Совсем недавно редакция нашего портала познакомилась с благотворительной организацией «Анна помогает», которая поддерживает выпускников детских домов. Теперь мы хотим познакомить с этим проектом и вас. Как «красивые» посты в соцсетях помогают привлечь новых партнёров? На что обращать внимание при выборе благонадёжной организации для материальной поддержки? Почему среди всех направлений «Анна помогает» на протяжении пяти лет наиболее популярными остаются курсы бариста? — на эти вопросы ответил руководитель проекта Олег Бележенко.
— Как маленьким благотворительным организациям повысить свою узнаваемость и получить поддержку?
— Имея определённый опыт в маркетинге и в SMM, я понял, что если с самого начала вести соцсети «Анна помогает» красиво, то мы будем выделяться. Мы начали вкладываться в свои медиа на старте, и это дало очень хороший результат!
Читайте также
Многие волонтёрские и благотворительные организации не думают об этом, не умеют о себе красиво рассказывать. На мой взгляд, это очень важно. Через социальные сети приходят не только подопечные, но и сотрудники, и партнёры, и те люди, которым откликается то, что вы делаете, и то, что вы транслируете. Мне кажется, мы как организация задали некий тренд, потому что пять лет назад 90% контента благотворительных фондов было ужасным… Тут очень важен человек, двигатель этого направления. И к этому человеку рано или поздно, если он все правильно делает, притянуться и разные партнёры, спонсоры и какие-то проекты. Важно, чтобы была харизма. Харизма профессионала, которую он передаст проекту или организации, в том числе через медиа.
Но это внешняя часть. А внутри должна быть концепция. Вот мы, например, сначала работали «за всё хорошее против всего плохого», а потом сфокусировались только на помощи ребятам из детских домов. И это дало невероятный толчок к развитию. И стало проще работать. И сразу начали появляться люди, партнёры, которым эта тема близка.
— «Сначала появился курс для девочек — из них готовили визажистов. Затем — курс ногтевого сервиса, фотомастерская и курсы бариста — последний стал самым быстро растущим во всём кластере» — как думаете, почему курсы бариста стали самыми востребованными?
— Профессия бариста понятна и до сих пор очень востребована. Ты можешь научиться ей за пару месяцев и устроиться на работу с неплохой заработной платой и свободным графиком.
В целом курсы бариста достаточно просто организовать. Да, нужно иметь профильные компетенции, опыт работы с кофе, нужны хорошие учителя и помещение. Но для этого не требуются многолетних знаний. Четыре года назад, когда мы только запускали эти курсы, это было что-то невероятное, ноу-хау. Такого вообще не было! А ведь они актуальны и по сей день.
— Насколько востребована помощь волонтёров в работе «Анна помогает»? Может ли человек, умеющий вязать или лепить из глины, стать наставником в «Отвязной» или «Керамической»?
— Я изначально выстраивал работу организации таким образом, что в «Анна помогает» работают сотрудники, не волонтёры. У них есть график, определённый объём работы, за который они получают заработную плату, для того, чтобы свои профессиональные навыки с ещё большей эффективностью направлять в работу. А волонтёры, они, как правило, ограничены во временном ресурсе. Плюс на них не всегда можно положиться. Собрать волонтером под поход или проведение мастер-класса — легко! А вот делать это систематически – сложно.
— То, что является исключительно благотворительностью для партнёров и друзей «Анна помогает», для вас и для подопечных организации также является работой и источником дохода. На основе каких критериев определяется зарплата сотрудников организации и работников кофеин, керамической и вязальной мастерской?)
— Изначально, конечно, у нас вообще не было никакого бюджета. Потом он был минимальный. Постепенно, когда уже появились первые партнёры и возможность платить зарплаты, я решил, что мы должны стараться держать планку чуть выше среднего по рынку для того, чтобы люди могли не переживать, например, о том, что они хотят работать в благотворительности, но вынуждены работать параллельно где-то ещё.
Получается, если человек полностью отдаёт своё время проекту, он намного более эффективный. И поэтому я стараюсь держать конкурентный, по крайней мере, в благотворительном секторе, уровень зарплат.
Наши бариста, например, получают хорошую стартовую ставку, порядка 2000 рублей за смену. Ребята не только работают в кофейне, получают опыт, профессию, но и зарабатывают себе на жизнь, могут обеспечить свои базовые потребности и даже что-то остаётся на развлечения.
— В прошлом году портал «Такие дела» опубликовал исследование, которое показало снижение доверия общества к деятельности благотворительных организаций. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть это на основе количества пожертвований проекту? Что бы вы могли сказать тем, кто хочет материально помогать благотворительным организациям, но сомневается в их благонадёжности?
— Мне кажется, сейчас, по крайней мере в Петербурге, наоборот, стало больше благотворительных проектов, и как будто доверие должно расти...
Но, наверное, если открыть реестр НКО, а в нём порядка 20000 организаций, окажется, что только 10-20% организация — это костяк, флагманские благотворительные фонды, которые строят свою деятельность прозрачно и реально помогают своим подопечным.
Важно смотреть на прозрачность организации. О том, как она говорит о своих проблемах, в том числе и о том, как она ведёт деятельность, учёт деятельности, какая у неё репутация в медиа.
Поддерживать благотворительные организации несложно. Я сторонник того, что лучше маленькая сумма, но регулярно! Пусть это будет 50 рублей или 500 рублей, но каждый месяц.
Ещё очень важно выбрать ту организацию, которая вам по душе. Задуматься о том, откликается ли в вас проблема, которую вы помогаете решить, поддерживая ту или иную организацию. Кто-то помогает больным детям, кто-то вовлекается в помощь пенсионерам, а кто-то поддерживает целевые фонды.
— В 2022 году «Анна помогает» была на грани закрытия из-за потери пожертвований. Назовите несколько самых запоминающиеся моментов в вашей работе или историй ребят, которые помогают вам справляться с такими трудностями.
— Мне с ребятами до сих пор очень классно! Мне нравится с ними общаться, и меня очень вдохновляют их результаты.
Есть одна история. Это был, наверное, 2020 год. К нам пришла девочка Саша, которая работала у нас с социальным работником. Сейчас она наш волонтёр.
Саша из детского дома. Она начала у нас работать координатором и приглашала к нам своих друзей из детских домов. У нас появился «фан-клуб» из 10 ребят, каждый из которых был по-своему очень интересен. Это был первый костяк наших подопечных, которые начали вовлекаться во все наши идеи, и с каждым из них у меня сложились хорошие, тёплые отношения. С каждым из них мы проживали какой-то свой путь. Кого-то вытаскивали из сложных ситуаций… Тёплые отношения сохранили до сих пор!
И тогда я понял одну очень важную вещь: наши подопечные — это очень одинокие подростки, с которыми на самом деле очень просто работать. Нужно просто быть адекватным и доброжелательным. Уметь выстраивать границы. Они очень быстро к тебе проникаются, быстро считывают все, впитывают твой опыт, говорят твоими словами, копируют твоё поведение…
Для меня лично это была суперпонятная история, и я был удивлён, почему этим никто не занимается. Вот есть ребята, которые никому не нужны, они брошенные, одинокие… Но они очень любят эту жизнь, хотят проживать каждое мгновенье! Они готовы учиться. И мне показалось, что можно сделать очень классный проект, который реально будет помогать. И поэтому, когда я вижу плоды нашей работы, меня это очень вдохновляет!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!