Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
 главред «Музыковеточки» Диана Проценко

Музыкальных каналов в «Телеграм» много. Их авторами могут быть как работники креативной индустрии, так и меломаны, чья профессия вообще не связана с музыкой. В некоторых медиа плечом к плечу трудятся и те и другие. На этой же благодатной почве, цветёт проект «Музыковеточка», основанный настоящим музыковедом с дипломом СПБГУ Дианой Проценко. На роль соавтора Диана пригласила подругу-сокурсницу Аню Прядко, поэтому в контенте «Музыковеточки» экспертный снобизм сочетается с ламповостью дружеской вечеринки.

Сегодня в редакции канала работают пятеро профессиональных музыковедов, и все они некогда были студентками Санкт-Петербургского государственного университета! Авторы «Музыковеточки» пишут, рассказывают и даже показывают то, что полезно знать сотрудникам музыкальной индустрии и, главное, самим артистам. Они раскрывают секреты сочинения песен и хитрости музыкального менеджмента, анализируют тренды, создают подборки жизненных мемов, записывают подкасты, снимают видеоинтервью и стараются подсветить музыкантов, о которых завтра заговорят федеральные СМИ.

В этом интервью создательница «Музыковеточки» Диана Проценко рассказала редактору «Субкультуры» Роману Кадулину о достижениях проекта. Вы узнаете, как «Музыковеточка» распознала будущих хэдлайнеров в группе «Бонд с кнопкой», Рушане и Ульяне Мамушкиной, получила кнута и пряника от шеф-редактора «Афиши Daily» Николая Овчинникова и стала знаковым медиа в индустрии.

— Какова в целом концепция канала «Музыковеточка»? Какой контент и какие рубрики вы предлагаете подписчикам?

— Мы пишем о том, как креатив и бизнес (маркетинг, экономика) сходятся в музыкальной индустрии, и что из этого получается. Ну и конечно держим руку на пульсе: слушаем новую музыку, делаем подборки кайфового, следим за музыкальным рынком — но, понятно, конечно, что фокус у нас на российской музыке. При этом на какой-то большой мировой тренд мы тоже реагируем. Но этот подход и позиция скоро немного видоизменятся — мы готовим новую контент-стратегию, и скоро будем «такими же, но другими» — думаем, что даже чуть лучше, ламповее и интереснее, чем сейчас.

В целом, канал сам говорит за себя, не очень хочется работать «Википедией» для читателя. Вся информация там есть.

— Каналу уже 3 года. Есть ли существенная разница между «Музыковеточкой» тогда и сейчас?

— К этому интересу — писать о креативе и творческих методах индустрии — мы пришли эволюционно. 3 года назад подход более исследовательский и практичный: канал создавался с целью выяснить, как попасть в индустрию, как стать артистом, из чего вообще эта мифическая устрашающая сущность состоит. Когда в каком-то виде эта цель была достигнута, трансформировались и наши интересы — если сначала мы смотрели «сбоку», не из тусовки, то теперь смотрим более вовлечённо, сравниваем практики разных артистов и разных культур — и для этого можем говорить с коллегами из сферы. Мы можем спрашивать, к нам могут прислушиваться — теперь мы полноценный голос музыкальной индустрии в «Телеграм», а не ещё один маленький канал, пишущий о ней, но не знающий, что это такое.

«Музыковеточка» изначально твой авторский проект или плод коллективной мысли?

— Сначала я придумала название, а потом долго-долго собиралась запустить проект, но не шло. Была даже история, что домен @musicovetochka через букву s уже забрали, поэтому пришлось соглашаться на какое-то видоизменённое написание — так долго зрело решение, да. Чтобы запустить идею в плавание, я собираю команду или ищу partner in crime, который верит, что мы вдвоём сможем создать что-то классное. «Музыковеточка» начиналась как партнёрский движ с моей подругой Аней Прядко. Мы учились на 2-м курсе направления Музыковедения в СПбГУ, и нам интересно было писать не только о Рахманинове и ранней музыке. Мы начинали писать в канале вдвоём, всё придумывали вместе и закрывали полный контентный цикл: писали тексты, вычитывали друг друга, дизайнили, брали интервью.

— Расскажи о ваших авторах: кто за что отвечает?

— Сейчас нас уже пятеро, и роли трансформировались, как и медиа. Я ценю, когда новый автор приходит в проект и приносит с собой что-то новое, из своей сферы интересов. Когда к нам присоединилась Аня Вихрова, появилось больше сложных вдумчивых текстов о гиперпопе и рэпе. Сонечка и Таня принесли свежий взгляд на поп-культуру в целом, большой интерес к западной музыке и насмотренность в самых неожиданных местах. У нас нет колумнистов в привычном понимании — чаще мы распределяем темы по интересам и амбициям самих девчонок.

Вся команда состоит из музыковедов, взрощенных СПбГУ, но наши интересы и пути вне «Музыковеточки» максимально полярны. Мы зачастую не музыковеды в обычной жизни, не считаем наш проект музыковедческим — но подход и взгляд на музыку у нас профессиональный.

Сейчас две девчонки, запускавшие медиапроект 3 года назад, делают совсем другие вещи: Аня Прядко продюсирует подкасты «Музыковеточки», а я выполняю скорее «менеджерско-пиарные» функции: контролирую работу редакции, ищу/выдаю из телефонной книжки контакты героев будущих материалов, придумываю, а что бы ещё такого нам поделать, чтобы было классно и жилось весело. И болтаю с артистами в подкастах, да.

— У вас принципиально женский коллектив?

— Это не философия — так просто получилось. Недавно впервые в истории редакции материал для нас писал начинающий журналист Тима — он поступает на журфак, и мы помогали ему с размещением публикации для портфолио.


Мы всегда открыты к коллабам и по-разному дружим и взаимодействуем с медиа и пиарщиками, но в команде остались и задержались только девчонки. И как мне кажется, это вайб — можем шутить про girly girls, смеяться вместе, показывать женский взгляд на индустрию. Может, где-то в нашей женственности и кроется та ламповость, о которой говорит каждый, кто нас читает.

muzikovetochka

— Принимаете ли новеньких в свою команду?

— Конечно! Но мы, к сожалению или к счастью, мало кому интересны как команда. Всё, что происходит у нас сейчас — творческая инициатива и желание девчонок делать что-то классное. Наш клей — то, что мы зачастую дружим или чего-то хотим добиться в жизни благодаря каналу. Узнаваемость в индустрии, важный контакт для своих целей, просто кайфово писать и всегда иметь под рукой портфолио собственных текстов. Когда у меня уже была стабильная работа, а девчонки только стали на путь поиска, многие из них писали для других редакций («Скиллбокс Кино и Музыка», например) и зарабатывали свою копеечку, оставаясь при этом ядром команды «Веточки». Я не жадничаю: мне очень повезло с такими авторами, как «Музыковеточки», и если я могу как-то помочь им заработать на текстах, я рекомендую их материалы или их самих коллегам по индустрии.

Пока мы не развиваемся так стремительно, как хотелось бы, и почти не зарабатываем — поэтому магнита в виде зарплаты я предложить не могу. Но мы прикольная команда, нас часто зовут тусить в Москве или СПб. Благодаря подкастам мы даём возможность знакомиться с клёвыми героями индустрии. В общем, богаты нематериальными ценностями. Но верю, что после обновлённой контент-стратегии получим прирост материальных и станем больше зарабатывать на рекламе. Сейчас вся «копеечка», которую получает «Музыковеточка», раз в месяц распределяется между всей командой.

Почему решили сосредоточиться именно на телеграм-канале? Оправдывает ли эта площадка ваши надежды?

— Так исторически сложилось, да и наша ценность до сих пор в текстовом контенте. Знаю, что многие другие команды развивались поначалу как клёвый паблик ВК, или в соцсетях с упором на визуальный контент, но мы пошли своим путём. Может, так мы за наш короткий жизненный срок привлекли меньше аудитории, но все свои, и нам с ними классно. Это не значит, что мы совсем не существуем на других площадках — мы просто не вкладываем в них все силы. Благодаря подкастам у нас раз в месяц бурлит жизнь в ВК, появляется контент на YouTube, Rutube и других плошадках. На полноценное развитие везде просто чуть не хватает времени — но, думаю, однажды мы и до «ТикТока» доберёмся.

Как думаешь, наша аудитория уже привыкла использовать мессенджер в качестве новостного источника?

— Конечно. Сейчас это базовый источник всех возможных новостей, и не только музыкальных — и вряд ли что-то поменяется в ближайшее время.

Как выглядит типичный подписчик «Музыковеточки»?

— Наша гордость и наше проклятие в том, что однажды мы перестали быть снобским музыковедческим каналом, и нас стало комфортно читать разным людям. Мы пытались определять для себя ролевую модель — условного айтишника Сашу 30-ти лет, который мечтает вкатиться в музыку, или девчонку Женю 20-ти лет, которая записывает песни через наушник микрофона в BandLab и мечтает однажды прославиться своей музыкой. Но всё это на практике немного размывается: нас читает стоматолог одной из «Музыковеточек», нас читает моя сестра, занимающаяся музыкой, нас читают коллеги из индустрии, артисты и специалисты. Зачастую не потому, что нужно держать руку на пульсе всех каналов, а просто по-человечески. Мы не раз попадали в дайджесты ребят вроде шеф-редактора «Афиши Daily» Николая Овчинникова, и, по-моему, он даже комментил какой-то из наших постов. Кажется, он нас критиковал — но я считаю, это клёво, что триггернули мастодонта индустрии. Значит, он нас читал и ему было интересно. Как сейчас — сказать сложнее, но знаю, что такой винегрет из аудитории у нас уже давно, и картина не меняется. Это кажется мне клёвым — мы собираем разных.

Есть ли у вас понятие «формата» и «неформата», касательно музыки? Нужно ли согласие всех авторов, чтобы представить подписчикам того или иного музыканта?

— Неформата для нашего канала нет — мы субъективные девчонки и показываем людям только то, что нравится самим. Это может быть «жоское» техно, какой-нибудь внезапный поп-рок или нежный эмбиент. А может неделя за неделей быть инди и потом прерваться каким-нибудь фолком. Мы стараемся одновременно и чувствовать тренды (подсвечивая их читателям), и находить спрятанные сокровища. О больших артистах пишут большие медиа, а нам кайфово открыть людям того, о ком они напишут через год или два.

Бывало ли такое, что ты замечала какого-то андеграундного артиста, делала о нём материал в «Музыковеточке», а он вдруг становился хедлайнером? Какие чувства испытывала в такие моменты?

— Так уже было с «Бондом с кнопкой», Ульяной Мамушкиной, Рушаной, и это только за текущий год. Не могу сказать, что именно мы приложили руку и именно из-за нас их медийность выросла — но мы точно внесли вклад в их медийный вес, на старте или в точке роста. Это греет душу, а значит, этот трюк мы повторим с другими артистами ещё не раз. «Бонд с кнопкой», например, прошли долгий путь, и мы разговаривали с Ильёй, лидером группы, дважды — на этапе 60 000 слушателей пару лет назад и на 600 000 в этому году. А потом случились «Кухни», и так далее. Человек не изменился, а вот музыка и народная любовь приросли. Это восхищает, и я очень верю, что ещё не один артист с такой большой творческой душой вырастет на наших глазах — и мы будем рады стать этапом его пути.

— Поговорим о вашем подкасте. Как пришли к этому формату, легко ли было переключиться с текста на живой разговор?

— Очень. Подкасты казались нам чем-то клёвым и интересным не столько для медийного веса, сколько для развития нетворкинга — артистам приятно, когда их зовут поговорить в подкаст, даже если он маленький. На старте я вообще совсем не понимала, как это делается. Много где мы пытались экономить, и конечно всё шло странно, местами максимально не по плану. Весь наш путь подкастов я благодарю Рушану — она сейчас, кстати, тоже на волне успеха. Тогда она только переехала в Петербург, пересобирала себя как артиста, в который раз трудилась над альбомом (позже выйдет знаковый «уф!»), и встретилась с нами, чтобы поговорить. Для всей редакции первый выпуск — это знаковый момент, а для меня ещё и эмоционально окрашенный. Я слушала Рушану ещё со времен её участия в «Голосе» и ждала её авторской музыкальной эры, по сути, росла вместе с ней, но в своём деле. Мы тогда очень здорово пообщались. Надеюсь, если мы однажды позовём её поговорить в нашем видеошоу, а не в аудио — на петлички в коворкинге (да, было), она нам не откажет. Она теперь уже большая фигура независимой музыки России, но и нам уже есть чем гордиться — интервью с лидером «Бондов с кнопкой» набрало 10 тысяч просмотров, а интервью с Masha Hima — больше тысячи. Этим мы доказываем себе, что дело не только в нас как в медиа, но и в героях, и в хорошем диалоге. И, конечно, хотим продолжать.

Сейчас мы снимаем каждый месяц, у нас реально классные гости, и то ли ещё будет. Самое время подписаться на нас и посмотреть наши знаковые интервью: «Бонд», Ульяна Мамушкина, «Молодость внутри».

— Как музыканту попасть в поле зрения «Музыковеточки»?

— Написать нам! У нас есть бот для приёма релизов, мы смотрим его каждую неделю. Но не отвечаем в нём — он нам нужен только для сбора релизов, а не для связи с читателями. Нам всегда можно написать напрямую — часто люди, которые приходят к нам по сарафанному радио, так и делают.

Я подписан на ряд музыкальных ТГ-каналов и постоянно вижу там перекрёстные ссылки на всё новые и новые каналы по теме. Авторы в «Телеграм» действительно так активно и бескорыстно поддерживают друг друга или просто клонируют свои проекты?

— Музыкальный «Телеграм» довольно дружный. Не весь, как и любая сфера, но по большей части — да. И журналисты, и авторы часто друг друга поддерживают, творят вместе. Такова его природа, и будто бы это правило хорошего тона в блогинге — ты находишься в некой тусовке, и эта тусовка располагает тебя к дружбе.

muzikovetochka2

— Как и большинство музыкальных журналистов страны, ты, наверное, ещё и работаешь на какой-то более прозаической работе? Знают ли там о твоём хобби, ждут ли ваших новых постов?

— Я очень хорошо держу профессиональные границы, поэтому моей работе (Head of SMM бренда SELA) сайд-проекты не мешают никогда, а занимаюсь я не только «Музыковеточкой». Приоритеты, все дела. Скорее наоборот — моё желание делать кучу разного, но честно работать на работе мешает «Музыковеточке» расти кратно быстрее. На работе знают про мой канал, но вряд ли читают — и я считаю, что это супер. Так я остаюсь профессионалом, к которому не возникает каких-то внезапных вопросов — и меня это устраивает на 100%. По-другому я не могу как человек и как медиаменеджер на минималках: из моей зарплаты мы тратим деньги на запись подкастов всё-таки, надо как-то подкреплять хотелки медиа!

Но всё же «Музыковеточка» — одна из причин, почему я вообще интересна как специалист в SMM и бренд-маркетинге. Именно от нашего лампового медиа я взяла очень много на старте в работе с командой, построении креаторских процессов, контент-планировании — потом это просто пригодилось на ряде серьёзных клёвых работ (BandLink, «Яндекс Еда»), из которых строилась моя карьера.

— Как часто встречаешь в жизни новых людей, которые вдруг оказываются вашими подписчиками?

— Если это музыкальный нетворкинг (от BandLink, музыкальные тусовки авторов каналов) — да, почти всегда. Если это чей-то концерт, куда нас позвали как медиа — сильно реже. Но приятно всё равно, очень.

— Озвучь планы «Музыковеточки» на ближайшее время.

— Мы переделываем стратегию. Спойлерить не буду, скажу так: хотим рассказывать больше историй и копаться «под капотом» в деятельности артистов и специалистов. Это не резкий поворот в нашем контенте, но если сейчас люди читают нас, потому что мы ламповые и классные, то дальше будут читать, потому что мы им хотим рассказывать что-то такое, о чём не узнать просто так. Посмотрим, как у нас это получится, но я в нас очень верю.

Самое время пригласить наших читателей в ваш канал.

Приходите! У нас весело, про музыку, творческие методы и креативный маркетинг.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика