OGMA – поп-рок группа, объединившая таланты различных уголков России в Санкт-Петербурге. Музыканты вдохновляются многогранностью города, пишут насыщенные и мелодичные композиции, стремятся к совершенству и стараются как можно чаще выходить на сцену. Накануне полуфинала фестиваля Emergenza, который пройдет 1 апреля в AURORA CONCERT HALL, мы поговорили с вокалистом коллектива Михаилом Кипчатовым о символизме, рождении идей, фестивально-конкурсной жизни и, конечно, о планах на будущее.
– Мы часто начинаем с вопроса о названии группы. И в вашем случае – не удержаться, потому что собственных идей мало. А если погуглить, то под этим именем можно найти португальскую авиационную компанию, итальянские кухни и даже героя кельтских мифов. Что на самом деле значит OGMA?
– Конструкцией самолетов и кухонь пока никто из нас не занимается (смеется). Но к герою кельтских мифов история имеет отношение. Дело в том, что меня интересует мифология разных племен и народов. Однажды я наткнулся на материал о верованиях древних галлов и кельтов. В тексте говорилось о божестве мудрости, поэзии и красноречия, которого называли Огма или Огмас. И в тот момент, когда я прочитал это имя, меня так захватило это звукосочетание – всего четыре звука – что я понял, что именно так должен называться мой музыкальный коллектив. Но тогда еще у меня не было точных планов и идей, что это будет за музыка и направление.
Звукосочетание О-Г-М-А вызвало у меня в воображении какую-то необъятную галактику, звезды, млечные пути… В общем, это было странное ощущение. Наркотическими веществами я не балуюсь, если что. Мало ли, вдруг у читателей возникнет такое впечатление. Как филолог до мозга костей, я часто обращаю внимание на звучание тех или иных слов. А тут к тому же и функции этого кельтского божества были в тему, так скажем. Но играем мы далеко не кельтский фолк-метал.
Конечно, название не очень привычно для произношения. Как нас уже только не называли: Омга, Оу-эм-джи-эй, Догма…Разве что Сёмгой еще не называли. Но все-таки это OGMA [огма], никакая не аббревиатура, а целостное слово.
– Ваш логотип логично коррелирует с названием (а еще похож на пиццу). Какой на самом деле заложен символизм?
– За логотипом я обратился к своему другу, который работает дизайнером. Мы понимали, что логотип необходим. В принципе, я предоставил другу полную творческую свободу. Хотелось, чтобы логотип был связан с символом круга. Это было ключевым в моем «заказе». Ведь круг ассоциируется с бесконечностью, рекурсией. Опять же, с неким целостным и завершенным пространством. Такое содержание логотипа, как мне кажется, отлично сочетается с самим названием группы. Наш басист Володя однажды рассуждал о логотипе, и ему показалось, что за этим кругом будто бы открывается бесконечно длинный туннель. И это отражает наш музыкальный стиль – от нуля до бесконечности. Видите, как все взаимосвязано? Холизм, да и только.
– Вы позиционируете себя как поп-рок группа. Что в вашем случае первично – жанр или музыка? То есть, вы стараетесь записывать песни в установленном жанре или жанр условен, и вы вольны записать все что угодно сердцу?
– Музыка, определенно. Для нас вообще было очень проблематично определить свой жанр. Мы поначалу писали даже поп/джаз/рок. И путь к определению «поп-рок» был довольно долгим. Просто нам показалось, что поп-рок ни к чему особо не обязывает. Мы вольны творить в рамках этого жанра что угодно. Наша музыка мелодична, с глубокой или по крайней мере выделяющейся лирикой, во многом имеет танцевальную направленность. Сейчас мы часто используем электронные звуки, поначалу обходились только живыми инструментами. Поэтому для нас жанр условен, просто необходимо было хоть что-то указать. Вот мы и решили: «Пускай будет поп-рок». Опять же, как говорит наш басист, наш жанр можно описать как «от нуля до бесконечности». Полностью согласен.
– Как обычно у вас рождаются песни? Сначала стихи, потом аранжировка? Или иногда может возникнуть мотив, вокруг которого разворачивается действо?
– Автором песен являюсь я. Могу сказать, что песни всегда рождаются по-разному. Иногда это может быть просто небольшой мелодический отрывок, мотив, который ты начинаешь напевать. В таком случае нужно срочно брать диктофон и записывать. По своему опыту могу сказать, что если не успел зафиксировать, то вспомнить уже будет бесполезно. Или же вначале может возникнуть какая-то строчка, либо даже словосочетание, которое потом рождает в воображении какие-то картинки. И ты уже отталкиваешься от этих образов, понимаешь их настроение, краски, садишься за клавиши и пишешь музыку.
У меня также был опыт написания песни на заказ, для фильма. Когда нужно было написать саундтрек для короткометражного фильма. Очень интересный опыт, если честно. Ты подстраиваешься под образ главных героев, настроение картины, но еще же нужно вписаться в хронометраж… По итогу, получилось. Не могу сказать, что в этом совсем не было чистого творчества. Хотя поначалу я думал, что это скорее будет кропотливая механическая работа по созданию музыкального антуража для сцены фильма. Я недавно заметил, что написание музыки всегда связано для меня с какими-то визуальными образами. Порой я даже целые видеоклипы режиссирую у себя в голове. Стихи, в основном, вторичны. Поначалу у меня возникают мелодии. Либо мелодии сразу с отрывком текста.
Аранжировки мы уже пишем и обсуждаем совместно всем коллективом. Каждый предлагает свои идеи, мы их обсуждаем, пробуем и приходим к общему мнению. Мне очень нравится создавать электронные аранжировки в специальных программах. Но без ребят-музыкантов я бы не обошелся. Так что у нас так: я приношу на репетиции мелодии и слова – так скажем, сырое тесто, и уже всей группой мы превращаем его в красивый праздничный торт.
– Ваш клип «По Большому проспекту» на первый взгляд кажется стандартной романтической историей. А потом этот необычный поворот, который совершенно меняет и твое настроение, и отношение к клипу. Очень интересный ход. Чья была идея?
– Этот трюк придумал наш режиссер – талантливый молодой парень Илья Шудегов. Меня с ним познакомил мой друг, тоже режиссер, Костя Селин. Они с ним вместе учились на режиссуре. У нас с Ильей была масса идей по поводу сюжета. На одном этапе даже думали снимать сцены в аэропорту или на вокзале. По итогу решили не связываться с получением разрешений на съемку. И как-то раз Илья предложил этот неожиданный ход, который вы и видите в финальной версии клипа. Кстати, уже совсем скоро мы будем отмечать год со дня его выпуска. Сама песня «По Большому проспекту» отметила свою первую годовщину в конце января.
– Есть желание сделать еще видеоряд для какой-нибудь другой песни?
– Безусловно. Мы собираемся записать студийную версию одной нашей лирической песни, которая очень нравится слушателям. И у меня уже зреют идеи для видеоклипа. Название песни я не буду пока разглашать. Пускай это будет сюрпризом.
– Вы проводили интересное мероприятие – открытую репетицию. Понравился ли вам опыт и получили ли вы то что хотели от мероприятия? Удалось ли пообщаться с поклонниками и стать к ним ближе?
– Да, это был очень насыщенный и интересный опыт. В основном, мы выступаем на фестивалях, где зрителей слышно, но не видно. Свет на сценах выстроен так, что ты не видишь, кто там на тебя смотрит, какие эмоции они испытывают… За редким исключением. На таких концертах общение со зрителем происходит совсем по-другому. А на открытой репетиции, которую мы проводили на одной из самых крупных студий звукозаписи в Санкт-Петербурге, царила очень комфортная камерная атмосфера. Было оптимальное количество зрителей, с которыми удалось наладить контакт. В целом, мы получили удовольствие.
Конечно, не обошлось без накладок. Мы все организовывали сами. И в первом отделении концерта нервы были уже на таком пределе, что по крайней мере у меня тряслись все конечности на первых трех песнях точно. Потом, к счастью, удалось расслабиться и погрузиться в музыку. Но зато мы вынесли для себя много уроков. Вообще у нас практически нет советчиков на нашем музыкальном пути. Поэтому нам бывает сложновато. Мы действуем либо интуитивно, либо следуя примеру наших коллег. Но не всегда наши шаги приносят те результаты, которых бы нам хотелось. Тем не менее, таков наш путь. Возможно, в скором будущем все изменится.
– Вы очень много выступаете на различных фестивалях. Нравится эта атмосфера разнообразия, возможность показаться новой аудитории? Или все-таки уютнее на сольных концертах?
– Нравится, конечно. Публика бывает разной. Сцены бывают разными. К сожалению, звук нас зачастую огорчает. Организация порой тоже. Хотелось бы более человеческого отношения, что ли. На фестивалях всегда есть возможность познакомиться с другими музыкантами, чему-то у них поучиться, либо просто завести новые контакты. Иногда мы варьируем свой сетлист в зависимости от формата фестиваля. Благо, репертуар это позволяет делать. На сольных концертах ощущаешь большую ответственность. Зритель пришел именно к тебе. Не хочется его разочаровать. У нас за спиной уже два сольных концерта. Проходили они в полуакустическом формате. Очень ценно, когда удается пообщаться со зрителями, получить от них feedback. Ведь такая обратная связь помогает нам понять, что воспринимается зрителем, а что, наоборот, не доходит. Благодаря этому мы учимся и растем.
– А вообще что вам дают фестивали? Помимо, например, очевидных призов от организаторов.
– Фестивали дают, в первую очередь, профессиональный рост. Умение вести себя на больших сценах, взаимодействовать с разной аудиторией. Повторюсь, что также это полезные знакомства с другими группами и музыкантами. Призы, конечно, тоже радуют, не скрою (смеется). Но и без них бывает очень даже приятно.
– Сейчас идет активная борьба на фестивале Emergenza. Нравится соревноваться с другими и жить в состоянии азарта – пройдешь дальше или нет? Прогнозируете финал?
– Нам нравится этот запал. Мы постоянно что-то придумываем, меняем, планируем… Азарт тут немного иного типа. Мы не думаем о том, чтобы кого-то «уделать», победить. Нам, скорее, интересно, сможем ли мы прыгнуть выше головы. На что мы все-таки способны. Мы очень горим идеей попасть в финал и поехать на фестиваль в Германию. Каждый этап фестиваля Emergenza помогает нам понять, какой элемент нашей музыки лучше срабатывает, что нужно развивать, на что обращать внимание. Конечно, помимо музыкальной составляющей, это касается и внешнего вида, и поведения на сцене. Тут нужно сказать большое спасибо организаторам фестиваля, которые постоянно дают дельные советы и помогают расти в профессиональном плане. И да, конечно, мы прогнозируем свой выход в финал. Я, например, уверен в эффективности визуализации. Поэтому я уже активно представляю нашу группу в финале.
– Как идет подготовка и планирование программы конкретно для Emergenza. Есть какие-то особенности?
– Фестиваль Emergenza имеет определенные ограничения по времени, которое выделяется каждой группе на сцене. За полчаса необходимо показать самые сильные композиции, которые могли бы захватить внимание публики. На первом этапе фестиваля в ноябре мы делали ставки немного на иные песни. Могу сказать, что сетлист на каждом этапе у нас отличается. Мы заменяем некоторые песни, так как видим, что они не совсем находят отклик у зала. Меняем аранжировки. Говоря о грядущем полуфинале фестиваля Emergenza, который состоится 1 апреля в прекрасном зале Aurora Concert Hall, хочу приоткрыть завесу тайны и сказать, что мы усовершенствовали кое-какие аранжировки, а также мы презентуем нашу новую песню. Я думаю, что эта песня будет выделяться из общей ткани нашей программы, она очень легкая, танцевальная. Мы уверены, что она понравится зрителю. В целом, в полуфинале мы намерены показать весь спектр нашего творчества – от легкого и светлого до угнетающего и мрачного. Есть чем удивить.
– А как вам опыт выступления на телевидении? Хотелось бы повторить или там слишком все «сценаризированно»?
– Это был прекрасный опыт. Хотелось бы повторить, еще как. Передача «Посмотри на меня» на канале «78», в которой мы принимали участие с песней «Открытые окна», имеет очень свободный и творческий характер. Никаких ограничений по жанру, стилю, имиджу. В ней выступают и поэты, и музыканты, и фокусники… Да кто угодно. Нас удивила и порадовала отличная организация, дружелюбность съемочного коллектива. Я писал в редакцию нескольких петербургских телеканалов с предложением выступить в эфире. Но, увы, пока ответа не последовало. Ждем-с.
– Ваш вдохновитель – город Санкт-Петербург. Как давно вы живете здесь? И не пропала ли та магия, которая существует между человеком и новым местом первые пару лет? Складывались ли у вас когда-нибудь стихи про хмурый и неприветливый Петербург?
– У каждого музыканта своя история. Антон (гитарист) у нас из Ханты-Мансийского автономного округа, Володя (басист) из Уссурийска. Я и Руслан (ударник) – сибиряки: Руслан из Томска, я из Красноярска. Одна Аня (клавишница) у нас местного розлива. Но, видите, как интересно получается, всех нас объединил Санкт-Петербург. И любовь к нему, как мне кажется. Этот город действительно умеет вдохновлять.
Я успел много где пожить, в том числе за границей. Могу сказать, что в Петербурге какая-то грандиозная концентрация творческой энергии, которая меня поначалу поразила. Именно здесь я начал активно писать песни, аранжировки. Город настолько велик и многолик, что магия и свежесть восприятия никуда не девается. Здесь всегда столько всего происходит, что вдохновляйся – не хочу. Да, про климатическую хмурость и неприветливость Питера сложено уже миллион песен. Мы не исключение (смеется). Есть у нас песня «Дождь» (очень тривиально, не правда ли?). Мы ее редко играем на концертах, она у нас не совсем додумана в плане композиции. А так «По Большому проспекту», «Незримый флот» – все это песни, напрямую вдохновленные Санкт-Петербургом, водной стихией, которая здесь царит.
– Каково живется вашей клавишной леди среди мальчишек?
– Я специально обратился к Ане с просьбой дать ответ на этот вопрос (смеется). Вот какой ответ был получен: «Мне очень нравится играть в мужском коллективе. Ребята очень интересные, спокойные, внимательные. У нас никогда не бывает конфликтов, бесконечная радость от творческого взаимодействия».
Надеюсь, что это чистая правда (смеется). На самом деле, у нас правда очень теплая и дружеская атмосфера в коллективе. Аня у нас единственный человек с высшим музыкальным образованием, который напрямую связан с работой в этой сфере. Она – теоретик. И, конечно, она привносит большой вклад в наше творчество. Не говоря уже о том, насколько профессионально Аня владеет игрой на фортепиано.
– Как обстоят дела с выпуском дебютного альбома? Есть ли дата? Услышат ли ваши поклонники на нем что-то, что не исполнялось вживую?
– С альбомом у нас пока все сложно. На данном этапе мы решили обратить все свое внимание и силы на участие в фестивале и концертную деятельность. Но! В ближайшее время мы все-таки приступим к записи одной из песен, о чем я уже упоминал ранее. А о выпуске полноценного альбома пока рано говорить. Скорее, сначала это будет EP. Да и, если честно, формат альбома сегодня не очень актуален, как мне кажется. Альбом – это скорее пересмотр определенного этапа в творчестве, компиляция выпущенных песен в данном временном отрезке. Конечно, вопрос еще и в финансовой составляющей. Дороговато обходится качественная запись песен. А качеству мы придаем большое значение. Недавно мы даже поместили приложение «Пожертвования» в нашей группе ВК. Посмотрим, принесет ли это нам какие-то доходы. Если принесет, то мы обязательно потратим их на студийную запись.
– Каковы ваши надежды и мечты в музыкальном плане? В какой ситуации вы сможете сказать: «Да, я отлично потрудился, можно ехать в прощальный тур»?
– Знаете, я стараюсь жить по принципу «Прилагай максимум усилий, чтобы потом ни о чем не жалеть». Вот могу я сейчас вкладывать средства в музыку, значит, я буду это делать. Мне бы хотелось, чтобы наш коллектив в скором времени получил широкую известность в России, а затем и за границей. Не хочу довольствоваться малым. Это не про меня. Может, потом будет больнее падать. Ну и пусть, не хочу об этом думать. Лучше сосредоточиться на своей цели и стремиться к ней. Мы стараемся создавать качественную, непохожую, свою музыку. Надеемся, что она найдет отклик у широкой публики, что мы сможем ездить на гастроли и делиться своим творчеством с разными людьми. Музыка в человеке не заканчивается. У нашей группы столько идей и задумок, что о прощальном туре пока и думать некогда.
Следить за творчеством группы OGMA можно в официальной группе ВКонтакте.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!