В преддверии крупнейшего в Санкт-Петербурге некоммерческого музыкального фестиваля «ЖИВОЙ!» я встретилась с его продюсером и идейным вдохновителем, Андреем Новиковым. Многим он знаком прежде всего, как лидер группы «Площадь Восстания». В домашней атмосфере творческой мастерской «Терминал» разговор получился на удивление серьезным и обстоятельным. Пожалуй, как и все, что делает этот человек. На простые вопросы о фестивале я получила непростые ответы о творчестве и стремлении жить.
— Не буду оригинальной, начну с вопроса о названии. Почему «ЖИВОЙ!»?
— И я не буду оригинален. (Улыбается.) Скажу, что согласен с поговоркой «Как корабль назовешь, так он и поплывет». «ЖИВОЙ!», на мой взгляд, уникален во многом как раз тем, что это событие с очень небольшим бюджетом. Однако событие, которое организуется на уровне такого большого городского фестиваля. И, наверно, если бы не наша вера в то, что этот проект должен быть всегда живой, у нас бы ничего не получилось. Мне вспоминается как еще в 2009 году, когда был второй фестиваль, Миша Семенов, лидер группы «Декабрь», (хедлайнеры того года) заметил, что название выбрано очень самонадеянно и поэтому испытаний очень много впереди. Но «ЖИВОЙ!» будет жить. Так и происходит уже восьмой год. Мы живем. Во многом, я думаю, благодаря этому всеобъемлющему названию.
— Как менялся фестиваль со временем?
— Многое связано с названием и нашей философией. «ЖИВОЙ!» - это всеобъемлющее понятие, и это позволяет нам двигаться в разных направлениях и стилистиках. Расширяться в любом направлении, стиле и формате. Поэтому, на мой взгляд, фестиваль очень сильно поменялся и будет меняться с каждым годом обязательно. Конечно, остаются коллективы, которые являются неотъемлемой частью фестиваля. Остаются настроения, смыслы, которые заложены в него изначально. Но он стал шире. Он стал направлен, наверное, на любого ценителя какого-то современного искусства, современного проявления творческой молодежи. Расширение формата - это главное наше развитие. Но и, конечно, количество посетителей фестиваля выросло, по сравнению с первым, больше чем в 10 раз. Если на первом «Живом» было 300-500 человек, то в последние годы 5000 человек - это минимальная отметка, которая фестиваль посещает.
— С какими трудностями вы сталкивались?
— Вы знаете, друзья, фестиваль - это, вообще, одна большая сплошная трудность. (Смеется.) Потому что в первую очередь, конечно, все упирается в бюджет. У нас он скромный, поэтому приходится постоянно искать способы сделать красиво и при этом очень недорого - это и есть основная трудность. Случались за это время разные происшествия с нами. Однажды, году, кажется, в 2013, буквально за месяц до фестиваля, нам было отказано в площадке, Парк Авиаторов. Мы срочно изменили всю концепцию, договорились с ТРК «ЛЕТО» и нам неожиданно выделили эту чудесную площадку, на которой мы в этом году уже третий раз будем проводить «ЖИВОЙ!». Мы не единственный фестиваль, который сталкивается с подобной проблемой, когда ему за короткое время отказывают в той или иной площадке. Приходиться в спешке куда-то переносить. Все изменять. Изменять афиши, изменять рекламную кампанию, политику и такие вещи случаются, да. Но когда есть люди, которым это не безразлично, когда есть команда, всегда готовая работать, все получается.
— Команда фестиваля «ЖИВОЙ!», кто они?
— Это те люди, которые за 8 лет существования фестиваля смогли почувствовать себя. Смогли за все это время не перегрызть друг другу глотки и как-то устаканится, почувствовать друг друга. И теперь создают этот фестиваль совершенно безвозмездно, в основном, на добровольных началах. Но понимая, что это одно из важных дел, которые они делают в жизни. Этих людей даже нельзя назвать волонтерами, потому что они, конечно, абсолютная часть фестиваля, его основа. Это и наш прекрасный дизайнер Анатолий, и администратор, директор, и я даже не знаю, как назвать еще, (Улыбается.) пиарщик фестиваля «ЖИВОЙ!», Слава Кондор. Это и мой брат Дима Новиков, который отвечает за всю инженерную часть фестиваля. И это еще очень много людей, которые нам помогают, которые участвуют во всех этапах подготовки и проведения фестиваля.
— Почему некоммерческий? Планируете ли сделать платный вход?
— Нет. Фестиваль изначально зарождался, как событие, куда должен иметь возможность прийти каждый, кто хочет открыть для себя что-то новое. Тут опять же банальные вещи. Затянуть кого-то послушать новую музыку от молодых коллективов, да еще и за деньги, это непростая задача. И мы перед собой ее не ставим. Стараемся дать возможность всем людям, которые сомневаются идти или не идти, вот так вот бесплатно посетить, кроме того, конечно, чтобы послушать хэдлайнеров, узнать и что-то новое для себя. Наверное, стоит начинать знакомство с коллективом на таком фестивале. Куда можно прийти совершенно бесплатно, а потом уже решить для себя, стоит ли платить деньги за концерты той или иной группы. Такая основная идея. Мне кажется, вообще, музыкальная политика в России должна к этому стремиться - максимально делать доступной музыку, рассчитывая, например, на спонсоров, каких-то меценатов, инвесторов. Это такой современный, как мне кажется, подход.
— И как же найти спонсоров?
— Это хороший вопрос. Наверное, у каждого организатора свой путь к спонсору. Нам в этом году очень повезло. Помимо наших постоянных партнеров: ТРК «ЛЕТО», «Школы Рока» и, конечно, нашего учредителя, администрации Московского района, у нас появился еще один очень надежный, приятный, партнер, это пиццерия «Lime Time». Эта компания занимается доставкой пиццы по южным, в основном, районам Санкт-Петербурга и они очень заинтересовались нашим предложением вместе организовать фестиваль. Также они организовывают интересную зону питания на фестивале, которой никогда на «Живом» еще не было. Молодежную, с пиццей, безалкогольными коктейлями, с какими-то фишечками. Это новшество этого года и этот новый партнер, надеюсь, будет еще долгое время идти вместе с нами по одному пути.
— С чего начать, если хочешь организовать свой фестиваль?
— С ответа на вопрос: «Зачем?». Этим летом у меня было время поизучать блоги и пообщаться со многими организаторами фестивалей. Все сходятся в одном мнении, что фестиваль это такой наркотик, который, в принципе то и денег не должен приносить. Это должно быть исключительно увлечение, на которое люди готовы тратить очень много своих сил, энергии, и при этом понимать, что это не обязательно будет вознаграждено в материальном плане. Мне очень понравилось высказывание Андрея Клюкина, организатора фестиваля «Дикая мята», который ответил примерно на такой же вопрос, точнее, на вопрос: «Зачем он этим занимается?». Он сказал, что: «Самый большой кайф в том, что я могу встать на краю сцены и увидеть какое количество людей пришли послушать ту музыку, которая нравится мне». Это очень важный момент. Наверное, для того, чтобы начать заниматься этим, нужно понять, а то, что нравится мне, будет ли это интересно еще людям, актуально ли это и востребовано. Нам пока, видимо, везет. Потому что, оказывается, наш музыкальный вкус и наши музыкальные стремления находят отклик в сердцах вот этих 5000 зрителей, которые ежегодно посещают фестиваль. Поэтому да, надо начать с этого вопроса «Зачем?», а потом можно углубляться в поиск инвесторов, административных ресурсов и так далее. Это очень глубокий вопрос. Я периодически читаю лекции на эту тему и провожу мастер-классы. Можно попасть на такие встречи, их, например, организует «Петербургский Рок клуб».
— У вас традиционно выступает много молодых групп. Как к вам попасть?
— Надо пройти отборочные туры. Хотя, дело даже не в том, чтобы пройти отборочные туры, потому что этим занимается каждый фестиваль. Важно по-настоящему не схалявить, поработать. Поработать над собой, над подготовкой к этому событию. Сегодня меня как-то тянет на цитаты, (Улыбается.) я вспоминаю ответ Олега Гаркуши на вопрос: «Что для Вас Живая музыка?». Он ответил: «Живая музыка для меня - это когда без халявы. Когда нет халявы в творчестве». Вот мы на своих отборочных турах в первую очередь проверяем группу на отсутствие халявы в творчестве, в подходе к организации концертов, к работе со своими фан-клубами, со своим образом и даже рекламной политикой. Это важно очень. Поэтому попасть к нам, конечно же, можно, и вся информация в открытом доступе на официальном сайте «Живого» или в группе вконтакте. Там можно увидеть прием заявок. Но отборочный тур на фестиваль «ЖИВОЙ!» - это непростое испытание и мы гордимся тем, что оно такое. Гордимся тем, что многие коллективы год от года, или попадая на фестиваль, или не попадая, но вновь и вновь подают заявки на участие в отборочных турах. Вновь хотят состязаться. У кого-то получается, у кого-то нет. Их стремление - это, пожалуй, тоже наше достижение.
— Какой самый странный или забавный случай из истории фестиваля?
— Самый трешовый фестиваль, и об этом многие вспоминают, был в 2011 году, когда мы проводили его в одном из больших клубов города. Который сейчас, дай бог ему здоровья, существует. Он находится в центре города и так случилось, что вокруг этого клуба в течение фестиваля собралось очень много людей. Многие почему-то решили, что у стен клуба интереснее, чем внутри. Поэтому там образовалась очень большая тусовка из разных субкультур. Это, естественно, обеспокоило жителей соседних домов. Поэтому на эту тусовку поступило заявление в полицию и фестиваль закончился тем, что к нам приехало порядка 4-5 автобусов ОМОНа. Люди в форме зашли в клуб, потребовали немедленного завершения концерта. Мы протянули еще часа полтора. Иван Демьян, который вместе с группой «7Б» закрывал фестиваль, допевал свои песни уже с выключенным электричеством, акапельно. На весь большой клуб пел песню «Городу на Неве» и это был такой одновременно и объединяющий фактор, и фактор какой-то борьбы с системой. Это был очень непростой год. А так случаев, конечно, было много. Самые смешные происходили, естественно, в начале истории фестиваля, в первые годы, когда мы совсем ничего не понимали и не знали, все делали наугад. В 2008 году, например, чтобы все было в порядке с оборудованием, чтобы у нас ничего не украли, когда мы проводили фестиваль в Парке Победы, организаторы фестиваля, вся группа «Площадь Восстания» в практически полном составе ночевала 2 ночи до и после события в одной «семерке», в одной машине, охраняя оборудование. Это были такие испытания, которые сейчас с улыбкой вспоминаются.
— Какие планы по развитию фестиваля и новым проектам?
— В следующем году у нас есть большой план по тому, чтобы поставить вторую музыкальную сцену. Благо площадка за ТРК «ЛЕТО» это позволяет. Пока это только планы, но есть определенный стилистический формат, который бы нам хотелось выделить в отдельную сцену. Сделать блок групп, которые по той или иной причине на большой сцене будут смотреться не совсем уместно, но они тоже очень интересны и достойны внимания. И вот такая вторая сцена скорее всего будет создана. Кроме того команда «Живого» работает не только над ним, но еще над очень большим фестивалем в Ленинградской области. Не буду пока раскрывать никаких тайн, но скажу, что наш коллектив почувствовал в себе силы и возможность создать еще один крупный проект. Даже, может быть, крупнее, чем «ЖИВОЙ!». Возможно, это будет коммерческий фестиваль с платным входом, но это тоже ожидается интересно, оригинально и будет отличаться от многих других событий, которые проходят в Петербурге.
— Помимо организации фестиваля ты являешься лидером групп «Площадь Восстания» и «Peter Platz», а также директором ТМ «Терминал». Как ты все успеваешь? Поделись секретом продуктивности.
— Надо любить то, чем ты занимаешься. Все очень просто. Любовь спасет нас всех. Спасет Мир. (Улыбается и надолго задумывается.) Если ты по-честному сказал себе, что жизнь без этого не представляешь и не пытаешься как-то увильнуть от этого, то все будет довольно легко. Я понимаю, зачем это происходит, понимаю, что без этого действительно не смогу. Тут мне всегда вспоминаются моменты после фестиваля или после больших концертов группы «Площадь Восстания», или после событий в «Терминале» - очень часто накатывает такая лютая депрессия. Потому что ты сделал большое дело, пока еще не осознав, что тебе делать дальше, куда двигаться… Ты садишься и понимаешь, что вот еще одно большое дело сделано и ощущается какая-то пустота внутри. Если ее не заполнить другими любимыми делами, то можно себя потерять. Пока есть силы, пока есть идеи, надо их реализовывать. Главное, чтобы они были тебе действительно очень приятны и близки. Я вообще выступаю за то, чтобы люди занимались только тем, что им нравится. Это возможно, друзья мои.
— Чтобы ты пожелал творческим людям?
— Я бы пожелал относиться к себе более объективно, чем я отнесся в этом интервью, где расхваливал себя и наш прекрасный фестиваль. (Смеется.) На самом деле, по жизни все, конечно, не так. И наша объективность - залог нашего успеха и движения вперед. Верить в себя очень хорошо, но еще лучше верить всему тому, что ты досконально проанализировал, полностью постарался понять. Это очень важно. Я в этом году посетил очень большое количество разных фестивалей. Какие-то более успешные, какие-то менее. И могу сказать, что очень часто мы видим просто отсутствие рефлексии, желания проанализировать, что же в этот раз случилось не так. После «Живого», наверно, я не припомню еще тот год, когда мы были бы удовлетворены результатом. Всегда хочется большего. Именно это и есть главный залог движения вперед. Анализ, самокритика, работа над собой и попытка максимально объективно смотреть на то, чем ты занимаешься.
— Неудовлетворенность своим творчеством - это хорошо?
— Пожалуй, это лучшее, что нас двигает вперед. Даже главное.
Беседовала и фотографировала Ксения Козьбанова
Фестиваль «ЖИВОЙ!» состоится 22 августа на площади за ТРК «ЛЕТО». Ожидается яркое, масштабное и по-дружески атмосферное мероприятие.
Подробности: vk.com/zhivoyfest2015
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!