«Каждый ребёнок может стать автором» — в этой фразе Светлана Бедункевич, основательница британской международной школы писательского мастерства Firstlan School for Young Authors, заключила главную идею своего проекта. Здесь дети со всего мира учатся не только читать и писать, но и находить собственный голос, выражать мысли, чувства и идеи через литературу. От школьной тетради с первыми рассказами до публикаций в международных изданиях и работы литературным критиком — Светлана прошла путь, который убедил её: быть услышанным вовремя может изменить жизнь.
Сегодня в атмосферных залах старинной британской церкви юные авторы из Лондона, Эдинбурга, Москвы, Алматы, Окленда и десятков других городов не просто учатся писать — они создают собственные миры. Под руководством действующих писателей рождаются истории — от сказок о находчивых питомцах до приключений британских школьников, а лучшие тексты публикуются в реальных журналах. Мы поговорили со Светланой о том, как привить ребёнку любовь к книгам, зачем современному ребёнку умение работать с текстом и как понять, что в нём живёт настоящий писатель.
— Светлана, говоря о профессии писателя и литературного критика, Вы заметили, что писать книги и читать — это по-настоящему современно. Почему сейчас актуально уметь работать с текстом, в том числе правильно и эффективно читать его?
— Потому что текст — повсюду. Письма, инструкции, статьи, соцсети, чаты. А в будущем дети будут работать с текстами даже в профессиях, которые не связаны напрямую с письмом. Умение читать вдумчиво и писать чётко — это не про филологию, это про мышление и умение выражать себя. Ребёнок, который умеет рассказывать истории, вырастает во взрослого, способного выстраивать коммуникацию, отстаивать идеи и быть услышанным.
Источник изображения: личный архив Светланы Бедункевич. На фото Светлана Бедункевич и её заместитель Ekaterina Yong
— Как умение писать и читать книги может пригодиться ребёнку, а в будущем профессионалу своего дела, если он не планирует быть писателем и критиком?
— Тогда эти навыки тем более пригодятся. Это и воображение, и внимание к деталям, и умение задавать вопросы, и формировать своё мнение. От инженера до предпринимателя — в любой сфере ценятся люди, которые могут ясно и интересно доносить свои мысли.
— Как у вас возникла идея создания школы для юных писателей?
— Всё началось, когда я стала мамой. Сначала мы с сыном просто читали, потом он стал пересказывать, а затем сочинять свои истории. Иногда нам обоим надоедала одна и та же книжка, и тогда он придумывал свой вариант продолжения. Я поняла: детям интересно создавать свои миры, если их слушают, а не заставляют. Так родилась идея Firstlan — школы, где детям не «задают» сочинения, а с интересом ждут их истории.
— Как проходит набор учеников: на конкурсной основе или получить шанс проявить себя может любой желающий?
— Любой ребёнок, которому нравится придумывать и рассказывать. Не нужны «гениальные тексты» или победы на конкурсах. Важно, чтобы было желание. Мы даём пространство и поддержку, чтобы ребёнок поверил в силу своего слова.
Источник изображения: учебный центр «Ученыш». Фото предоставлено Светланой Бедункевич
— Есть ли какие-то требования к будущим ученикам? Например, определенный уровень владения русским и английским языками.
— Жёстких требований нет. У нас есть группы на русском и английском, и мы адаптируем программу под уровень ребёнка. В школе учатся дети из Великобритании, России, Казахстана, Новой Зеландии — география впечатляет.
— Что необходимо знать родителям, которые хотят отправить ребенка на обучение? Как понять, что у ребенка есть талант к писательству?
— Если он любит придумывать, много фантазирует, задаёт «а что если?», это уже первый шаг. Через истории ребёнок часто рассказывает, о чём мечтает и чего боится. Наша задача — помочь ему лучше понять себя и мир.
— Как проходит обучение? Какие форматы занятий ждут учеников?
— Раз в неделю: очно в Великобритании и онлайн для детей из других стран. Это литературные мастерские — мы обсуждаем книги, придумываем героев, пишем, рисуем, иногда снимаем короткие видео. Игра, в которую интересно играть. За год ребята участвуют в конкурсах и выпускают сборник своих историй.
— Школа располагается в старинной церкви, чем обусловлен выбор локации? Судя по фото, это даже похоже на Хогвартс.
— Это место с духом истории: витражи, деревянные лестницы, тишина. Я хотела, чтобы дети чувствовали, что заходят в особое пространство, почти волшебное. Вы абсолютно правы — многие говорят: «Здесь как в Хогвартсе!»
Источник изображения: © Google
— Каких авторов стоит читать с детьми, чтобы развивать в детях интерес к книгам?
— Главное — не автор, а то, как вы читаете. Можно взять гениальную книгу и начитать так, что ребёнок её возненавидит. А можно сочинить простую сказку и перечитывать её с удовольствием. Иногда самодельная история о любимой игрушке или питомце оказывается ближе, чем классика. Один мой ученик из Шотландии написал сказку «Герда и волшебная колбаса» — про собаку, которая преодолевает препятствия, чтобы достать кусочек колбасы. Просто, смешно и очень по-настоящему.
— Финальный вопрос: какими бы тремя словами Вы описали школу?
— Волшебная. Живая. Слышащая. В сентябре мы ждём новых учеников, которые хотят рассказать миру свои истории — большие и маленькие.
Источник изображения обложки: личный архив Светланы Бедункевич
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.