Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Стефания Данилова

Стефания Данилова – молодая и перспективная поэтесса из Санкт-Петербурга. В свой 21 год она уже является самым юным членом Союза писателей. Помимо этого она победитель многих конкурсов, обладатель престижной премии «Послушайте!» имени Велимира Хлебникова, автор 8 книг и поэт, чье творчество уже известно далеко за пределами России. Сегодня мы поговорим с ней о поэтической тусовке в Питере, о хороших и плохих поэтах, а также о том, как Стефания попала на полки книжных магазинов.

О хороших и плохих поэтах

Как-то раз ты в одном из своих интервью сказала, что сейчас среди поэтов много плохих авторов. Как лично ты определяешь, кто из них хорош, а кто – нет?

– Человек, пишущий стихи, и поэт отличаются тем же, что и человек, способный купить всё золото мира, от царя Мидаса, обращавшего всё в золото против своей воли. Мне часто говорят, что у меня «радар» на вторых. Мне очень хочется верить, что это так.

Ты часто говоришь, что тебе не нравятся простые рифмы, что нужно их избегать. Получается, что создание стихов в твоем понимании – это все же ремесло, нежели поток вдохновения? И что ты можешь сказать, например, по поводу Асадова, у которого все стихи – очень простые. Неужели не талантлив? Или просто наше время требует сложностей в стихах?

– Я говорила это в контексте обучения начинающих авторов, где «снежно-нежно», «бежал-дрожал», «поздравляю-желаю». Это история максимум про открыточный бизнес, но не про поэзию. Что касается Асадова, мне нравится у него один текст – «Как много тех, с кем можно лечь в постель», но исключительно в виде трека. Кто-то очень сильно это прочитал, и текст наложился на мои собственные размышления в тот момент. В целом, Асадов мне не близок. Я уважаю его личность и судьбу, тематики его текстов, но для меня в текстах очень важно «технэ», как говорили греки. В его стихотворениях есть и двойное дно; мне же близки те поэты, у которых есть и двойное дно, и море, и корабль, вздымающийся на его волнах. Поэты, похожие на хэмингуэевский айсберг, где сверху видна только 1/10 истории. Им можно всё, хоть одно и то же слово само с собой рифмовать. Был текст Андрея Муждаба, где рефреном «страшно холодно темно», он дадаистичен, но обладает некой магнетической силой – по крайней мере, для меня.

Любишь ли ты вообще читать стихи? Как часто у тебя возникает желание познакомиться с творчеством того или иного автора? И если возникает, то где именно ты находишь такого поэта?

– Я выросла на стихах. Меня может привлечь ссылка в заброшенном паблике, возглас друга – «смотри-ка, да он крут», потрёпанная книжица, третий год не продающаяся в книжном магазине – как правило, там я нахожу что-то очень важное для себя. Однажды я зашла в церковный магазин и так приобрела для себя книгу местной свечницы. У неё удивительно простые стихи, но глагольные рифмы совершенно не мешают восприятию. Бумага была словно бы вся пропитана всем светом всех свеч, которых когда-либо касались её пожилые руки.

Считаешь ли ты, что популярность всегда соответствует таланту пишущего человека?

– Расскажу сказочку. Жил себе и жил ВКонтакте поэт N, и было у него 100 000 подписчиков, и все штурмовали его концерты и носили цветы в зубах, кокаином в гримерке подкармливали. А где-то в том же Контакте спокойно писал и писал в стол, то есть в покинутый, никому не нужный пабличек, поэт X, который себя вообще поэтом-то не считал. Сложилось как-то раз, что оба наших героя на одной кухне оказались, где преданная рать Nне окружала, а у Х отродясь поклонников не было. Встал на стол поэт Nи громко сказал: а я хочу вам стишки почитать! И почитал. А потом почитал поэт X. А на кухоньке той министр культуры зашифровался под видом местного обывателя, или олигарх газпромовский, в общем, шишка какая-то важная, да и вкус литературный настоящий имеющая. А конец сами придумайте, какой нравится.

Бывало ли у тебя такое, что ты находила очень хорошего поэта и помогала ему найти своего читателя? Расскажи, если такой случай имел место быть.

– Григорий Зингер, Екатерина Янишевская, Ксения Герцен, Александр Пелевин и Джек Абатуров – это пять авторов, чьи дебютные книги я издала в своей авторской серии «Разбег» вместе с Таней Богатырёвой. Сашу и Джека знали и до этого неплохо, но книжка – это все-таки книжка, бумажный мир даже в свете интернета менее весомым не сделался. Всё то, что мне нравится, я буквально беру и пихаю в уши, в глаза тем, кто прислушивается к моему мнению, и я вижу, что людям это нужно. Мои чужие любимые тексты пролайкиваются моей аудиторией не меньше, а то и больше моих. Мне нравится открывать людям что-то ещё замечательное, чего они могут не знать.

О поэтической тусовке в Питере и Москве

– В Питере живет очень много авторов, это заметно по большому числу людей, участвующих в поэтических конкурсах/чтениях, но существует, как мне кажется, некоторое количество людей, чей талант неоспорим и такие авторы все время держатся вместе. Я привыкла называть это «поэтической тусовкой». Чувствуешь ли ты свою принадлежность к подобным группам? И как туда вообще попадают люди? Набирая 1000 лайков и репостов?

– 1000 лайков можно накрутить Лайкомером (я не пробовала, но я знаю, что можно), репосты тоже можно набить… Это как облачить обычного человека в лучший костюм Гамлета и выбросить на сцену играть Шекспира – ничего хорошего из этого не получится. Главная проблема тусовки – это то, что у каждого понятие тусовки своё. Моё – в том, что если кому-то необходима помощь, я её посильно оказываю. Чьё-то – в том, чтобы бухать рядом до невыразимого состояния и гордо говорить, что «пил с поэтами» - я реально знаю таких людей. В тусовке должна быть некая закрытость, элитарность. Вот в Москве есть «Турандот», где чашка кофе 900 р, а вход только по критерию узнавания тебя охранником. Для этого ты должен быть медиаперсоной и мелькать, как минимум, на России-1. Но, в целом, те наши поэты, которые приходят на сборные солянки не только себя послушать, как правило, достаточно приятные люди в общении. Я бы ещё сказала, что тусовка поэтов для меня – это те люди, с которыми ты вообще о поэзии разговаривать не можешь, не хочешь, потому что другие темы куда более интересны.

Стефания Данилова

– Есть ли место зависти, может даже ненависти среди популярных поэтов в Санкт-Петербурге? Просто из-за того, что у кого-то подписчиков в паблике больше? Все-таки вы делите между собой одну аудиторию.

– Все прекрасно понимают, какие люди в Питере «на коне». Это измеряется не только количеством, но и качеством аудитории, приходящих на концерты. Если на выступления ходят только одни и те же друзья, или восторженные дамочки из ПТУ – это не показатель хорошей аудитории. Многие мои друзья не ходят на мои вечера, потому что нам интереснее общаться тет-а-тет, чем вращаться в атмосфере стихов, которые они и так прекрасно знают. Что касается зависти, ненависти – это без меня. Я по-настоящему завидую только тем, кто давно мёртв. Зависть синего цвета.

– Ты являешься победителем конкурса «Поэзия Масс». Часто ли ты посещаешь подобные конкурсы? Как вообще относишься к ним? Не считаешь ли ты, что твоя слава идет впереди тебя, и победа тебе была обеспечена несмотря ни на что?

– Я выросла на олимпиадном духе, он не так-то просто выветривается из головы. Мне нравится соревноваться с равными. На «Поэзии Масс» №3 я намеренно шла за реваншем, после проигрыша на ПМ№1, но видя своих соперников, не надеялась на это. Когда отпускаешь ситуацию, всё становится легче и проще, и даже выиграть можно. Это как на Всероссийской олимпиаде исписываешь 14-ю страницу тетради уже онемевшей рукой, пишешь, что придёт в голову, не думаешь о балловой таблице, которая решит твою судьбу чуть ли не на годы вперёд. Здесь полезен принцип «у-вэй»: делай, если нужно, и не делай, если не нужно. Про «слава идет впереди тебя» - мне бы не хотелось идти за кем-либо. Тем более, за собственной славой. Я просто иду, и всё. Иногда это вырастает в «пришла, увидела, победила». Иногда в «пришла, увидела, проиграла». Я – homoludens.

– Замечаешь ли ты какие-нибудь тенденции в современной поэзии? Может, новые темы появляются?

– Я не читаю 90% того, что ежедневно выплескивается в поэтические паблики, поэтому не мне судить. Из тех тенденций, что я приветствую – затрагивание необычных тем, написание стихов про, например, психологические девиации, сказки из блиндажа, вплетание аллюзий из других форм искусства – музыки, в частности; разговоры с мёртвыми и прочая мистика, далеко выходящая за стихирную поэзию 2008 про ангелов и демонов. Очень многие молодые поэты активно пишут о Вере в различных её проявлениях, о русской смерти, о ностальгии по детству. Лично я развиваю тему синего цвета. Мне кажется, он достоин того, чтобы о нём говорили как о городе, как о человеке. У меня очень личные и тесные взаимоотношения с ним.

– Видишь ли ты вокруг себя подобных тебе авторов по мышлению, духу, восприятию мира?

– Без этого не было бы «Разбега», не было бы второго книжного стеллажа в моей комнате, который специально для этого куплен был, не было бы и паблика vk.com/sexondhand, куда мы с Катей Янишевской, обладая схожим вкусом, постим то, что нравится нам. Из поэтов я отдельно отметила бы Татьяну Богатырёву. Это действительно поэт-Вселенная.

– Не было ли у тебя желания создать свое литературное течение? Вот были ведь футуристы, акмеисты, имажинисты… Почему же сейчас есть какие-то фигуры, а за ними – только публика?

– Значит, мы – фигуристы и публицисты (смеётся). Я бы создала течение синэстетов, продолжила бы эту линию от Набокова и Скрябина. Мне нравятся те поэты, творчество которых можно прочесть не только по буквам, но и по цветам. Я синестетик, я действительно вижу буквы в цветах, слышу их запахи, и поэтому «Ада» была для меня вкуснейшим открытием, но и не только, далеко не только она.

Об издательстве ACT, Вере Полозковой и про игру в классики

– Недавно у тебя вышло две книги, обе издавались в ACT. Расскажи, как так получилось, что тебя решили издавать?

– Илья Данишевский, мой издатель, не дал мне однозначного ответа на этот вопрос. Говорит, что это была цепочка каких-то совпадений, которая вылилась в такой результат. Первая от АСТ, «Веснадцать», - это избранное из предыдущих шести, а «Неудержимолость» совсем новая, но мне уже за неё стыдно.

– Твои книги очень похожи по формату на книги Веры Полозковой. Стиль написания стихов тоже чем-то схож. С чем это связано?

– Это не ко мне. У издательств есть какие-то общие правила, каноны для издания массовой – господи, какое ужасное слово - поэзии. Если бы я управляла процессом, я бы, конечно, всё по-другому сделала. Зато стихи в моих книгах писала не Полозкова. Стиль? Да, у меня и у Веры есть ассортимент ритмических рисунков, я формировалась не без её стихов, в конце-концов, но, думаю, «Неудержимолость» уже полностью лишена каких бы то ни было отголосков, которые бы я не могла объяснить.

– Кто для тебя будущая классика в поэзии? И можешь ли ты причислить себя к классикам?

– Я – классики, в которых играют. Кто-то будет прыгать от книги к книге, как по квадратикам с цифрами, и, возможно, обретать в этом смысл. Я просто очень люблю Кортасара. Я не могу ответить серьёзно на этот вопрос.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика