«Портрет девушки в огне» – новая чувственная и проникновенная картина французского режиссёра и сценариста Селин Сьямма («Сорванец», «Девичество»). Для того, чтобы создать такой фильм, Сьямма потребовалось четыре актрисы, минимум декораций и полное отсутствие каких-либо эффектов. И этого оказалось достаточно.
Франция, конец XVIII века. Художница Марианна (Ноэми Мерлан) приезжает в Бретань писать портрет аристократки Элоизы (Адель Энель), который надо послать жениху девушки в Милан. Это оказывается тем ещё испытанием: Элоиза не желает выходить замуж и отказывается позировать для портрета. Поэтому Марианну представляют как компаньонку для прогулок, а портрет художнице придётся писать по памяти. За время, проведённое вместе, девушки сближаются, и между ними зарождаются чувства, которые навсегда останутся с ними.
Глядя на Марианну удивляешься тому, насколько образ художницы отличается от образа среднестатистической девушки того времени. С первого своего кадра она показывает себя как сильная, свободная женщина, которая сама выбирает своё предназначение и свой путь. С другой стороны – Элоиза, дворянская девушка, которую забирают из монастыря и собираются выдать замуж за неизвестного ей человека. И теперь единственный выбор, который доступен Элоизе, – позировать или нет для портрета, который окончательно решит её судьбу. Когда же между двумя героинями завязываются любовные отношения, их роли меняются. Марианна уже не кажется такой уж сильной, а Элоиза, наоборот, приобретает уверенность.
В этой смене ролей открывается новый пласт сюжета, который выводит «Портрет девушки в огне» из разряда просто красивого фильма об отношениях двух женщин. Главный мотив, который пронзает все темы внутри фильма, – это свобода. Свобода любить того человека, которого ты сам хочешь любить Свобода выбирать свой путь. Свобода творить и создавать то, что тебе нравится. На какой-то момент героини фильма получают все эти свободы, но они не продляться вечно: время и место не позволят. Элоизу увезут в Милан. Марианна хоть и продолжит заниматься любимым делом и даже откроет студию для девушек-художников, всё равно будет выставлять свои работы под именем отца и уж точно никогда не сможет влюбиться в кого-то настолько же сильно, насколько она влюбилась в Элоизу. Свободы рухнут, как будто их и не было.
Селин Сьямма очень умело выстаивает повествование, с одной стороны, уводя главную тему фильма как бы на второй план и делая упор на любовную историю, с другой – всё равно донося основную мысль до зрителей. За это режиссёр и получила Золотую пальмовую ветвь за лучший сценарий на Каннском кинофестивале.
Достичь ещё большей убедительности режиссёру помогают приёмы, который она избирает для «Портрета девушки в огне». Во-первых, это совсем небольшой актёрский состав. Постоянно на экране фигурируют лишь четыре персонажа – две главные героини, мать Элоизы (Валерия Голино) и служанка Софи (Луана Байрами). Другие персонажи, если и появляются, то ненадолго, они здесь не главные. Казалось бы, что такой строгое постоянство может наскучить. Но в «Портрете…», наоборот, оно придаёт драматизма, потому что внимание постоянно сконцентрировано на главных героях и их развитии.
Во-вторых, картина отличается отсутствием декораций, разнообразных костюмов и вычурности. Вроде, эпоха и соблюдена, но это сделано без перегибов и достаточно минималистично. Сьямма не нужны красивые интерьеры и пышные платья для того, чтобы было красиво. Красиво здесь делают бесподобные пейзажные кадры на фоне бурного моря, тоже ещё одного символа свободы в фильме.
Наконец, отсутствие музыкального сопровождения. Поначалу его очень не хватает, особенно на длинных, картинных кадрах оператора Клер Матон. Хочется разбавить их хоть чем-то, а не в течение минуты разглядывать героев с таким вниманием, будто зрителям самим надо писать их портреты по памяти. Однако, когда повествование доходит до своего пика – сцены у костра – оно буквально взрывается пением монашек. Этого момента, пробирающего до мурашек своей таинственностью и какой-то мистичностью, можно было ждать даже в полной тишине. И именно в этот момент у Марианны рождает идея портрета, портрета девушки в огне, создание которого нам так и не покажут, но который станет символом потери героинями их свободы. Второй громкий момент приходится на следующую драматически сильную сцену – концовку. Под третью часть «Лета» Вивальди девушки прощаются с временем, которое нельзя вернуть, и чувствами, которых у них уже не будет. И после этого жирного восклицательного знака в конце не надо слов и объяснений.
Фильм «Портрет девушки в огне» как бы сам является картиной. Ты долго вглядываешься в это полотно, рассматриваешь каждый уголок, прислушиваешься ко всем редким звукам. И вот, как бы отойдя подальше, ты увидел его полностью и понял весь его драматизм и проникновенность, эмоции и мотивы, вложенные художником – Селин Сьямма – в него. Теперь им остаётся только любоваться.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!