Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Портрет девушки в огне

«Портрет девушки в огне» – новая чувственная и проникновенная картина французского режиссёра и сценариста Селин Сьямма («Сорванец», «Девичество»). Для того, чтобы создать такой фильм, Сьямма потребовалось четыре актрисы, минимум декораций и полное отсутствие каких-либо эффектов. И этого оказалось достаточно.

Франция, конец XVIII века. Художница Марианна (Ноэми Мерлан) приезжает в Бретань писать портрет аристократки Элоизы (Адель Энель), который надо послать жениху девушки в Милан. Это оказывается тем ещё испытанием: Элоиза не желает выходить замуж и отказывается позировать для портрета. Поэтому Марианну представляют как компаньонку для прогулок, а портрет художнице придётся писать по памяти. За время, проведённое вместе, девушки сближаются, и между ними зарождаются чувства, которые навсегда останутся с ними.

«Портрет девушки в огне»: полотно о свободе

Глядя на Марианну удивляешься тому, насколько образ художницы отличается от образа среднестатистической девушки того времени. С первого своего кадра она показывает себя как сильная, свободная женщина, которая сама выбирает своё предназначение и свой путь. С другой стороны – Элоиза, дворянская девушка, которую забирают из монастыря и собираются выдать замуж за неизвестного ей человека. И теперь единственный выбор, который доступен Элоизе, – позировать или нет для портрета, который окончательно решит её судьбу. Когда же между двумя героинями завязываются любовные отношения, их роли меняются. Марианна уже не кажется такой уж сильной, а Элоиза, наоборот, приобретает уверенность.

В этой смене ролей открывается новый пласт сюжета, который выводит «Портрет девушки в огне» из разряда просто красивого фильма об отношениях двух женщин. Главный мотив, который пронзает все темы внутри фильма, – это свобода. Свобода любить того человека, которого ты сам хочешь любить Свобода выбирать свой путь. Свобода творить и создавать то, что тебе нравится. На какой-то момент героини фильма получают все эти свободы, но они не продляться вечно: время и место не позволят. Элоизу увезут в Милан. Марианна хоть и продолжит заниматься любимым делом и даже откроет студию для девушек-художников, всё равно будет выставлять свои работы под именем отца и уж точно никогда не сможет влюбиться в кого-то настолько же сильно, насколько она влюбилась в Элоизу. Свободы рухнут, как будто их и не было.

Селин Сьямма очень умело выстаивает повествование, с одной стороны, уводя главную тему фильма как бы на второй план и делая упор на любовную историю, с другой – всё равно донося основную мысль до зрителей. За это режиссёр и получила Золотую пальмовую ветвь за лучший сценарий на Каннском кинофестивале.

«Портрет девушки в огне»: полотно о свободе

Достичь ещё большей убедительности режиссёру помогают приёмы, который она избирает для «Портрета девушки в огне». Во-первых, это совсем небольшой актёрский состав. Постоянно на экране фигурируют лишь четыре персонажа – две главные героини, мать Элоизы (Валерия Голино) и служанка Софи (Луана Байрами). Другие персонажи, если и появляются, то ненадолго, они здесь не главные. Казалось бы, что такой строгое постоянство может наскучить. Но в «Портрете…», наоборот, оно придаёт драматизма, потому что внимание постоянно сконцентрировано на главных героях и их развитии.

Во-вторых, картина отличается отсутствием декораций, разнообразных костюмов и вычурности. Вроде, эпоха и соблюдена, но это сделано без перегибов и достаточно минималистично. Сьямма не нужны красивые интерьеры и пышные платья для того, чтобы было красиво. Красиво здесь делают бесподобные пейзажные кадры на фоне бурного моря, тоже ещё одного символа свободы в фильме.

Наконец, отсутствие музыкального сопровождения. Поначалу его очень не хватает, особенно на длинных, картинных кадрах оператора Клер Матон. Хочется разбавить их хоть чем-то, а не в течение минуты разглядывать героев с таким вниманием, будто зрителям самим надо писать их портреты по памяти. Однако, когда повествование доходит до своего пика – сцены у костра – оно буквально взрывается пением монашек. Этого момента, пробирающего до мурашек своей таинственностью и какой-то мистичностью, можно было ждать даже в полной тишине. И именно в этот момент у Марианны рождает идея портрета, портрета девушки в огне, создание которого нам так и не покажут, но который станет символом потери героинями их свободы. Второй громкий момент приходится на следующую драматически сильную сцену – концовку. Под третью часть «Лета» Вивальди девушки прощаются с временем, которое нельзя вернуть, и чувствами, которых у них уже не будет. И после этого жирного восклицательного знака в конце не надо слов и объяснений.

«Портрет девушки в огне»: полотно о свободе

Фильм «Портрет девушки в огне» как бы сам является картиной. Ты долго вглядываешься в это полотно, рассматриваешь каждый уголок, прислушиваешься ко всем редким звукам. И вот, как бы отойдя подальше, ты увидел его полностью и понял весь его драматизм и проникновенность, эмоции и мотивы, вложенные художником – Селин Сьямма – в него. Теперь им остаётся только любоваться.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика