обязательно ли иметь свой фотоаппарат, чтобы попасть к вам?
— У нас есть небольшой парк собственной техники в фонде, но я не знаю, как он появился. Помню, после окончания первого курса одна из моих учениц вне фонда подарила фотоаппарат девочке, которая здесь занималась. Камера простенькая, но она пошла на благое дело. У нас в целом пока не закуплено серьёзное оборудование. Есть моя камера, которую я даю ребятам на съёмки, если нужно.
— Какие возможности даёт окончание фотокурса?
— Ребята могут практиковаться и делать контент для фонда. Снимать на мероприятиях. После курсов могут даже начать зарабатывать на фотографии.
У нас есть девочка Настя в отвязной мастерской, которая много снимает для организации. С помощью курса она заполнила слабые места, хотя ещё до занятий она была уверенным фотографом. Ещё есть Бася, она тоже с удовольствием ходит на съёмки для фонда. Даже если это творческие съёмки, которые пока не приносят великих денег, это всё равно дорога в профессию.
— Расскажите о сентябрьских выставках.
— Их было две. Выставка в «Мега Парнас» — это продолжение нашей выставки, которая была в Анненкирхе. Мы праздновали там пятилетие фонда и собрали все дипломные работы выпускников. Это было масштабное мероприятие в крутом пространстве. Работ действительно оказалось много.
Когда мы распечатывали фотографии, я сама посмотрела на все это по-другому. Увидела такие большие результаты нашей деятельности. Все работы интересно рассматривать, они хорошо выглядят в напечатанном виде. Я очень горжусь ребятами, и эта выставка мне очень понравилась. Она перекочевала в «галерею», которую мы организовали в «Мега Парнас».
У нас есть уже напечатанные фотографии, хочется, чтобы их видели. Чтобы узнавали о нашем курсе и о ребятах. Кстати, после открытия выставки одну из работ купили.
— Как часто работы ребят покупают?
— Пока не очень часто, потому что мы ещё недостаточно их освещали. Когда мы сделали выставку в Анненкирхе, то увидели, что работы действительно круто смотрятся в напечатанном виде. Поняли, что их можно продавать в качестве принтов. До этого мы печатали фотографии для себя для выставок в «ЭР. 10», но продажи как таковой не было.
Я надеюсь, что это направление будет развиваться, потому что напечатанная фотография обретает новую популярность. До этого мы печатали открытки, а сейчас решили масштабировать эту деятельность.
— Какая выставка ещё прошла в сентябре?
— Выставка в Севкабеле. Мы выставляемся у них уже второй раз. В первый раз это был проект с портретами ребят и их рассказами о себе. Когда они предложили нам в этом году сделать ещё одну выставку, мы подумали и решили, что будет круто рассказать про лагерь «Берег».
У меня там тоже проходят занятия по фотографии, но это немножко своеобразный формат. Ребята приезжают в летний лагерь, чтобы узнать про фонд, отдохнуть и классно провести время. Мне не хочется в этот период грузить их чем-то фундаментальным и сложным. В прошлом году это был чистый эксперимент. Мы собрали несколько плёночных мыльниц, раздали им и отправили гулять. Они наснимали просто бомбических плёнок. Это были очень атмосферные кадры: про лагерь, про ребят, про лето, про дружбу, про то, что там происходило.
— С какими организациями вы сотрудничаете сейчас?
— До этого выставки у нас в основном проходили в кофейне. Сейчас добавился Севкабель «Мега Парнас». В перспективе я хочу сотрудничать с фотолабораториями, которые занимаются именно плёночной фотографией. На самом деле партнёрская деятельность только начинает развиваться. Хотелось бы, конечно, побольше публикаций в крупных изданиях.
— Какие творческие планы вы сформировали на этот год?
— Хочется как можно больше делать выставок, потому что для ребят это значимо. Их работы живут: их видят, печатают и покупают, а не просто отправляют в стол.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!