Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

«Песенки Монмартра» заключительная часть триптиха российской певицы и артистки Ирины Епифановой. Через новый альбом слушатели продолжают изучать историю русской эстрады, а также углубляются в жизнь и творчество известной исполнительницы Серебряного века Изы Кремер. В интервью Ирина Епифанова рассказала о работе над триптихом, а также объяснила, чем новый сборник будет интересен не только историкам и коллекционерам, но и ценящему культуру молодому поколению.

irina-3

«Эти работы позволяют современному слушателю понять своих прапрадедов, их интересы и музыкальные пристрастия. Они представляют собой мостик между нами и поколением людей начала ХХ-го века». В пресс-релизе к альбому есть ответ на вопрос, чем «Песенки Монмартра» могут заинтересовать современного слушателя, а чем эта работа была интересна вам как музыканту?

Современному человеку, который интересуется дореволюционной музыкальной культурой и историей России, эта работа будет интересна тем, что авторские песни этой эпохи Изы Кремер исчезли. Но есть прекрасное выражение из «Мастера и Маргариты»: «Рукописи не горят». Если прикоснуться к пласту эстрадного жанра шансонетки, то станет ясно, что авторская песня пришла к нам не только благодаря Александру Вертинскому и Петру Лещенко. Просто эти авторы по обстоятельствам не смогли или не успели записать свои работы на патефонные пластинки. Вообще, интересоваться приходом авторской песни на эстраду, да и самой кабаре-культурой нужно. Ведь в основном до этого звучали народные, цыганские, кабацкие песни, романсы. Ну, хотя бы чтобы понимать, что такое песня.

Всё авторство, как ни странно, внедрило кино. И для историков музыки начала XX века не секрет, что очень большое влияние оказала актриса звезда немого кино Вера Холодная. Именно в основу сценариев ложились сюжеты авторских песен, из которых получались шедевры немого кино. Мне как человеку, относящемуся к музыкально-театральной и кинокультуре, было интересно погружение в эту эпоху, тем более что это начало зарождения джаза.

«Хитами Изы Кремер были “Мамзель Нана” и “Мадам Лулу”, которые напевала вся Россия». Песни Изы получили новую жизнь. Как думаете, какие её композиции в вашем исполнении станут хитами сейчас?

Хитами вряд ли они теперь станут, но, думаю, эти песенки заставят улыбнуться или погрустить, если слушатели захотят окунуться в атмосферу прошлого.

По словам Юрия Ощепкова*, немного наивные тексты песен Изы Кремер в исполнении Ирины Епифановой обретают законченность и выпуклость. Как вы считаете, благодаря чему Иза была популярна?

Иза Кремер была популярна потому, что она была певицей. А Вертинский, кстати, больше был поэт. Кремер писала эти песенки для своих голосовых данных. Ведь если почитать её биографию, то вы узнаете, что певица, которая придерживалась итальянской школы, пела в опере и оперетте, а затем, спускаясь с больших подмостков к публике, могла спеть эстрадный собственный репертуар назвать её простой шансонеткой было бы неправильно. Скорее всего, очень привлекала её голосовая природа, манера и владение техникой исполнения.

У меня голос другой, и совсем не хотелось уходить в подражание. Мне думается, это было бы странно. Поэтому дело не в соотношении «качество и смысл». Спела как другая актриса. Мне и самой не хотелось подражать.

(*примечание редактора - Юрий Ощепков является продюсером цифрового издания)

Музыка Изы была наиболее популярна среди учеников гимназий Российской Империи. Как думаете, кому сейчас будет интересен альбом на основе её песен?

Альбом будет интересен, конечно, определённому слушателю: коллекционерам, историкам эстрады, музыкальному сообществу, думаю, актёрам, режиссёрам, старшему поколению и той молодёжи, которая ценит культуру нашей страны и ей интересуется.

В процессе работы над альбомом «Песенки Монмартра» кто оказал на кого большое влияние: вы на творчество Изы или её история на вас и ваше восприятие текстов её песен?

Конечно, её история, биография оказала на меня влияние. Её выбор был прикоснуться к кабаре культуре Монмартра и преподнести с позиции русского текста для своих поклонников. Что она и сделала. В период во Франции шансонетки развивали гривуазный стиль, или по-русски они назывались песенки-рассказы. Одну из лучших представительниц запечатлел Анри Тулуз-Лотрек на своих картинах Иветт Жильбер, и её до сих пор слушают во Франции, чтобы хранить культуру своего языка.

Как осуществлялась выборка песен для альбома «Песенки Монмартра»?

Все песенки, которые были изданы в нотном варианте и которые подарил историк моды Александр Васильев, я и записала. Не хватает двух или трёх, но восстановить вряд ли будет возможность. Утеряны.

irina-1

Как вы справились с адаптацией песен под современный звук?

Стиль решила не менять. Рояль и голос звучат так, как это было в то время. Пианист Евгений Баженов очень хорошо аккомпанировал этим незатейливым песенкам. Он же сделал и несколько аранжировок для небольшого состава музыкантов, которые приняли участие в записи. А записывали всё в живом режиме на студии «Снегири». Конечно, перед записью были репетиции, чтобы спеть и сыграть вместе быстро и качественно. Часть песен мне захотелось оформить как в кино, с помощью шумов, для остроты подачи текстов Изы Кремер.

Если бы через много лет кто-то решил создать альбом на основе ваших песен так, как вы это сделали с композициями Изы Кремер, как думаете, какой период вашего творчества этот человек взял бы для анализа?

Я думаю, у меня будут ещё альбомы. Дело времени и фантазии. Возможно, их переведут из электронной музыки в акустический вариант. А может, просто в другие аранжировки. Кто знает.

Какие изменения или дополнения были внесены в цифровую версию альбома NEOROMANCE по сравнению с оригиналом 2002 года?

Я добавила несколько не вошедших романсов: «Люблю», «Над розовым морем», «Казачья колыбельная».

«Русский шансон» — сборник песен из спектакля по пьесе Максима Горького «На дне», NEOROMANCE — переиздание альбома 2002 года, «Песенки Монмартра» — работа на основе творчества Изы Кремер. Что объединяет такие разные сборники в один цельный триптих, помимо общей темы?

Все три сборника объединяет изучение истории эстрады, театра, кино в России. Мои путешествия, выступления, впечатления от Европы. Атмосфера начала прошлого века. И, конечно, интерес жизни народа и его восприятие лёгкой музыки и песен.

Работа над спектаклем по пьесе «На дне» отозвалась в вас больше как в певице или артистке?

В артистке. В спектакле это была большая вокальная роль. И могу признаться, что Борис Бланк как режиссёр очень многому меня научил, угадал и открыл одну из граней моих актёрских возможностей.

Ваш персонаж Шарлотта с помощью песен и реплик передаёт дух эпохи НЭПа, а также отражает настроения жителей ночлежки. Что в этом персонаже позволяет объединить в себе эти задачи? Какую песню вы бы выбрали для того, чтобы охарактеризовать Шарлотту?

Актёрский авторский текст и знание эпохи НЭПа. Если охарактеризовать мою героиню, то, конечно, Шарабан-американка. Может, в этой хулиганской песне и есть биография Шарлотты. А так, благодаря подбору песен, весь альбом в духе НЭПа.



Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика