Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru

14 ноября вышел новый альбом Константина Арсенева и хора им. В. Попова — «Голоса нашего детства». Это искренний и тёплый музыкальный проект, созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, который стал настоящим путеводителем в мир детских воспоминаний, семьи и тех простых, но незабываемых моментов, когда мир казался безграничным и полным чуда.

Альбом объединил 16 композиций — от философской лирики до озорных куплетов, от колыбельных до гимнов дружбы и школы. В работе участвовали детский хор им. В. Попова под управлением Анатолия Кислякова, музыкальная группа Арсенариум, Военный оркестр ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», а также молодые вокалисты, отобранные на кастинге.

«Голоса нашего детства» — это не просто сборник песен, а мост между поколениями, напоминание о том, что детство живёт в каждом из нас и может стать источником силы даже во взрослом возрасте.

Мы поговорили с Константином Арсеневым — поэтом, композитором и автором идеи проекта — о том, как рождались песни, почему детская музыка сегодня особенно нужна и как из хаоса студийных смен, оркестров и детского хора родился альбом, способный тронуть и ребёнка, и взрослого:

Константин Арсенев

— Альбом «Голоса нашего детства» уже вышел. Какое главное чувство вы сейчас испытываете: радость, волнение, облегчение, всё вместе?

— У меня смешанные чувства. Облегчение — это главное, но не полное: есть ответственность и перед песнями, и перед артистами, которые участвовали в записи. Чтобы наш труд не пропал, надо донести песни до слушателя, ведь сейчас не то время, когда песни популяризируются сами. Знаете, это похоже на чувство, которое испытывает стрелок, выпустив заряд, затаив дыхание: попал — не попал? — только более долгое — пока вся страна не запоёт.

— Почему именно сейчас пришло время для такого большого детского сборника? Как вы решили запустить этот проект?

— Для этого сборника — наверно, звёзды сошлись. Я сочиняю детские песни несколько лет, некоторые из них поют Антон и Виктория Макарские. С Андреем Артемьевым мы написали три песни для хора Попова. Но большой проект мы не потянули бы, если бы не поддержка ПФКИ. Так что без звёзд не обошлось — пришло время проекту быть.

— Как родилась идея назвать альбом «Голоса нашего детства»? Это ностальгия конкретно по вашему детству или желание сделать подарок современным детям?

— Название пришло мне и понравилось богатством смыслов. Мне кажется, я оттолкнулся от своего же текста «через года слышу мамин я голос — значит, мне домой возвращаться пора». Голоса детства — это мы поём или оно нам поёт? Нашего чьего — детство у всех своё: у кого-то — 50 лет назад, у кого-то ещё не закончилось. Но наше детство никогда не заканчивается, оно с нами, пока мы живы, даже если мы этого не понимаем. И с этим детством хочется поговорить, напомнить о нём, о мечтах, о детской честности, о свежем восприятии мира.

— 16 песен — это очень серьёзный объём. Сколько времени от первой до последней ноты ушло на создание всего альбома?

— Первая нота написана давно: я начал сочинять детские песни лет пять назад. А запись альбома уложилась в три месяца, что было огромной нагрузкой для нас. Спасибо аранжировщикам, звукорежиссерам, руководителю хора Анатолию Кислякову и, конечно, детям: все выложились, как спортсмены на Олимпиаде.

Процесс записи альбома

— ПФКИ поддержал проект. Насколько важна была эта поддержка и как она повлияла на конечный результат?

— Мы бы, конечно, делали этот проект и сами, но это было бы долго: проект дорогой и трудоёмкий, в нём задействованы сотни людей. ПФКИ дал нам шанс сделать дело «пока спичка горит», и мы этот шанс использовали. Правда, мы с моим партнером Максимом Артемьевым и нашей командой сами себя чувствовали такими горящими спичками всё это время, но ничего — так даже веселее.

— Что было самым сложным в работе над «Голосами нашего детства»?

— Самым сложным было время. Хор Попова имеет очень плотный рабочий график, было два студийных дня с утра и до упора, когда дети наводняли студию Осинского, работая в две смены: дети менялись, а мы — нет. Три песни записаны с большим оркестром. Наша группа «Арсенариум» придумывала аранжировки на репетиционной базе, аранжировщики придумывали аранжировки, мы по кастингу набрали молодых вокалистов — в песне «КЛАСС!» ещё они пели — человек 20, кроме хора, потом всё это сводить — ой-ой! Сводили Саша Афанасов и Толя Мосолов, а Владимир Осинский наблюдал и подсказывал, его огромный опыт здесь неоценим. Надо вспомнить и Лёшу Хвацкого — мы знакомы давно, но только на этом проекте я по-настоящему понял, насколько он изящный и креативный аранжировщик — идеальный для детских песен.

— Детский хор — это особый «инструмент». Тяжело ли было работать с малышами? Были какие-то нюансы при записи?

— Тут самое время сказать об Анатолии Кислякове, руководителе хора: он жёсткой рукой вёл хор, как капитан ведёт корабль сквозь шторм. У детей энергии море, внимание переключается быстро, учитывая, что их полсотни — это как в улей попасть. Но на каждый улей есть свой пчеловод. Так что мы говорили наши пожелания по настроению, по подаче, и Кисляков шаманил, управлял стихией.

— В альбоме есть песни с очень разным настроением: от философской до абсолютно хулиганской. Как вам удаётся так легко переключаться между регистрами?

— Ну так уж хулиганской. Вы про «Дети Йети»? Ну да, в ней подурачились немного — между уроками нужна перемена, не так ли? Переключаться между регистрами просто необходимо, чтобы их ярче почувствовать, а иначе становится неинтересно, начинаешь отключаться. Я и хотел, чтобы песни были как яркий калейдоскоп, как сама жизнь, где эмоции постоянно меняются. Так что я рад, что вы это подметили.

Концерт «Золотая коллекция ретро-кино» от 20 сентября/песня «КЛАСС!»

— Давайте поговорим о нескольких песнях. Начнём с «Мячика счастья» — она выделяется глубиной, и, слушая её, хочется заплакать. Планировали ли вы детскую песню такой «взрослой»?

— Да, тут была сверхзадача. Мне хотелось, чтобы песня была для детей позитивной: жизнь скачет, как мячик, побежали за ним! А для взрослых, кто уже за мячиком погонялся, чтобы она была сентиментальной, ностальгической. Тут задача решена, боюсь, не на сто процентов: дети были уже уставшие на записи, и совсем рождественского позитива мне из них вытащить не удалось. И не только дети: мы тоже были как повара на пиру. Но в общем получилось: если хочется плакать — значит, душа очищается.

— В композиции «Про трусиху-страусиху» есть строчка: «Никого страшнее страха нет на свете, это точно». Почему вы решили говорить с детьми о страхе именно через юмор?

— А как ещё? Страх — это самая распространённая и самая низменная эмоция нашей жизни, которая не даёт нам раскрыть свой потенциал, реализовать мечты. А что делать со страхом? В песне сказано.

— «Вот такие настоящие друзья» — песня, которая будто написана самим сердцем. Это личная история?

— Спасибо, что обратили внимание. Я ведь пишу песни профессионально и часто не замечаю, насколько слова написаны кровью. Но да, я много иллюзий и разочарований пережил на тему дружбы. И могу с полным правом сказать: берегите друзей, но не путайте их с прохожими. Дружба, как и любовь — огонь, который, если кидать туда что попало, чадит, кадит и может угаснуть.

— «Гимн нашей школе», кажется, обречён стать официальным гимном хотя бы одной школы. Уже есть такие предложения?

— Конечно, пусть станет гимном одной школы — вашей. Ведь у каждого человека обычно одна школа в сердце. Вот пусть гимном этой школы и станет. А официально я не думал об этом — я же пи шу песни для народа, а не для корпоративов.

— «Колыбельная Медведицы», «Антошка», «Песенка Деда Мороза» — эти советские песенки знакомы каждому. Но есть ощущение, что детская песня с тех пор замерла, о ней просто ничего не слышно. Как сейчас обстоят дела с этим жанром в России?

— Спасибо за сопереживание: я так и думал много лет. Я вообще-то за рынком песен не слежу, но до меня не долетало такой песни, которую я бы взял в душу, как те песни из моего детства. А я ведь поэт — для меня песни — не проходной товар. Я и хотел создать песни, которые можно поставить в один ряд с теми, которые я люблю. Времена сильно поменялись, но разве поменялась человеческая душа? Разве дети стали нуждаться в чём-то другом, чем тогда? Я надеюсь, мои песни отражают эти вопросы и найдут ответы для каждого человека.

Процесс записи альбома

— Планируете ли живые выступления с материалом альбома? Если да, то когда?

— Тут скоро сказка сказывалась. Но поставить проект на ноги, чтобы можно было с ними ехать выступать — это отдельная история. Хор Попова, как я говорил, исполняет пару песен, но их приглашают на концерты ради тех старых песен — это нормально. Значит, надо сделать так, чтобы приглашали и ради новых. Ответ покажет время.

— И главный вопрос: что вы хотите, чтобы дети (и взрослые) унесли с собой после прослушивания «Голосов нашего детства»?

— Спасибо за замечательные вопросы! Они конгруэнтны моей душе. Я хочу — очень — чтобы люди после прослушивания этих песен становились человечнее, мудрее, добрее, ведь в наш утилитарный век мало что взывает к душе, и она ленится, становится нетренированной и может умереть. Заболоцкий написал: «Душа обязана трудиться», — сейчас это выглядит наивно, но вот интересно: фитнес-клубы не выглядят наивно. А душе нужен свой особенный фитнес, чтобы она могла летать, проникать в другие миры, в суть вещей. Вместо этого людям с детства навязывается убийственный цинизм, как инъекция смерти. Но я надеюсь, мы ещё полетаем.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Мы используем Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика". Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие обработку данных Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика" в соответствии с Политикой. Это файлы, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика