22 июля в российский прокат выходит фильм «Время» М. Найта Шьямалана, в основе которого лежит комикс «Замок из песка», совместная работа известного сценариста Пьера Оскара Леви и художника Фредерика Питерса. Если вы ещё не успели его прочитать или вообще не знали о его существовании — эта рецензия как раз для вас.
«Прочитав роман, я изменился», — пишет Шьямалан о «Замке из песка». Хоть в это и сложно поверить, но небольшой комикс и правда способен перевернуть мир читателя.
Раннее утро — удачное время для пляжного отдыха. Три семьи спешат насладиться ещё не слишком палящим солнцем в живописной бухте. Но постепенно становится ясно: с этим местом что-то не так. Сперва настораживает подозрительного вида алжирец, который прячется в кустах, потом отдыхающие находят на берегу женскую одежду. Вскоре труп её владелицы выплывает на пляж, а все собравшиеся начинают стареть прямо на глазах.
Источник: © Universal Pictures и © Бумкнига
Классическая завязка поначалу вводит читателя в заблуждение: ведь он уже встречал психологические триллеры, начинавшиеся на контрасте идиллического морского пейзажа и плавающего трупа. Но не спешите с выводами. Западня, в которую попали герои, скорее построена по законам повседневности, чем по жанровым канонам. Рано или поздно догадываешься, что соль повествования вовсе не в поиске убийцы и даже не в разгадке временной аномалии.
«Замок из песка» не просто напоминает о быстротечности жизни, он ошеломляет откровенностью и напором, с которым преподносит главный страх — человек, как известно, смертен, а иногда и внезапно смертен.
Художник немилосердно фиксирует возрастные изменения тела. Мы видим, как признаки пубертата за несколько часов сменяются дряблой кожей, морщинами и пигментными пятнами увядания. Здесь находится место и условно табуированной физиологии: от нас не прячут вагинальное кровотечение после первого секса и непроизвольное мочеиспускание агонизирующего. За 24 часа герои успевают повзрослеть, состариться и умереть.
Источник: © Бумкнига
И если сумасшедшая гонка времени ещё не до конца убеждает кого-то в эфемерности человеческого тела, то контраст с долговечностью природы точно завершает начатое. Так, ещё до трагедии мать семейства Марианна опрометчиво относит к мезозою местные растения: «… они здесь со времён динозавров… Будут и после нас!» А ближе к концу романа непостоянство человеческой жизни подчёркивается фразой: «Получается, твой замок из песка будет стоять и завтра… а мы сгинем, словно какие-нибудь подёнки…»
Конечно, авторы не открывают читателю что-то новое. Он и до этого наверняка задумывался о жизни и смерти. Но Фредерик Питерс и Пьер Оскар Леви методично возвращают нас к главной теме. Комикс не даёт сбежать, но и на вопросы, надо заметить, тоже не отвечает. Это-то и подталкивает читателя к саморефлексии.
Источник: © Бумкнига
Все герои по-разному справляются со своей скорой кончиной. Кто-то паникует и пробует молиться. Кто-то предлагает наслаждаться отведёнными часами: устроить пир, оргию, ночную вечеринку. Под конец дня алжирец рассказывает историю о правителе, который семь лет прятался за крепостными стенами от смерти, но тем самым лишь заточил себя и обрёк на безрадостную жизнь. Возможно, в ней и кроется правильный ответ — надо жить, а не бороться с неизбежным.
А как бы вы поступили, узнав, что жить осталось всего 24 часа?
Источник обложки: © Universal Pictures
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!