Зима все ближе, вечера длиннее, а желание провести их дома за просмотром фильма — сильнее. Вновь возникает привычный вопрос: что же посмотреть? Пару дней назад в Петербурге прошел кинофестиваль «Влюбленные в искусство», представивший более 50 новых картин. Если вы хотите узнать, как правильно выбрать фильм для просмотра, поразмышлять об идентичности российского кино или найти вдохновение для собственного творчества, предлагаем к прочтению наше интервью с генеральным продюсером фестиваля Ильей Михайловым-Соболевским.
— На круглом столе в Мариинском дворце обсуждалось сохранение культурного наследия. Какую роль, может сыграть публика в этом процессе? Учитывая популярность исторических фильмов с элементами художественного вымысла, как зрителям отличать качественные работы от менее удачных?
— На круглом столе я подчёркивал, что публика играет решающую роль в сохранении наследия: именно её запрос формирует повестку, поддерживает реставрационные инициативы. Зрители, по моему опыту, отличают качественные документальные фильмы по точности деталей, внутренней логике и честному отношению к источникам, тогда как формальные поделки выдают себя поверхностностью и штампами.
— Просмотр хорошего фильма требует усилий — и эмоциональных, и интеллектуальных. Какие рекомендации вы бы дали зрителям, чтобы насладиться качественным кино? Стоит ли заранее изучать тематику или лучше сразу приступать к просмотру?
— Хороший фильм действительно требует от зрителя и внимания, и эмпатии. Я советую выстроить собственный «ритуал»: прочитать короткое интервью с автором, заглянуть в аннотацию, но не перегружать себя аналитикой заранее. Погружение должно оставаться открытием — иногда лучше сначала посмотреть, а потом углубиться в контекст и обсуждения.
— Вы упоминали, что жюри на фестивале смотрят на следующие параметры: художественная целостность, глубина рассуждения об искусстве и его героях, а также способность авторов говорить с современным зрителем на универсальном языке. Чем именно характеризуется этот универсальный язык киноискусства? Можно ли сочетать стремление привлечь широкую аудиторию с личным подходом к каждому зрителю?
— Универсальный язык киноискусства — это сочетание ясной драматургии, эмоциональной честности и визуальной пластики, понятной зрителю любой культуры. Притягивать широкую аудиторию и обращаться персонально к каждому возможно, если автор сохраняет собственный голос и одновременно заботится о навигации зрителя — через чёткий ритм, интонации, узнаваемые человеческие ситуации.

Источник: архив IX сезона фестиваля
— Значимым достижением фестиваля стало привлечение крупного проекта — фонд «Газпром культурные инициативы», а также ряда других влиятельных стратегических и информационных партнёров. Поддержка играет ключевую роль для любых творческих начинаний, в том числе и для режиссёрских дебютов. Что бы рекомендовали начинающим авторам для успешного построения партнёрских отношений?
— Партнёрство — это диалог ценностей. Советую молодым авторам чётко формулировать миссию проекта, показывать прозрачный план работы и готовность к долгосрочным отношениям. Важно приходить к фондам и брендам не с просьбой «дайте», а с предложением «давайте вместе создадим смысл»: цифры, пилотные материалы, расписанная коммуникационная стратегия и уважение к времени партнёра всегда работают лучше громких лозунгов.
— Какой фильм, мог бы стать идеальным выбором для зрителя любого возраста и почему? Возможно, стоит обратить внимание на одну из работ, представленную на вашем фестивале?
— Фильм, способный объединить зрителя любого возраста, должен иметь многослойный сюжет и эмоциональную ясность. Я бы выделил на этом фестивале работу «Никита Михалков. Метод» — именно она стала обладателем Гран-при. Это двухлетнее наблюдение за выдающимся режиссёром, гармоничное и цепляющее.
— В ближайших планах масштабировать «Влюблённые в искусство» до всероссийского показа. Если тема для фильма «Ночь музеев. Начало» была выбрана из желания рассказать о главной традиции города, то какой культурный феномен страны вы бы хотели запечатлеть в одной из своих будущих работ?
— Расширяя кинофестиваль, нам хочется зафиксировать феномен «живых искусств» — тех ситуаций, когда музыка, театр, цифровое искусство и традиционные ремёсла встречаются в одном пространстве и рождают новые формы. Мы продолжим рассказывать о разных жанрах искусства и выдающихся личностях — от святых до наших современников, — показывая, как их истории соединяются в единую культурную ткань страны.
— Одна из задач фестиваля — кросс-культурный диалог и обмен опытом. Какова современная идентичность российского кинематографа на мировой арене? Что делает его узнаваемым в глазах международного зрителя?
— Современная идентичность российского кино на мировой арене — это соединение глубокой внутренней драматургии с визуальной смелостью. Нас узнают по психологической насыщенности, по особому чувству пространства. При этом всё чаще российские режиссёры используют международные форматы, сохраняя общий культурный код — это делает диалог по-настоящему двусторонним.
— Ежегодно, отбирая лучшие работы из тысяч присланных заявок, вы наблюдаете за тем, как меняется взгляд авторов на выбор тем и подходы к созданию фильмов. Опираясь на эти наблюдения, какие основные тенденции вы бы выделили в современном российском кинематографе?
— За последние годы я отмечаю, как российский кинематограф уверенно переходит к документальной искренности и гибридным формам, в которых игровое и неигровое сосуществуют без маскировки, позволяя говорить о реальности максимально прямым языком. Технологическая смелость тоже становится нормой: VR, иммерсивные форматы и интерактивный монтаж уже не воспринимаются как экзотика, а служат органичными инструментами нарратива. И, конечно, темы памяти и искусства звучат все громче — авторы ищут не просто эффектные сюжеты, а основания для долгого разговора о будущем, что делает сегодняшний кинопроцесс зрелым и многослойным.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.