Сегодня знакомим вас с петербургским преподавателем игры на барабанах Олегом Кузнецовым, основателем школы ударных OK Drummer. Несмотря на то, что Олег преподаёт один, его бурная деятельность заменяет целую школу. Он проводит занятия вживую и в онлайн-формате, организовывает своим ученикам выступления на отчётных концертах, запись на студии, а также снимает для них видео с разбором известных композиций, типовых ошибок и с другим полезным контентом. За 18 лет Олег взрастил и переучил сотни музыкантов.
Те, кто ещё не думал об изучении барабанного мастерства, могли слышать игру Олега Кузнецова на выступлениях и записях легендарной альтернативной группы «Солярис»/Soularis, где он барабанил вплоть до их переименования в SoulArise. Так что, если вы мечтаете вернуть 2007-й или создать собственный музыкальный 2027-й, у вас есть возможность набраться опыта у подходящего учителя. Сейчас занятия OK Drummer проходят на репетиционной студии «А1» или по видеосвязи — в любой точке мира.
Помимо преподавания, Олег выступает как сессионный барабанщик. В его активе работа с такими коллективами, как «Плеяды», «Большой Лебовски», Cardio Orchestra, Arifmetika, Jared Parker, также он был участником прогрессив-рок группы Kawri's Whisper.
В интервью с Олегом Кузнецовым мы поговорили о его личном ученическом и преподавательском пути, узнали, кто умеет определять хорошего ударника по походке, а кто нет, и насколько корректно сравнивать крутость барабанщиков, работающих в разных жанрах музыки.
— С чего начался твой музыкальный путь? Когда ты полюбил музыку и понял, что хочешь играть сам?
— Я увлёкся музыкой в школе. Старший брат моего одноклассника играл на гитаре, у него вроде даже была своя группа, и они слушали Limp Bizkit, The Offspring, Guano Apes. Общаясь с ним, я тоже приобщился. Плюс по телевизору показывали периодически клипы No Doubt, Nirvana, Kiss, The Cranberries, Cardigans, и мне очень нравилось. Как раз в то время появилось MTV.
А вот захотел играть сам в 2000 году. Я каждое лето тогда ездил в летний лагерь. И там познакомился с творчеством группы «Король и Шут». Во-первых, меня очень зацепила сама музыка. Хотя до этого к русскоязычному року как-то скептически относился. А, во-вторых, в какой-то момент я начал вслушиваться именно в барабанные партии и подумал: «Я тоже так хочу».
— Расскажи, как ты учился. Что нравилось, что не нравилось?
— Я занимался с несколькими преподавателями. Сначала расскажу о первом. Мы занимались постановкой техники рук, учили ноты, разбирали различные упражнения и рудименты на пэде. Пэд — бесшумный тренажер, по сути кусок резины, наклеенный на деревянное основание. Помню, преподаватель в самом начале обучения сказал, что пока я не сыграю хорошо несколько маршевых соло, за установку он меня не пустит. Правда в итоге я их так и не сыграл, но за установку всё же перебрался. Причём не то чтобы у меня не получилось их сыграть. Он мне их даже не дал тогда. Наверное, потому что я завис на одном элементе и он никак у меня не получался, а чтобы играть маршевые соло, он был нужен. Поэтому меня пересадили за установку, чему я был нескончаемо рад. И спустя 3, или может 4 года, он сказал мне, что передал все свои знания и отпустил в свободное плавание.
Затем я сходил ещё на несколько занятий к разным преподавателям, но надолго у них не задержался. Занимался сам — по книжкам, по видеошколам, которые находил на просторах интернета. Пытался всё это структурировать у себя в голове. В какой-то момент я услышал термин «Техника Мёллера». Мне стало очень интересно, что это такое. И это привело меня ещё к одному преподавателю, с которым в итоге занимался 2 года.
Насчёт того, что не нравилось. Когда я занимался с первым преподавателем, я очень хотел играть на установке, потому и пришёл на занятия. А вместо этого получил пэд, рудименты и маршевые соло. И это мне не нравилось. Но тогда я воспринимал это как данность. Надо так надо. Поэтому, когда я перешёл на занятия за установкой, к пэду почти не притрагивался. Но вот когда занятия с первым преподавателем закончились и я начал заниматься самостоятельно, в какой-то момент очень полюбил все эти упражнения на пэде. Получал от этого невероятное удовольствие. И когда занимался впоследствии 2 года с другим преподавателем, там тоже было очень много этого. Но тогда я их изучал уже с большим интересом, чем с первым преподавателем. Потому что за время самостоятельных занятий понял, насколько это важно и насколько это развивает. И это понимание потом помогло мне сформировать собственный подход к преподаванию.
— В общем, собственный опыт учёбы помогает тебе выстраивать образовательный процесс для учеников?
— Однозначно да. Мой преподаватель как-то сказал фразу: «Я даю ученикам то, что хотел бы, чтобы преподаватель давал мне на занятиях». Она мне очень нравится. Ученики в первую очередь хотят больше играть на установке, разбирать любимые песни. Но я понимаю, что для того, чтобы их играть, нужна хорошая техника. Поэтому на занятиях я нашел баланс между этими составляющими.
— Как и когда ты решил преподавать игру на ударных?
— Примерно в 2005 году подумал, раз я умею играть, то вполне могу попробовать учить других это делать. У меня в принципе нет проблем с объяснением чего-либо. Я могу объяснить почти что угодно и кому угодно, если сам понял — о чём речь. Плюс тогда я играл в группе «Солярис» (Soularis), которая была известна в своих кругах, и периодически меня спрашивали — преподаю ли я.
— На какой уровень игры рассчитаны твои занятия?
— На любой уровень. По большей части сейчас у меня занимаются с нуля. Но есть и уже играющие барабанщики, с которыми мы поправляем технику, расширяем барабанный словарь или полностью переучиваемся.
— Как думаешь, каждый музыкант может научить играть другого человека?
— Увы, нет. Часто встречаются великолепные исполнители, которые абсолютно не умеют объяснять. Но думаю, при желании и терпении этому тоже можно научиться.
— Существуют ли какие-то первичные признаки, по которым можно увидеть, что человек с нулевым опытом в будущем станет гениальным или хотя бы хорошим ударником?
— Майлз Дэвис говорил, что может определить, насколько барабанщик хорош, по его походке. Я так не умею. Когда я захотел играть на барабанах, то не знал, есть ли у меня чувство ритма, предрасположенность или что-то ещё. Я просто захотел играть на барабанах. Поэтому считаю, что каждый может научиться и стать хорошим барабанщиком. Просто все усваивают материал по-разному и на достижение цели уходит разное количество времени. Самое главное — желание, терпение, трудолюбие и не бояться пробовать снова, если не получается с первого раза. А на самом деле почти никогда не получается с первого раза.
— У твоего проекта простое, запоминающееся и вообще классное название — OK Drummer. Оно родилось легко или в творческих муках?
— Спасибо! Мне очень приятно это слышать. Родилось совершенно случайно. И при этом совсем недавно. Вместе с названием мелькнула мысль: «Почему я не придумал это раньше?» Оно же лежало на поверхности. С одной стороны, это мои инициалы, с другой — всем известное выражение. Некоторые ученики, уже занимаясь какое-то время, говорили мне, что только сейчас поняли: «ОК» в названии — это инициалы.
— В описании твоего паблика указаны видеоуроки. Это о твоём YouTube-канале, где ты выкладываешь драм-каверы с нотами, или у тебя разработана отдельная обучающая онлайн-программа?
— Разборы песен — это только часть видео на моём канале. Я решил их добавить лишь пару лет назад. А так у меня много видео о технике, расширении барабанного словаря, есть видео с моих мастер-классов, проходивших в петербургском магазине «Мир музыки» на Литейном. Один мастер-класс был посвящён сочинению барабанной партии для песни, другой — технике рук, так как здесь часто встречаются ошибки даже у уже играющих барабанщиков. Плюс я делал потом несколько трансляций в продолжение темы этого мастер-класса.
В своей группе ВК я сделал серию постов, в каком порядке нужно изучать мои видео, и в принципе можно сказать, получилась своего рода программа, хоть пока и не такая полная, как на моих очных занятиях. Также я периодически записываю платные курсы. Пока что у меня их два, но планирую в будущем снять еще.
— У тебя в ВК много видео с драм-каверами разных людей на фоне логотипа твоего проекта. Это всё твои ученики? Ты сам решаешь, когда им пора записать такое видео?
— Да, ученики. Эти видео с отчётного концерта, который я провожу раз в год. Обычно в мае. На данный момент их прошло три, в скором времени будет четвёртый. На занятиях, помимо работы над техникой, расширением словаря и т.д. мы разбираем песни. И все ученики, которые выучили песню и играют её хорошо, участвуют в отчётном концерте. Я его снимаю, записываю звук и потом монтирую вот такие видео. Кроме отчётного концерта, я еще устраиваю им запись каверов на студии. Пока что делал дважды. Принцип участия такой же, как и с отчётным концертом. В совокупности с отчётного концерта и студии я сделал уже 65 видео за последние 2,5 года.
— В каких жанрах музыки самые крутые барабанщики и почему?
— Сравнивать по жанрам, на мой взгляд, некорректно. В каждом жанре есть крутые барабанщики. Тут можно провести аналогию со спортом. Как сравнить, кто круче: чемпион «Формулы-1» или самый быстрый бегун в мире?
— Твой топ-3 барабанщиков всех времён.
— Это сложно. А можно побольше? Рэй Лузье (Korn), Гэвин Харрисон (Porcupine Tree, King Crimson), Дэйв Грол (Nirvana), Трэвис Баркер (Blink-182), Чад Смит (RHCP), Рич Рэдмонд (Jason Aldean), Тэйлор Хоукинс (Foo Fighters). Это те барабанщики, видео которых я смотрю, когда нужно вдохновение.
— Что сложнее — играть джазовую композицию, где есть место полёту импровизации, или чётко отбивать прямой ритм, будто ты робот?
— Думаю, эта задача чем-то схожа со сравнением барабанщиков по жанрам. Поэтому я отвечу об импровизации и игре заученной партии в целом. Оба варианта требуют определённых навыков. Но для импровизации нужен более широкий барабанный словарь, в рамках которого ты будешь импровизировать, умение на ходу переключаться между этими элементами, не сбиваясь. Поэтому, на мой взгляд, все же перевес будет в пользу импровизации, но это нисколько не преуменьшает тот объём работы, который нужен, чтобы уметь играть один четкий бит на протяжении всей песни.
— Каким видишь своего идеального ученика?
— Cамый идеальный ученик — тот, кто выполняет домашние задания.
— Твои пожелания и напутствия начинающим барабанщикам.
— Найти хорошего преподавателя. Думаю, в начале пути это самое важное. Чтобы сразу правильно научиться всем техническим элементам и потом об этом уже не думать, спокойно развиваясь дальше.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.