Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Алексей Рахов и Вячеслав Бутусов

Санкт-Петербург неспроста легендарный город. Здесь происходят совершенно фантастические события. Можете представить себе бесплатные музыкальные курсы, где вас обучает легенда рока и электроники, чья музыка четверть века звучит в федеральных медиа? А жители Петербурга не только представляют, но и успешно проходят таковые. Единственное требование — быть не старше 35-ти лет, так как обучение входит в молодёжную госпрограмму.

Авторский курс по работе в Cubase «Создание музыки на компьютере», о котором мы хотим рассказать, ведёт Алексей Владимирович Рахов, музыкант рок-клубовских групп «Странные игры», «Мануфактура» и АВИА, он же половина нашумевшего в середине девяностых-начале нулевых электронного дуэта Deadушки, а последние 20 лет — участник экспериментального музыкально-театрального проекта «СНЕГА». Ну, а если вы настолько молоды, что по какой-то причине до сих пор не слышали эти названия, просто включите FM-радио и дождитесь песни «Настасья», написанной Вячеславом Бутусовым совместно с «Deadушками», которую там вот уже двадцать пять лет крутят почти каждый час.

В канун нового учебного года мы поговорили с Алексеем Раховым о его курсе, взглядах на музыку и творческих планах, а также попытались выведать формулу всенародно любимого хита.

Интервью получилось такое большое и всеобъемлющее, что работали над ним сразу трое авторов: журналисты Арина Чеплекина, Валентин Луцков и редактор «Субкультуры» Роман Кадулин.

alexei_rakhov_kursy_muzika_na_kompiutere6

— Алексей, как вы пришли к преподаванию?

— Абсолютно случайно. Звонит мне прекрасный друг, великолепный барабанщик Игорь Черидник и говорит: «Я сейчас нахожусь в клубе «Космос», собираюсь учить молодёжь играть на барабанах. Можешь тоже сюда приехать и попробовать чему-нибудь пообучать. Заезжай познакомиться с руководством, оценишь ситуацию». Я приехал буквально на другой день, познакомился с руководителем, всё узнал и понял, что мне это интересно.

— Почему выбрали преподавать работу с софтом, а не игру на инструменте?

— Я саксофонист по образованию и, конечно, с удовольствием преподавал бы и саксофон. Но для саксофона, во-первых, нужны индивидуальные занятия, а здесь не предполагается индивидуальных занятий. Во-вторых, это очень трудоёмкий процесс обучения, и не все люди его выдерживают длительное время. В-третьих, этот инструмент сейчас не популярен у молодёжи. Поэтому пригодилась вторая моя специальность — музыкальное программирование. Тут я уже собаку съел.

Обсудив с руководителем все вопросы, мы подумали, что музыкальное программирование как раз будет наиболее интересно и для клуба. Я продумал программу и с сентября, если не ошибаюсь, 2009 года начал обучать ребят. Она оказалась востребованной и весьма успешной. Тогда клуб был в системе дополнительного образования, сейчас он работает при Комитете по делам молодёжи.

— Существуют разные программы для работы с музыкой. Чем вас привлёк Cubase?

— Так жизнь расположила. Я впервые столкнулся с компьютерными технологиями в середине 90-х, в группе Deadушки. Мой коллега Виктор Сологуб использовал старенький Atari 1040 — в те годы компьютеры были очень слабые и очень дорогие. Виктор уже был большой специалист в компьютерном вопросе. Поэтому в группе я больше отвечал за аранжировку, но волей-неволей мне тоже приходилось осваивать программирование. Уже тогда на этом Atari 1040 стоял Cubase — уж не знаю, какая версия. Но он тогда работал только как миди-секвенсор. То есть работа с аудиоматериалом на компьютере ещё была недоступна, всё это появилось позже. Тогда и зародилась моя любовь к Cubase, с тех пор я его осваивал. Программа всё время меняется, она очень мощная. Это и студия, и площадка для создания аранжировок. С ней вы можете записывать, сводить, обрабатывать музыку, творить в общем-то чудеса на самом высоком профессиональном уровне.

Программ для работы со звуком, конечно, много. Я интересовался Logic Pro, но он требует совсем другого взгляда на мир и на программирование, под него надо было менять мышление, на что у меня не было ни времени, ни желания. Когда появился Ableton, он очень быстро вошёл в моду, но там я столкнулся с очень сжатым инструментарием, то есть мои крылья были подрезаны. Многое из того, что я мог делать в Cubase, Ableton мне не предоставлял. Поэтому я всё-таки остался с Cubase и не жалею. Программа постоянно модернизируется, и в общем-то я сам очень рад работать с Cubase и всех агитирую за это.

alexei_rakhov_kursy_muzika_na_kompiutere8

— Ваши курсы «Создание музыки на компьютере» проходят в ПМК «Космос». Расскажите, пожалуйста подробнее об этом месте!

— «Космос» — это молодёжно-подростковый клуб при Молодёжном центре Московского района — «Московский». Таких клубов много, порядка двух десятков, только в Московском районе. Вся прелесть в том, что эти клубы финансируются бюджетом. То есть государство предоставляет и помещения, и оборудование, чтобы люди могли заниматься в разных сферах, не обязательно только музыкой. Но наш клуб как раз ориентирован на музыкальную деятельность. Помимо преподавания, я ещё курирую несколько молодёжных музыкальных групп. Ребята имеют возможность репетировать, у нас две репточки, всё необходимое оборудование: микрофоны, усилители, барабаны тоже есть. Мы можем записываться, сами обдумываем аранжировки.

Кто может посещать ваши занятия? Есть ли ограничения по возрасту, нужно ли владение музыкальными инструментами или музыкальное образование? Это бесплатные занятия?

— Все занятия бесплатные. Ограничения только возрастные, так как наша молодёжь по закону ограничивается возрастом 35 лет. Поэтому услуги предоставляем всем желающим, кто ещё не достиг 35-ти лет. Всех с радостью обучим, всем поможем. Никаких особых требований не предъявляем. Музыкальное образование не нужно. Зову вас в «Космос» на Московский пр., 174: приходите знакомиться — и не только с моими проектами! Думаю, многие найдут что-то для себя.

— С какого числа начинается курс, и как можно записаться?

— Группы занимаются по графику. На курс «Создание музыки на компьютере» сейчас идёт новый набор, начинаем с нуля. В сентябре я провожу собеседование, где объясняю будущим ученикам смысл наших занятий, отвечаю на вопросы, чтобы у людей сложилось правильное понимание наших задач и не было потом разочарований, если они ожидали от программы чего-то другого. Как только сформируются две-три группы, порядка десяти человек в каждой, занятия будут один раз в неделю. Записаться можно прямо у меня. «ВКонтакте» есть группа «Создание музыки на компьютере», туда можно написать, либо на мою личную страницу.

— В каком формате проходит обучение?

— Занятия проходят очно, в ПМК «Космос» на Московском пр., 174 — в виде мастер-классов. Ребята сидят, слушают, по желанию — делают заметки в тетрадках или в гаджетах. Потом дома они спокойно, не торопясь, пробуют всё самостоятельно. На следующем занятии мы продолжаем тему или начинаем новую и я отвечаю на вопросы, которые возникли у студентов за время самостоятельного изучения Cubase. У Cubase есть прекрасный русскоязычный мануал очень-очень подробный. Я даю ссылки на нужные нам страницы. Мы идём выборочно по самым главным направлениям, потому что всё сразу освоить невозможно.

alexei_rakhov_kursy_muzika_na_kompiutere9

— Какие этапы работы в Cubase из вашего курса вы наиболее активно практикуете в музыкальной деятельности?

— Поскольку я вынужден читать все эти мануалы от корки до горки, знаю я больше, чем использую. Зато я использую всё то, о чём говорю на занятиях. Прежде всего — запись музыки в цифровом виде, то есть MIDI. В Cubase можно записывать песни, делать различные аранжировки, создавать многотрековые записи, редактировать звук, исправлять ошибки, где было криво и плохо. Допустим, если ты неровно спел, можно 500 раз делать дубль, а можно выбрать из нескольких дублей лучший и потом из него сделать приемлемую партию. Это касается и вокала, и гитар, и барабанов — чего угодно. Дальше идёт обработка звука. На этом этапе мы фактически насыщаем звук: делаем ярче, интереснее. Затем — сведение мультитрека, когда уже записано много разных партий. Записать можно хоть целый оркестр, без проблем, только надо знать, как это делать. И делаем из этого мультитрека уже весьма качественную, приемлемую запись. Ну, и помимо сведения, ещё есть мастеринг — это уже обработка готовой, сведённой записи, доведение её до определенных звуковых стандартов.

Как практикующий музыкант всё это я знаю, всем пользуюсь, всё рассказываю и показываю на занятиях. Причём я объясняю, как это используется в домашних условиях. Вам не нужно тратить деньги на студии, вы можете дома делать очень качественные, профессиональные записи. Этого, кстати, не хватает многим музыкантам. Они тратят огромные деньги на работу в студии, которая порой не оправдывает надежд.

— Ваши занятия дают азы. Но может ли звукорежиссёр достигнуть такого уровня, чтобы когда-нибудь перестать учиться?

— Безусловно, мои занятия дают азы: курс на год рассчитан, соответственно здесь только самое основное, но этого вполне достаточно, чтобы развиваться дальше. Представьте, как автоинструктор учит человека водить. После этого водитель уже может получить право сесть за руль и свободно поехать. Вот и после моего курса Cubase — выпускник едет на этом «автомобиле» в большое путешествие по великому, прекрасному миру звукозаписи. И дальше, базируясь на тех знаниях, которые он имеет, уже сам выбирает направление движения. Потому что научить всему невозможно! В каждом жанре и стиле своя специфика и в звукозаписи, и в обработке звука, и в конечном музыкальном материале. Всё звучит по-разному. Поэтому выпускник, обладая полученной у нас информацией, сможет выбрать нужный ему путь и самостоятельно, с помощью различных видео и литературы, которых сейчас предостаточно в Интернете, двигаться выбранной дорогой.


На мой взгляд, эти основные знания должен иметь любой современный музыкант. Прежде чем идти в студию, он должен быть в состоянии сделать демозапись, представить какой-то материал, например, коллегам или звукорежиссёру, с которым будет дальше работать. Конечно, звукорежиссёр — это уже гарант успеха музыкального сведения. Но всё равно, нужно уметь подать свой материал грамотно, чтобы всё хорошо звучало и звукорежиссёр сказал: «ОК, я хочу и буду с этим работать». Человек, прошедший мой курс, сделает это профессионально и легко.

А если вы хотите стать профессиональным звукорежиссёром, надо иметь в виду, что это очень тяжёлый, кропотливый труд. Здесь большая конкуренция. И мало знать, какие ручки надо крутить, это, извините, сейчас уже сделает искусственный интеллект. Надо обладать своим видением, постоянно фантазировать, что-то изобретать и, конечно, слушать огромное количество музыки в том направлении, в котором вы работаете. Не просто слушать — анализировать, разбираться в деталях, понимать, какие эффекты используются, за счёт чего та или иная песня звучит прекрасно, ну и понимать, почему другие песни звучат хуже. Это интереснейшая работа на всю жизнь, и учиться ей нужно всю жизнь — в этом вся прелесть.

— Как, на ваш взгляд, можно прочувствовать «актуальное звучание» музыки?

— Все жанры звучат по-разному. Если хотите знать, как прямо сейчас звучит тот или иной жанр и стиль и что считается самым модным, слушайте свежие топы и хиты жанра. Надо проанализировать, в чём особенность этого звука и в общем-то на него ориентироваться. Причём даже в одном направлении может быть несколько разных музыкальных подходов, и у каждого звукорежиссёра есть свой почерк. К сожалению, андеграунд не в почёте у большинства населения, поэтому, чтобы быть популярным звукорежиссёром, придётся ориентироваться на коммерческую музыку и коммерчески успешные проекты.

alexei_rakhov_kursy_muzika_na_kompiutere3

— А вы слушаете современную музыку? Музыка кого из современных музыкантов вам нравится?

— К сожалению, значительно меньше, чем того хотелось бы. Когда я работал только профессиональным музыкантом, у меня было мало различных альтернативных путей применения собственных усилий. Поэтому я активно интересовался тем, что происходит на музыкальном рынке. Тогда ещё были в ходу компакт-диски. Ехал, покупал всё новьё, слушал, анализировал, в общем-то, уделял этому огромное время.

И дело в том, что просто поставить диск или скачать что-то, включить и пойти, к примеру, варить картошку — это не для меня. Для меня музыка — это как книга, то есть она требует внимательного прослушивания. Я пытаюсь погрузиться в материал. И, к сожалению, это требует очень много времени. А времени как ни странно — чем взрослее становлюсь, тем меньше и меньше. Поэтому всё очень выборочно. О том, что сейчас делается, я имею общее представление. Как правило, чарты, лучшие альбомы года — что выходит в разных стилях, я стараюсь прослушивать. Но ничто меня так не зацепило, как это бывало ранее. Раньше была глубокомысленная музыка: Led Zeppelin, Weather Report, Майлз Дэвис — целая музыкальная философия, где каждый транслировал своё музыкальное мировоззрение.

Сейчас музыка больше ласкает слух, её приятно слушать, она заведомо должна всем понравиться. Это нормально, такое бывает. Сначала какое-либо искусство становится одним из первых интересов большой массы населения, потом отходит на второй план. На мой взгляд, музыка превратилась вот в такой второй план нашего существования. И артист, музыкант, исполнитель — тоже сейчас на втором плане. За ним стоит бригада продюсеров, коммерсантов, которые, в общем-то, занимаются маркетингом. Не хочу занудствовать, чтобы кто-то сказал: «Вот, ему не нравится современная музыка!» Она мне нравится, просто она сейчас решает другие задачи. Есть определённо удачные проекты, опять же, попадающие в хит-парады, иногда случайно где-то проникающие ко мне в динамике.

Но слушаю я музыку вне зависимости от стиля, направления и свежести, а в зависимости от моего настроения. Я могу послушать Led Zeppelin, Massive Attack, Tricky, Depeche Mode или Underworld. А сейчас с огромным удовольствием слушаю классическую музыку барокко, хожу даже на концерты в Филармонию, и это мне даже более интересно, чем все шумные концертные площадки. Я очень много бывал на концертах очень многих групп, и, наверное, мне сейчас уже это не столь актуально и столь интересно. А вот эта вечная вечность — да! Там действительно гениальные композиторы, у нас великолепные музыканты. И это очень прекрасно влияет на психику, повышает настроение. Всем рекомендую! Тем более в наше трудное время. Как ни странно, именно сейчас мне барочная музыка оказалась очень близка.

— В чём секрет успеха совместной песни В. Бутусова и Deadушек «Настасья», которая не покидает FM-диапазон уже четверть века?! Что в ней такого магического с точки зрения звукозаписи?

— Это покажется очень странным, но мы даже не планировали включать её в альбом «Элизобарра-Торр», поскольку из всего материала «Настасья» казалась нам наиболее слабой, какой-то невнятной — и не драм-н-бас, и не фолк. В общем, автор не всегда может адекватно оценить потенциальную хитовость той или иной песни. Однако издатели, заранее прослушавшие все имеющиеся у нас демо, к нашему большому удивлению попросили начать запись именно с «Настасьи». Именно её они решили выпустить синглом к будущему альбому и продвигать. Это фирма «Никитин» выпускала, курировал выпуск Макс Швачко, и он попал в десятку! «Настасья» загремела со всех радиостанций, изо всех утюгов.

Искусственно хит создать очень трудно. Только если есть много денег. Тогда проплачиваются эфиры и слушателям просто навязывают песню.
Сначала оплачивается ротация песни на всех радиостанциях, потом уже она приносит заработок тем, кто всем этим занимается. А у нас вышло совсем по-другому: песня, которую мы считали проходной, оказалась самой заметной. Потому что вкусы слушателей часто отличаются от вкусов музыкантов.


И если анализировать успех «Настасьи», скорее всего, то, что нам казалось минусом, для слушателей стало плюсом. То есть модная драм-н-басовская ритмическая структура, наложенная на отчасти фольклорный материал мелодики Славы Бутусова, и текст витиеватый, но очень интересный. Видимо, это зацепило слушателей, показалось им интересным и актуальным. Ну и слава богу, за эту песню мне не стыдно, хотя другие композиции с «Элизобарры-Торр» я люблю больше.

alexei_rakhov_kursy_muzika_na_kompiutere

— Кроме того, музыкой проекта Deadушки однажды заинтересовались создатели будущей культовой компьютерной игры «Ядерный титбит». А как складывались ваши отношения с музыкой для кино? У вас есть сейчас на примете фильм, к которому вы бы создали музыкальное сопровождение?

— Я сотрудничал с киноцентром «Родина». Был проект, где современные музыканты создавали «саундтреки» к старым немым фильмам. Получилось, на мой взгляд, удачно. Это была американская комедия «Навигатор», и ещё с группой «СНЕГА» мы делали для двух фильмов — «Андалузский пёс» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали и «Антракт» Рене Клера.

Но потом я пробовал себя в роли кинокомпозитора очень неудачно. И не в том смысле, что музыка плохая получилась. Мне не очень повезло: фильм был бездарный поэтому я просто не представлял, как его можно музыкально оформить. Продюсеры тоже не очень представляли, говорили: так попробуйте, эдак попробуйте. В результате мне надоело и в общем-то эта моя крупная киноработа ничем не завершилась. Тогда я понял, что в общем-то музыка для кино — это кастрированная музыка. Мне интересно искать в музыке что-то новое ли как минимум говорить на своём языке. А в кино музыка — вспомогательный элемент. Поэтому там никому не интересно слушать новации какого-то композитора. Там главное, чтобы это как-то воздействовало на психику человека в той или иной ситуации, показанной на экране. Поскольку я понял, что это не моё, больше инициативы не проявлял. Ко мне ещё несколько раз обращались, но я за неимением времени отказывался, потом это дело затихло. В общем, любовь между моей музыкой и кинематографом не состоялась.

— Собираетесь ли вы продолжить выступать с группой АВИА? Ждать ли анонсов следующих концертов?

— Мне очень приятно, что у группы АВИА до сих пор есть возможность выступать, что она интересна зрителю. Где-то два раза в год ездим в Москву, там у нас надёжные зрители. Но почему-то в Петербурге не срослось концертными площадками. Мы не занимаемся организацией рекламы и всем этим прочим, а от этого очень многое здесь зависит. В нашем городе почему-то это всё на плечи музыкантов возлагается. А в Москве какой-то другой подход. Уж не знаю, что они делают с точки зрения рекламы, но публика приходит, а значит, они работают, словом молодцы. И мы, тоже молодцы, туда ездим. (прим. — смеётся) Думаю, осенью или зимой у нас опять будут концерты в столице.

И надеюсь, в Питере тоже будут концерты. Например, на открытии обновлённого Центра Курёхина, которое всё переносится. Уже были переговоры о выступлении там группы АВИА, но пока этот вопрос не решён. Очень надеюсь, что он будет решён положительно и в скорейшее время. Ещё в Петербурге 23-го мая следующего года планируется большой фестиваль, посвященный 45-летию Ленинградского рок-клуба. Там должны выступить «Аукцыон», «Пикник», АВИА тоже приглашены. Не хочу зарекаться, но смолчать не могу. Очень хочется этой информацией поделиться!

alexei_rakhov_kursy_muzika_na_kompiutere2

— А что впереди у проекта «СНЕГА»?

— Это удивительный проект. Он ни на что не ориентирован музыкально. Сейчас у нас идёт большая тенденция в сторону современного академического авангарда. Готовим оперы, совсем уже без электронных и электрических инструментов. Скрипка, виолончель, фортепиано. Я на мандолине теперь играю! Это такой глобальный эксперимент. Насчёт того, что этот эксперимент будет длиться долго и успешно, я не сомневаюсь, поскольку для «СНЕГА» каждая новая программа — это шаг вперёд.

Весь наш огромный объём музыкального материала исполняется, и часто — всего дин раз. Как в средние века — написал Бах концерт, его где-то исполнили и потом ему говорят — всё, хватит, пиши новый! — а прошлый валяется в нотах. Здесь похожая ситуация. Какие-то записи у нас сохраняются, но, к сожалению, не всё. А так, мне кажется, что будущее ещё впереди. Недавно на концерте в усадьбе Державина выступал с нами гениальный джазовый трубач, мировая звезда — Слава Гайворонский. Ещё привлекаем самые разные детские хоры. И танцы есть, и перформансы, и хотели в одной программе лошадей задействовать, но нам не разрешили. Всё это тоже очень интересно, кто не был, приходите! Кто уже был на концертах «СНЕГА» из моих учеников, сидели с открытыми ртами и говорили: «Ну, Алексей Владимирович, это вообще нечто!» А это очень много для меня значит!

— Планируете ли сотрудничать с другими музыкальными проектами?

Нет. Меня часто приглашали как сессионного музыканта, причём чаще всего как саксофониста. Но на саксофоне я очень давно не играю, а если играю, то только в группе АВИА. И чтобы восстановить форму, надо много заниматься. Мне этого времени просто жалко. Поэтому многие друзья на меня обижаются. Увы, но надо всегда расставлять приоритеты. Сейчас я лучше это время потрачу на «СНЕГОВ» или на свои образовательные программы.

— Предлагаю ещё раз пригласить на курс наших будущих гениев Cubase! Скажите, чем ребятам, занимающимся музыкой, ваш курс будет интересен и почему?

— В заключение я хочу всех молодых, кому еще нет 35-ти лет, пригласить на мой курс по созданию музыки на компьютере. Если вам дорога музыка, вы что-то сочиняете, играете, поёте, это будет очень полезно. Вы научитесь записывать музыку — от первых нот до финального продукта, уже готовой фонограммы, сможете делать аранжировки, редактировать их, создавать интересные, сложные композиции, придумывать партии разных инструментов, делать сведение и мастеринг. В итоге у вас всегда будет хороший материал, который вы будете показывать своим друзьям, с помощью которого вы сможете искать музыкантов-единомышленников. Вам станет удобно просто сочинять, записывать свой голос вместе с гитарой, делать записи репетиций вашей группы. У вас откроется большое окно возможностей в музыкальном мире.

Также я готов принять в нашем клубе молодёжные музыкальные коллективы, которые смогут рассчитывать на мою поддержку и помощь в аранжировках, в записи. У нас бесплатные репетиции, бесплатная запись. Мы работаем по государственной программе, нас финансирует бюджет. От вас требуется только талант и огромное желание работать. И я уверен, у вас всё получится.

Жду вас в молодёжном клубе «Космос», на станции «Электросила», по адресу: Московский проспект, 174. Вы можете написать мне «Вконтакте». Всегда отвечу, буду рад вам!

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Мы используем Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика". Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие обработку данных Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика" в соответствии с Политикой. Это файлы, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика