Современное искусство можно найти не только в центре Санкт-Петербурга, но и в его загородной части. Например, сейчас в арт-пространстве «Сегоднязавтра», которое находится в Репино, проходит выставка «1/8. Отголоски». Это большой групповой проект, визуально рассказывающий о зарождении и трансформациях русской культуры. Что же означает его название? 1/8 — часть всей суши, которую занимает Россия, а отголоски — это про обращение художников к историческому наследию в сегодняшних условиях ослабевающей идентичности. Каждая эпоха определяла новые и удобные для себя идеалы, «перепрограммируя» национальный код. Поэтому сейчас самое время приобщиться к истокам русских традиций, которые сформировали основу государственной культуры на последующие века.
Божественное начало
Фотограф: Сергей Власов
Читайте также
Хедлайнером выставки стал Максим Дёмин. Художник обращается к исконно русской культурно-религиозной теме — божественное в жизни человека. За основу он берёт повторяющиеся мотивы: птица как Святой Дух или Господь Бог. В современной интерпретации эти сакральные образы накладываются аккурат на повседневный урбанистический пейзаж. Работы из серии «Окно в благую весть» напоминают о том, что высшая сила гораздо ближе, чем кажется — она в каждой душе, в каждом доме, в каждом окне. Причём буквально. Используя акрил и аэрозоль, Дёмин изображает лики святых прямо на стёклах внутри старых рам. В этом можно проследить традицию советского времени, когда самодельные иконы создавались из окон.
Ещё один интересный приём: вместо привычных холстов художник использует народные зодческие элементы — резные наличники оконных проёмов, так называемые «очи» избы. На Руси они имели множество символических подтекстов. По обычаю на лицевом фасаде располагалось три красных (красивых) окна в честь Святой Троицы. Узорчатые элементы окон — очелье, ставни, подоконный пояс — могли поведать многое о жизни и социальном положении хозяев дома, а также защищали их от нечисти, ведь на Руси оконный проём считался своеобразным порталом между земным миром и миром загробным.
Тему христианской религии продолжает Антонина Фатхуллина с работой «Икона». Всего в нескольких элементах угадывается очертание Богоматери с младенцем на руках. Объёмная конструкция складывается из нескольких старых, уже покрывшихся ржавчиной пластин металла. Центральная часть — зеркальная, где зритель может увидеть своё отражение. Художница словно повторяет библейские нарративы — Бог есть в каждом из нас, стоит лишь заглянуть внутрь.
Русская мистика и фольклор
Фотограф: Сергей Власов
Наша культура не была бы такой яркой и насыщенной смыслами, если бы не её историческая дихотомия. Православная вера традиционно уживалась с мистическими обрядами и поверьями — остатками языческого начала русского прагосударства.
Одно из центральных сказочных мест славянской мифологии — болото. Люди верили, что это пристанище бесов, злых духов и нечистых существ. Таинственный пейзаж в своём творчестве раскрывает художник Владимир Мигачёв. Его «Болото №1» отличается, в первую очередь, непривычной палитрой: чёрные воды и тёмно-хвойные деревья контрастируют с кислотным розовым небом и алыми бликами.
Мрачная сказка продолжается в работах Лины Кордюченко, которая на бумаге соединяет чёткие, простые карандашные линии и акварельные фигуры, растекающиеся по контуру. Хтонические облики отсылают нас к славянским волшебным сказкам. На Руси их передавали из уст в уста, из деревни в деревню и чаще называли баснями или байками. Каждый сказочный герой раскрывает важный для сюжета архетип, выполняющий определённую функцию. Та же печка в традициях фольклорной литературы — помощница, способная укрыть и пригреть. Образ трёх девушек-сестёр (в авторстве Кордюченко — субъективно пугающий образ) по преданиям произошёл от судениц — мифических существ, являющихся к младенцу в первые дни жизни и нарекающих его судьбу.
Народные промыслы
Фотограф: Сергей Власов
Невозможно пройти мимо летящего в пространстве полотна художницы Евгении Тут — части диптиха на ткани «Я слышала это от птиц». На его создание автора вдохновила традиционная северная вышивка, а также древнейший промысел Архангельской губернии, где рукодельницы особо почитали образ «Павы». Сказочная птица символизировала любовь и семейное счастье и традиционно изображалась в профиль с высоко поднятой головой и крылом. Такими узорами мастерицы обычно украшали рушники. В интерпретации Евгении Тут архангельский орнамент словно размывается водой, как старинные промыслы постепенно «вымываются» из нашей культуры. Лишь некоторые небольшие элементы рассыпаются по сукну, чтобы потом собрать новый рисунок.
Похожий формат использует Юстина Комиссарова в проекте «Сад наслаждений». На полупрозрачной парящей сетке художница создаёт композицию, издалека похожую на вышивку, только вместо ниток она использует современную 3D-ручку и пластик. Здесь же продолжается и идея мифологических архетипов. За основу Комиссарова берёт образ лисицы — неоднозначный персонаж старинных сказаний, имеющий множество трактовок и издревле сопровождающий славянские народности.
Традиционные узоры и орнаменты сохранились во многом благодаря кропотливому труду прядильщиц. Юстина Комиссарова использует аллюзию на это рукодельное искусство в работе «Чёрный ящик», добавляя актуальный контекст к историческому промыслу. Несколько прядущих рук оформляют вырисовывающийся женский образ, точно как современная девушка может сама плести нити собственной судьбы.
Вдохновение художниками прошлого
Фотограф: Сергей Власов
Историзм и сказки, фольклор и народное ремесло, зодческая архитектура и храмовые росписи — всё это нашло место в творчестве знаменитого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова. Сюжеты его картин основывались на классических национальных канонах, а позже стали ориентиром уже для следующих поколений художников. Свою версию васнецовской «Алёнушки» на экспозиции представляет Андрей Семёнов. Узнаваемый образ склонившейся к воде девушки рисуется несвойственными ему яркими красками и смешивается с элементами художественных кодов других стран, и вот Алёнушка неожиданно превращается в Мона Лизу с её характерной загадочной улыбкой.
В начале двадцатого столетия классическое искусство уже переживало расцвет модернистской революции. «Чёрный квадрат» Казимира Малевича ознаменовал наступление новой художественной эпохи. Сегодня «иконе того времени» больше ста лет, и современные креаторы снова ищут оригинальные идеи и переосмысляют старые. Иван Совлачков в арт-объекте «Уборка чёрного квадрата» стирает супрематический манифест и оставляет за ним белую стену — простор для будущего.
Социалистическое наследие
Фотограф: Сергей Власов
ХХ век бывшая имперская Россия переживала с намерениями построить коммунистическое государство. Советский период нашёл отображение в Арктической серии Тимура Мусаева-Кагана. В 1930-е началось активное освоение русского севера: туда почти что «ссылали» инженеров, строителей и учёных для газоразведки и нефтедобычи. Трудности суровых климатических условий и лишений идейно запечатлены на масштабных полотнах, которые, по словам самого художника, сочетают в себе сакральные, утилитарные, изобразительные и эстетические функции. Преимущественно чёрно-белые работы очень графичны и символичны. Ледники в тёмном океане «Паводка» оказываются белоснежными домами, тонущими в вязком топливе. Так советское правительство вступило в нефтяную гонку, жертвуя жизнями простых людей, которых «поглотила» жёстокая Арктика. Но это тоже часть нашей истории — временами тяжёлой и противоречивой.
Экспозиция «1/8. Отголоски» исследует многослойность народной культуры. За каждой работой стоит история одного человека, а за ним — история огромной страны. Поэтому зритель может найти личные ассоциации, вспомнить что-то родное и близкое, но такое общее. И вот где на самом деле кроется русский код: он в быту, в религии, в мастерстве, в истории, в людях — во всём, чем мы живём.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!