Благодаря кинематографу идея создания роботов — окологуманоидных или совершенно гуманоидных механизмов — стала вполне естественной в сознании зрителей. О том, как индустриальное общество придумало робота, как менялась фантазия о нём в кино и причём тут идея о «постчеловеке» — в нашем материале.
Что есть робот?
Слово «робот» происходит от чешского «robota», то есть «подневольный труд». Впервые оно появилось в 1920 году в научно-фантастической пьесе Карела Чапека R.U.R., действия которой разворачивается на фабрике по производству «искусственных людей».
Слово этимологически связано со словом «рабство», что даёт нам представление о потенциальном предназначении роботов. На этапе своего зарождения, на уровне идеи, роботы были механизированными слугами человечества. Они должны были облегчить людской труд на производственных предприятиях, как физический, так в идеале и умственный. Позже так стали называть непосредственно программу, действующую независимо от человека.
Как кино познакомило нас с роботами
Первые машины на экранах были слугами.
В 1927 году вышел немой чёрно-белый фильм «Метрополис», где таким роботом была женщина Мария, или, как указано в титрах, Лже-Мария. По сюжету она была создана по подобию девушки, в которую был влюблен сын правителя города будущего Метрополиса. Именно Мария стала причиной различных бедствий и социальных волнений. В данном фильме мы наблюдаем не просто робота-слугу, но и потерю контроля над ним.
Мария в Лондонском музее науки, Мэтт Браун
В 1951 году появился кинофильм «День, когда Земля остановилась», где мы увидели такого же слугу, но другого порядка — то был инопланетный робот-охранник, несокрушимая машина, мощи которой человечество никак не могло противостоять. В этом фильме отразился потенциал робота как оружия, во всём превосходящего военные силы людей.
Известный образ робота Робби из «Запретной планеты» 1956 года — ещё один пример верного слуги, задача которого — приносить людям пользу. Этот персонаж стал основой для дроидов из «Звездных войн», франшизы, которая вывела восприятие роботов на совершенно новый уровень, показав как роботов-напарников, так и опасных боевых роботов. Тем не менее они по-прежнему лишь выполняли приказы людей.
Всё изменилось в 1973 году, с выходом фантастического фильма «Западный мир» о футуристическом парке развлечений, где роботы-андроиды воссоздают определённые ситуации и вовлекают посетителей в эдакую реалистичную интерактивную игру. Знакомое описание, не правда ли? Даже если вы не знакомы с фильмом семидесятых, то наверняка слышали о сериале 2016 года «Мир Дикого Запада». Это его современная адаптация, но претерпевшая определённые изменения, наглядно демонстрирующие идеи и ценности разных эпох. Основная идея фильма крутилась вокруг того, что человечество своими «играми в творца» зашло слишком далеко. Современная адаптация немного меняет концепцию. История повторяет оригинал, но теперь андроиды хотят быть свободными наряду с людьми.
В «Мире Дикого Запада» нам показали роботов-личностей и поставили экзистенциальный вопрос о правах «нового вида». В наше время с появлением активного интереса к искусственному интеллекту такой сценарий в фильмах является наиболее частым. Самый наглядный пример — это интерактивная киноигра Detroit: Become Human 2018 года, где игрок сам решает, получат ли машины человеческие права или будут уничтожены как производственная ошибка.
Кадр из сериала «Мир Дикого Запада» (2016-2022)
Но мы забегаем вперёд. Образ робота-оружия или даже робота-убийцы культивировался долгие годы в таких фильмах, как «Робокоп», «Терминатор» и «Трансформеры», в последнем из которых также раскрывается индивидуальность машин. Похожие мотивы можно наблюдать и в фильмах «Живая сталь» и «Робот по имени Чаппи».
А что теперь?
Фильмы «Я, робот», «Искусственный разум», «Двухсотлетний человек», «ВАЛЛ-И» — всё это наглядные примеры кино, которое диктует ценности гуманизма в отношении машин. И это лишь малая часть из всего кинематографического наследия, которое знакомит нас с роботами.
Примечательно, что зачастую события фильмов разворачиваются в будущем, в мире, где технологии достигли пика своего развития. Общество будущего настолько тесно сливается с роботами в нарративах современного кино, что постепенно входит в состояние «постчеловечества» — это гипотетический образ будущих людей, которые отказываются от привычного человеческого облика в результате внедрения новейших передовых технологий. Это популярный фантастический троп, который культивируется, например, в произведениях киберпанка, в том числе и играх (Stray, Cyberpunk 2077, Atomic Heart).
Кадр из к/ф «Двухсотлетний человек» (1999)
В какой момент развития технологий грань между человеком и машиной окажется стёрта? Зайдём ли мы так далеко, что не сможем противостоять обратному порабощению? Начнут ли роботы осознавать себя? Что ж, время покажет. Подводя итоги, хочется процитировать одного из персонажей-андроидов: «Помните: это не какая-то выдумка. Это наше будущее».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!