Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
Хелависа

10 мая Петербург услышит шум драконьих крыльев и рокот далеких битв – Хелависа и Сергей Вишняков представят новый альбом «Люцифераза» в клубе «Космонавт». О том, как смешать акустику и трип-хоп, о других планетах и о настоящем бесстрашии портал «Субкультура» поговорил с фронтвумен группы «Мельница» и проекта «Хелависа» Натальей О’Шей.

Люцифераза

– «Люцифераза»– и класс ферментов в биохимии, и название воображаемой планеты, о которой вы поете в новом альбоме. Но в то же время напрашивается очевидная параллель с Люцифером – возможно, как своего рода ответ «Ангелофрении». Что вы вкладывали в название?

– Я давно хотела использовать это слово. В первую очередь для меня это – «светоносная», так что альбом пронизан светом. Но, конечно, я тут играю и с научной тематикой, и вспоминаю Мильтона, предлагаю каждому слушателю решить для себя, с какой стороны подойти.

– Название «Люцифераза» и описание альбома заставляют ожидать концептуальной космической саги в духе «Марсианских хроник» Брэдбери, но ни одного намека на космос и иные миры на пластинке в итоге не появляется. Для чего тогда нужна была эта отсылка?

– Отчего же не появляется? Если нет слова «космос», то это не значит, что его там нет. «Люцифераза» – это саундтрек к космической саге, о которой вы немного узнаете из буклета люксового издания альбома, которое появится в мае. Там будет выдержка из Межгалактического Реестра Шекли-Симмонса, и о планете, где происходят все события, будет известно больше.

– В «Люциферазе» на первый взгляд не прослеживается какой-то явной концепции, как в «Химере» или «Алхимии». Что все-таки связывает истории на пластинке?

– Их связывает, или, скорее, сшивает мантра – «Ом Нама Шивайя», точнее, ее основной посыл – не бойся. Это пластинка об огне, ветре и бесстрашии. Не страшно шагнуть в огонь, не страшно сравняться с Башлачевым и Высоцким, не страшно просто сказать о любви.

– К слову: прямолинейная фраза «я тебя люблю», которая произносится в «Дороге в огонь», нетипична как для «Мельницы», так и для Хелависы. В целом лирика альбома как будто стала более прямолинейной. Это случайность или закономерность?

– Да, я хотела здесь поговорить о сложных вещах простыми словами. Мне было интересно играть регистрами: c одной стороны – вселенная и черные солнца, с другой – «я тебя люблю», с одной – ледяной город и подковы, с другой – «в общем, бессмертные». В сингле «Поверь» многих шокировало якобы просторечное «короче», а ведь это лучшее место в тексте! Оно сразу втягивает слушателя в мир лирической героини, сразу сокращает дистанцию, и вот, хлоп – эта условная Медея вас берет за лацканы и говорит: «Слушай, мне реально тут так страшновато, чо делать?»

«Об огне, ветре и бесстрашии»: интервью с Хелависой

– Сюжет из Гофмана, ворон, словно сошедший со страниц Аллана По – просто красивая картинка из разряда «Вновь и вновь налетает неизбежная готика» или отсылка к творчеству романтиков? Принято считать, что ключевым образом в романтическом искусстве был творец-демиург, и центральная тема «Люциферазы» – на мой взгляд, об этом же.

– Да, мы демиурги. И ворон тут у нас даже не то чтобы из По, это скорее Кутх, ворон, который создал мир в чукотских мифах. Если история освоения Люциферазы получит продолжение, мне очень самой интересно, какое там есть противостояние или, наоборот, взаимодействие воронов и драконов. Об этом уже тоже я немножко рассказала в буклете второго издания.

– Почти половину альбома занимают каверы. Почему они не составили отдельный релиз с каверами, а вошли в «Люциферазу»?

– Планета у нас о двух сторонах – дневной и ночной, и весь альбом делали два человека, то есть дуальность присутствует во всем. У нас был этот ряд каверов, которые мы играли сначала на разных трибьют-концертах, потом нужно было записать «Улетай» для трибьюта «Калинова Моста», и нам пришла в голову идея их все вот так собрать. Кстати, все каверы объединяет очень прозрачное акустическое звучание, характерное для моих сольников, а авторские вещи намного более экспериментальные по звуку – опять дуальность.

– Да, аранжировка альбома довольно необычна: часть песен тяготеет к электронике и трип-хопу, а часть спета практически под одну гитару. Как пришла в голову такая идея?

– Основную концепцию придумал Сергей – он мне сказал в начале лета 2016, мол, давай запишем вдвоем альбом бескомпромиссный, там будет акустика и электроника. От такого предложения нельзя было отказаться, я всегда за любые эксперименты. Поэтому ответственность за саунд целиком на нем. С другой стороны, каверы мы играли годами в разнообразных акустических проектах, и для них саунд уже тоже сложился (хотя гитарный смычок он в «Беду» все-таки воткнул!). В общем, в итоге получилась логичная дуальность.

– Эксперименты с трип-хопом и электроникой продолжите?

– Думаю, да, нам понравилось!

– А игра с ритмами, которой на альбоме хватает – отсылка к «южной» культуре в лирике Люциферазы?

– Да нет, это просто мы с Сергеем, когда сочиняем музыку, не можем остановиться, увлекаемся и усложняем все до предела, а потом мучительно пытаемся сыграть это вживую. На самом деле для нас самое важное не то, чтобы слушатель смог хлопать в слабую долю (хотя это тоже здорово!), а чтобы песня «катилась», чтобы было ощущение неостановимости процесса.

«Об огне, ветре и бесстрашии»: интервью с Хелависой

О сольном творчестве и «Мельнице»

– Всегда был интересен один вопрос. Как вы решаете, какие песни пойдут в сольное творчество, а какие – в «мельничное»?

– Тут все непонятно. Раньше я приносила в коллектив песни, какие-то сразу ложились в стол (например, «Зов Крови» или «Контрабанда», которые тогда человек, ответственный за аранжировку, просто не понял), какие-то сразу шли в работу в группе («Оборотень» или «Ночная Кобыла»), а какие-то звучали уже хорошо просто под гитару, и их решили не трогать. Таким образом сложился первый сольный альбом, «Леопард в городе», – это были песни, которые лучше было не трогать. Второй, «Новые Ботинки», – это специальный проект кельтской музыки, который мы сделали с Владимиром Лазерсоном (и благодаря чему у Сергея теперь есть волшебный строй DADGAD (гитарный строй, широко используемый в фолк-музыке прим. ред.), который определяет половину наших нынешних аранжировок). Теперь для «Люциферазы» мы писали песни вполне прицельно, что, кстати, не исключает их возможного последующего исполнения группой.

– Теперь к слову о каверах: «Баллада о борьбе» Высоцкого, которую вы перепели в альбоме «Ангелофрения», заканчивается словами: «Значит, нужные книги ты в детстве читал». А на каких книгах растите своих детей вы?

– На хороших. «Гарри Поттер», «Ветер в ивах», «Хоббит», сказки Пушкина...

«Об огне, ветре и бесстрашии»: интервью с Хелависой



– Каверы вы делаете не только на других, но и на себя: завершает «Люциферазу» трек «Дракон», впервые прозвучавший на мини-альбоме «Master Of The Mill» 2004 года, а потом появившийся на «Зове крови» 2006. Зачем перепевать «Дракона» в третий раз?

– Потому что можем! Хорошая получилась минималистичная версия с гитарой в строе DADGAD, мы решили ее записать. Наконец удалось передать эмоцию очень старого и одинокого дракона.

– Почему образ дракона так или иначе появляется на многих треках? Такое чувство, что он служит неким связующим звеном между двумя стихиями, которые появляются на пластинке, – огнем («Дорога в огонь», «Немного огня») и ветром («Как ветра осенние», «Улетай»).

– Конечно. Я же дракон, причем огненный, породистый, 1976 года рождения. Мне нравится думать, что повторяющийся образ дракона у меня – это как подпись Лукаса Кранаха-старшего, золотой дракончик в нижнем углу картины, или как подпись Баха. Trademark, если хотите.

– На двух песнях альбома появляется и мотив ожившей куклы – оловянная армия в «Кракатуке» и сюжет из религии вуду с пришитой тенью в «Шей». Почему этот образ важен для «Люциферазы»?

– Мне интересно, как неживое может стать живым и потенциально обрести волю. Это было уже в «Бесе Джиги». Но обе эти песни, конечно, по сути не об этом. «Кракатук» – это про любовь и верность, а «Шей» – это про принятие.

«Об огне, ветре и бесстрашии»: интервью с Хелависой

– «Люцифераза», в отличие от прошлых альбомов, в принципе обращается скорее не к северной, а к южной мифологии – к греческой Колхиде, религии вуду, к Японии («рогатые шлемы», «веера боевые»). Это намеренный поворот?

– Конечно. Сколько можно сидеть на исландской лаве и ирландском торфе. Собственно, «южные» песни у меня были и раньше – «Господин горных дорог», «Ушба», «Океан», «Ай, волна», «Сказка о дьяволе», но, видимо, сейчас крен стал более заметен.

– Он получит развитие дальше – в том числе, в творчестве «Мельницы»?

– Да, получит. У меня есть задумка концепции следующего «мельничного» проекта.

– Какие в принципе планы на будущее? Когда новый альбом ожидает «Мельницу»?

– Нам предстоит важный юбилей – двадцатилетие группы. Думаю, в процессе туров мы и будем потихоньку писать новый материал. Как было сказано выше – некая общая концепция у меня уже есть, надо ее немного доварить.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика