«Три Пули» – рэпкор-группа из Санкт-Петербурга с десятилетней историей, выступлениями на одной сцене с Limp Bizkit и пятью полноформатными альбомами за плечами. Крайняя пластинка «Нам нужны перемены!», начиненная увесистыми риффами, добротной динамикой и определенным посылом, увидела свет совсем недавно – 12 февраля.
Портал «Субкультура» не отважился пройти мимо этого события и поговорил с командой «Три Пули» о новом альбоме, краудфандинге, борще для Фреда Дерста и переменах.
– Ваш предыдущий лонгплей «Rapcore Inc.» вышел в 2014 году. До этого между пластинками в среднем было по два года, а тут прошло целых четыре. Почему так долго?
– Если быть точным, прошло три года и четыре месяца. За этот период мы успели записать трек «Money Sucks Borsch Roсks» и снять на него клип, благодаря которому и попали на разогревы к Limp Bizkit в Питере и Москве. У нас выходил EP «Лёгкие» с не самыми характерными для нашей группы песнями, на одну из которых – «Счастье» – мы снимали клип. Ещё написали народный гимн фестиваля «Доброфест» и тоже сделали на него клип. Давали концерты. Может, что-то ещё забыл! В любом случае это время точно нельзя назвать молчанием.
– «Мы стремились сделать работу, которая превосходила бы по уровню все предыдущие» – говорите вы в одном из постов. Сами как считаете, получилось? С каким чувством вы загружали релиз в Сеть: «Пацаны, всё вышло» или «Походу, мы записали то же самое»?
– Само собой, мы так считаем! Иначе мы не делали бы столь громкие заявления. С каждой новой работой мы стараемся себя же переплюнуть. С самого начала работы над новым альбомом наш подход к созданию материала кардинально изменился. Мы стремились сделать целостный альбом, выверяли каждую ноту и каждую рифму, переписывали текста и переделывали аранжировки по много раз. Придумывали песни и без всякого сожаления выкидывали их, если они казались нам слабыми. Вместо них писали новые. А когда альбом был готов, мы чётко понимали, что добились именно того, чего хотели - сделать продукт на голову сильнее предыдущего.
– По каким критериям вы бы сравнивали ваши релизы? Я сейчас говорю не об очевидных вещах вроде более качественного звука за счет оборудования, или новых приемах в игре и вокале, которые стали доступны из-за роста скилла.
– Главные критерии: уже упомянутая целостность, музыка, мелодичность, слова и смысловой посыл. Но какое это всё имеет значение, если в конечном итоге музыку оценивает слушатель? И тогда главный критерий – именно отклик слушателя. А отклик мы сейчас наблюдаем самый большой за всё время существования группы.
– Для записи «Нам нужны перемены» вы запустили краудфандиговую кампанию на «Планете.ру». Это был ваш первый опыт такого сбора средств?
– Да, это был первый опыт. Думаем, не последний. Решение было взвешенное и обдуманное. Да и к самому проекту мы подошли достаточно нестандартно и креативно. Если коротко, то мы не говорили, как обычно бывает, про то, какие мы молодцы, и поэтому давайте, скидывайте денег. Мы честно рассказали о всей подноготной музыкальной индустрии, объяснив, почему нам требуются средства. Лучше всего просто посмотреть видео, снятое нами для краудфандинга.
– Да, так и было. Кроме того вы сделали крайне непопулярный среди пользователей «Планеты» ход - взяли да расписали смету. Хвалить самих себя - конечно не лучшая идея, но что заставило вас сделать кампанию такой открытой?
– Сделали мы это абсолютно осознанно, так как мы считаем, что честность и прозрачность – залог доверия. Весь наш проект был на этом построен. Тут и добавить больше нечего.
– Насколько краудфандинг оказался более экономным вариантом для группы? Ведь часть этого бюджета всё равно возвращается обратно акционерам в виде лотов. Каков приблизительный баланс?
– Бухгалтерскую отчётность открывать не будем. Весь альбом мы не отбили, потому что собрали не всю сумму. Но бо̒льшую часть нам удалось окупить. Это уже с учётом производства всех материальных лотов. Данный проект нам очень помог и оказался на 100% прибыльным.
– Среди лотов было три позиции, которые кажутся любопытными. Первый - приготовление «борща для Фреда Дерста». Что это за история?
– Ходит легенда, что во время тура Limp Bizkit в 2015 году «Три Пули», как и обещали в своём видеообращении «Money Sucks Borsch Roсks», угостили Фреда Дерста борщом. Вот именно этот борщ мы и предлагали приготовить по оригинальной рецептуре в компании с акционерами.
– Второй – кепка с автографом Фреда, в которой был отыгран сет с соответствующим вокально-инструментальным ансамблем. Ну, ведь правда, артефакт же. Неужели вы действительно были готовы расстаться с ним за 10 тысяч рублей?
– Расстаться было бы действительно непросто. И если честно, наш басист, который является владельцем этого артефакта, очень рад, что кепку в итоге никто не купил. Но на благо общего дела он был готов на столь суровые жертвы. А какую цену бы дали вы?
– Наверно, никакую. Кепка, вроде бы, имеет существенную ценность только для ее исконного хозяина. Так вот, третий лот – «коробки с интригующим подарком». Теперь, когда уже альбом вышел, можете рассказать, что там было?
– Сказать не можем, потому что акционеры пока не получили этот лот. Вероятно, мы этот секрет и не откроем – на то он и чёрный ящик. Был только один способ узнать, что там - приобрести его. Хотя о содержимом ходит уже очень много версий! Начиная с чёрного фаллоимитатора и заканчивая пакетом травы. Конечно, ничего такого там не будет.
– К альбому. «Нам нужны перемены» – первый ваш альбом без мата. Как так вышло?
– Задачи написать альбом без мата не было. Но когда все песни были готовы, выяснилось, что за весь альбом есть буквально пара-тройка нецензурных выражений. Решили затем заменить и эти слова, и это удалось сделать без каких-либо потерь для песен. Правда, потом для нас оказалось сюрпризом, что мат проскочил в одном из стихотворений, которое тоже присутствует на альбоме. Этот момент мы упустили. Тем круче! Сюрпрайз, мазафака!
– В записи пластинки приняли участие Дима Сокол из «Йорш» и DJ Spot. Парт от Димы вопросов не вызывает, но вот серьезно, зачем вам понадобился целый известный питерский диджей? Я без всякого негатива, DJ Spot крутой, но больно уж это похоже на фит ради фита. Сможете меня, чайника, разубедить?
– Очень странная логика, учитывая, что долгое время DJ Spot был в составе «Три Пули», а фит с ним есть на всех альбомах за исключением одного. Стоит ли говорить, что Слава – так зовут Спота – наш хороший друг. Касательно трека «Дети 90-х», где Spot запилил записанный Тёмычем гитарный семпл - там это на 100% в кассу. Самое крутое скретч-мясо, которое он делал, и которое вписывается в трек идеально! Фиты ради фитов мы не делаем, иначе бы все песни были фитами!
– В «Ипотеке» вы рисуете совершенно катастрофическую историю, разворачивающуюся вокруг человека, решившего влезть в кредиты. А какая могла бы быть у этого человека альтернатива? Как вы сами решили, или, может быть, планируете решить жилищный вопрос?
– Эта обычная история, такие истории происходят сплошь и рядом. Вообще, мы пишем песни о том, что нас действительно волнует, а для большинства из нас этот вопрос острый и актуальный. Так и родилась песня «Ипотека». Реальность совсем не радостная. Альтернатив тоже не наблюдается. Мы описываем ситуацию абсурда, когда человек для того, чтобы улучшить свою жизнь, по сути её лишается. Именно так работает эта система, можно сказать, легальное рабство. Выход только один: зарабатывать в два, а то и в три раза больше, но не факт, что проценты в банках не увеличатся ровно на столько же. Ещё как вариант: родиться в богатой семье или получить наследство от родственников.
– В какой-то момент страдания и психологическое состояние героя этого ипотечного триллера дошли до того, что он «Ставил громко русский рэп после восьми». С чем связан выбор именно такого симптома?
– Этим мы хотели показать безысходность ситуации, человек «дошёл до ручки», так как только в таком состоянии можно слушать большинство представителей русского рэпа на сегодняшний момент.
– На пластинке присутствуют сразу два трека про алкогольные приключения – «В дрова» и «Навеселе». И стоят они друг за другом. Для начала - как к таким приключениям относитесь вы сами?
– Будем говорить откровенно. С алкоголем у нас в группе отношения непростые. Кто-то вообще его не употребляет. А у кого-то, вероятно, есть с ним даже определённые проблемы. Мы к таким приключениям относимся в целом нейтрально. За ЗОЖ точно не топим. Мы не без греха. Но на утро нам обычно стыдно!
– Я вижу в этих треках разные оттенки, но в целом они более-менее про одно и то же. Зачем их там два?
– Их объединяет только первопричина - алкоголь. Но в целом песни совсем о разных вещах. «В Дрова» описывают ситуацию, знакомую многим. Ситуацию, когда ты говоришь себе, что начинаешь новую жизнь: бросаешь пить, курить, есть жирное, идёшь качаться. Но это всё с понедельника. А сегодня пятница, и ты снова в дрова. В итоге все идет по пи***е. Может, это недостаток желания, мотивации или силы воли. «Навеселе» – просто весёлая, беззаботная, задорная и панковская песня, которая рассказывает историю чувака со своим счастьем, для которого не нужны ни машины, ни бабки, ни девушки. Который позитивно смотрит на жизнь несмотря на все проблемы. Который не завидует своему «успешному» окружению. Просто ему и так хорошо. Не стоит перекладывать стереотипы общества на всех людей. Каждому своё.
– Смоделируем ситуацию, что эти треки воспринимаются сферическим слушателем совершенно буквально, по-панковски: быть в дрова и быть навеселе - отличный вариант. Как это коррелирует с нуждой в переменах?
– Надеемся, конечно, что никто так буквально песни не воспринимает, потому что в песнях большая концентрация иронии. А что касается перемен, тут все чётко. Перемены ведь должны быть во всём, и в нас в первую очередь. Человек должен постоянно расти и развиваться, чего мы всем и каждому искренне желаем!
– Недавно Билли Джо Армстронг из Green Day повздорил c подписчиком в комментариях. Билли в очередной раз топил против Трампа самыми последними словами, а подписчик осторожно предположил, что любая ситуация – неоднозначна, и в ней, утрируя, нужно разбираться не на уровне панка с гитарой, который даже школу не окончил. После чего Билли ожидаемо стал топить и против подписчика. Как вы думаете, кто прав?
– Однозначно не прав Билли. Просто потому, что вступает в такую полемику с фанатами. Своё мнение может быть у каждого, а горящий на фоне несогласия с его мнением пукан только доказывает эту неправоту. Каждая ситуация действительно неоднозначна.
– А что, по-вашему, делает протест в музыке не штампованным ором за все хорошее против всего плохого? И есть ли у такой музыки цель, которую действительно можно достигнуть?
– Что делает протест в музыке не штампованным ором за всё хорошее против всего плохого? Тут ответ содержится в вопросе. Хорошее и плохое - понятия слишком относительные, чтобы оперировать ими в песнях. Любая критика власти должна быть обоснована и строго аргументирована. Политика поэтому является очень сложной темой для творчества. Это не про секс и рваные джинсы петь. Цель такой музыки безусловно есть – заставить людей задуматься об определённых вещах. Сделать выводы. А дальше уже их право решать, как поступить.
– Обычно о названии релиза я спрашиваю в самом начале, нынче мы поговорим об этом ближе к финалу. Некоторые слушатели могут углядеть в названии альбома некий оммаж группе «Кино». Насколько они будут неправы?
– Вполне справедливое замечание. И они будут отчасти правы. Определенная отсылка есть. Как уже было сказано выше, перемены – это залог развития. Это было, есть и будет актуальной темой. Особенно тогда, когда в стране «стабильность». Поэтому нет ничего странного в том, чтобы увидеть определенную связь между цоевскими и нашими переменами.
– Тогда сопоставим их. «Перемен!» вышла в 1986 году: конец периода застоя, начало перестройки, Афган. Через несколько лет перемены пришли. Советский союз развалился, убыль населения за следующее десятилетие по самым скромным подсчетам составила почти десять миллионов человек. Это не считая рухнувшей экономики и производства, дележки государственной собственности, бандитского беспредела и еще много чего. Да вы эти результаты сами описали в «Дети 90-х». Могут ли перемены стоить так дорого?
– Во-первых, всё-таки стоить напомнить, что призыв «Нам нужны перемены!» относится как к государству, так и к нам самим. Если говорить именно о государстве, то имеет место сильное заблуждение - считать, что перемены ведут к негативным последствиям, которые вы упомянули. В действительности же к ним ведёт как раз отсутствие перемен, застой, некая консервативность, амортизация укоренившихся стереотипов. К сожалению, в нашей стране каждый, кто находится у власти, старается эту власть удержать всеми доступными способами. Если так задуматься, то только Ельцин отдал власть добровольно, и то вопрос спорный. Всё же остальные правили до самой смерти. Такую же ситуацию мы и сейчас наблюдаем. То, о чём Вы говорите - это уже кризис, который неизбежно настигает систему, когда та не подвергается каким-либо реформам.
– Если, допустим, через несколько лет мы снова дождемся перемен и расплатимся за них той же ценой, как вы сами будете оценивать свой призыв?
– Очень надеемся, что перемены будут только положительные, не несущие вреда простому мирному населению, для которого мы и пишем наши песни. Хочется верить, что таких призывов к здравому смыслу больше делать не придётся.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!