Жанр: Рок, блюз
Страна: Россия
Год: 2016
Треклист:
1. Ты, я и снег
2. Пиратская
3. В уличной драке
4. Много ли I
5. Ей не о чем плакать
6. Много ли II
7. Имя твоё
8. 14 маршрут
9. Ты, я и снег (cover)
10. Архи-Бар
11. Крит (вдова Доминик)
12. Переводится время
13. Война окончена
14. Бег
15. Мой чорт
Юрий Ощепков и оркестр музыкального шума «Яблоки Борджиа» выпускают новый альбом «Архи-Бар».
Юрий Ощепков – руководитель оркестра и автор песен. Портал «Субкультура» поговорил с Юрием о новом альбоме, предстоящих концертах и о том, что он считает лучшей благодарностью от слушателя.
Юрий, расскажите подробнее, как появился музыкальный оркестр «Яблоки Борджиа»?
Если начинать сначала, то после 10-и летнего перерыва, после роспуска «Августейшей», я начал записывать альбом. Просто хотел записать материал. Записал. И тут связался с Дюшей Прокофьевым, который предложил сделать презентацию в Питере, в «Цоколе». Также, Екатеринбургские знакомые предложили презентовать альбом «МОТ». Вы писали о нём в 2012 году. Так, под это дело мы и решили собрать коллектив из тех, кто принимал участие в записи. И так случилось, что Сергей Смирнов, он в моих проектах играет с 1993-го года, тоже присоединился к проекту. Реанимировать старое название, я смысла не видел и, тогда Олег Румянцев накидал пару десятков вариантов названий. Вот, кстати, я склонен был назвать проект «Территория Тишины», по собственно говоря, Башлачёвской балладе, у него очень мало песен – в основном баллады. Я предложил это название, а на меня парни смотрят как на «новые ворота». Я спрашиваю, мол, чем их оно не устраивает, а они мне говорят – «так Тоша Резников (Антон Стравинский) уже так свой коллектив назвал… уже несколько лет как». Честно говоря, я всегда не очень отслеживал то, что делают другие, и тут вот «сел в лужу». Ну и ладно. Предложенные Олежей варианты были так же непонятными. И вот, как-то ночью он прислал СМС с текстом «Яблоки Борджиа» и всё – пазл сложился. Так вот и образовался проект. Сначала только для презентации пластинки собирались. А там – «коготок увяз – всей птичке пропасть». Сцена ж она, даже клубная, если честно, сродни наркотику – только попробуешь – всё. Более того, если на ней был ранее более 10 лет, то почти безвылазно затягивает на раз, потому что руки-то помнят. Начинаешь жить именно концертами, записями. Если у других людей год делится на праздники, будни и выходные, то у того, кто на сцене – года делятся концертами и записанными песнями. У актёров, кстати, точно такая же зависимость, я много с ними общался, работая в кино, спрашивал.
Как мне известно, «Борджиа» это вообще испанский дворянский род из Арагона. А что Вы подразумеваете под названием «Яблоки Борджиа»?
Тут есть два варианта ответа. Один правильный, а второй мне больше нравится. Озвучу сначала второй: Оба слова раскручены – Appleи Borgia– можно было назвать проще – Битлз, но боюсь, что старик Пол сильно обидится.
А первый: тут речь скорее о том, какими эти Борджиа были «добрыми христианами». В Русской истории такие персонажи тоже были, но об их исполнениях, кроме историков, мало кто знает. Пришлось брать вот этих персонажей, об экспериментах которых с ядами в угощениях для гостей, известно гораздо лучше.
Юрий, скоро состоится релиз нового альбома «Архи-Бар». Поделитесь с читателями, что будет его отличать от предыдущих альбомов?
Это первый полноценный альбом оркестра. Так как, всё-таки «МОТ», я записывал самостоятельно и приглашённые музыканты были именно приглашёнными, то есть делали именно то, что я от них хотел. Тут же есть именно коллективная, творческая составляющая. Песни мои, но они сыгранны так, как их видят музыканты и где-то, этот компромисс с моим видением. Но за четыре года совместной работы, мы всё-таки стали полноценным организмом, то есть разночтений практически не возникает. Бывают споры, но они приводят к тому варианту аранжировки, который устраивает всех за редким исключением. Так что, это именно то, чем является наш оркестр. Коллективный внутренний мир, если хотите, этакий социализм в отдельно взятом коллективе: когда общая цель и решение, этой общей цели, общими силами. Все это под моим чутким руководством. Конечно, работа на результат, а не на выгораживание своего «Я» - мол, посмотрите, как круто я на балалаечке играю. Если вы понимаете, о чём я говорю. Это по внутреннему наполнению, по музыке. А по оформлению физическому – то релиз представляет собой четыре варианта издания. Сразу оговорюсь, что первые три - это издания на физическом носителе интересные именно коллекционерам и людям, у которых дома или в машине приличная аудиосистема, то есть для людей ценящих именно качество звука, которое все сжатия, несмотря на рассказы производителей гаджетов, реально убивают. Я сравнивал диск и мр3 в 320 кбит на одной аудиосистеме, притом бюджетной, совершенно штатной в недорогом автомобиле PEUGEOT. Разница даже там реально колоссальная, хотя жалось профессиональными кодеками на студии где и писались. В порядке бреда поступало предложение издать ещё вариант на виниле, но тут уже извините – никакого бюджета лично у нас не хватит, под винил ещё и мастеринг надо отдельный делать, а это за пределами наших финансовых возможностей на данном этапе. Да все CDдиски так же именно напечатаны, а не нарезаны, на заводе «LazerKraft», что, разумеется, гарантирует, что информация на диске потеряется только при физическом повреждении диска, а не от количества прослушиваний и не от времени, как это случается с дисками, нарезанными в домашних условиях. Там просто совершенно другая технология – идентичная с технологией изготовления винила. Итак, первый вариант, это бюджетный диск, то есть заводской CDв бюджетной упаковке типа «открытка» для продажи только за пределами городов миллионников. Представляете, в провинции до сих пор зарплата в 15 тысяч рублей считается приличной! Так вот специально для них – 150 рублей стоит это издание, которое мы уже напечатали. Второй вариант это «бюджет» тот же заводской CD, но в диджипаке с суперобложкой. Именно такой вариант мы уже напечатали для прессы, тот самый, который у Вас есть. Для продажи напечатаем перед самой презентацией – будет стоить дороже, но в пределах разумного. Третий вариант это коллекционное издание – это книга плюс заводской CD, именно книга, с текстами, фотографиями, комиксом и прозой внутри. Вариант дорогой, но самый такой настоящий что ли… . И потом – так пока еще никто не делал ни у нас, ни на западе. Сейчас именно над нею работаем. Планировали к концу осени закончить, но процесс затягивается – сначала искали верстальщика грамотного – нашли, это Женя Даурова, она верстала последнюю книгу Тараса Трофимова (погибший несколько лет назад фронтмен группы «The Stockman»), потому в теме. Потом, оказалось, что не так-то просто найти приличную типографию, где всё сделают именно так, как свёрстано и, чтоб при этом стоимость продукта не была запредельной. Пока, кстати, не сдали в тираж. Мы продолжаем сбор предзаказов на этот вариант издания. Как только подпишем с типографией договор – прекратим сбор предзаказов и определимся с окончательной стоимостью. Ну и, разумеется, четвёртый вариант мы выложим на «Kroogi.com». Альбом в мр3 плюс книга в формате PDF. Выложим, разумеется, не для свободного скачивания. Потому что, лучшая благодарность от слушателя – это оплаченная работа. Связываться с агрегаторами типа iTunes и Google Play мы не будем – там слишком высокая комиссия за размещение. Может кого-то и устраивает оплачивать воздух агрегаторам, которые никак не занимаются продвижением альбома, а просто кладут его в копилку – нас это не устраивает. «Kroogi.com» более адекватные ребята, может потому что все они эмигранты из бывшего СССР. А те из слушателей, кто не захочет платить деньги, думаю, легко найдут весь альбом на разных полулегальных ресурсах. Бороться с такими ресурсами мы не собираемся – так как это бесполезно совершенно, да и показывает в реальности кто чего стоит. То есть, если ты считаешь, что можно всё взять на халяву и берёшь – значит, твоя стоимость, как человека, как работника, как профессионала тоже равна нулю, и потому, не стоит удивляться потом, когда тебя не ценят и не платят столько, сколько ты хочешь. Всё в этом мире очень чётко взаимосвязано, в том числе и это. Понимаете о чём я?
Да, понимаю Вас. Но перейдем к следующему вопросу. Возникали ли какие-то интересные или казусные моменты при создании альбома?
Начнём с того, что альбом мы начинали писать в Питере, на студии моего очень близкого друга Андрея Прокофьева – «DUSHA Records». Записали два трека, планировали продолжать, Андрей даже сделал предварительное сведение. Но на студии случился пожар – и всё, что было записано – накрылось «медным тазом», так же и студия Дюши прекратила существование. Наиболее известные записи этой студии это альбомы группы «Аеро План», где Дюша и басист, и «Бро-Саунд», Фёдоров там что-то записывал, если мне память не изменяет и Чистяков уже после освобождения тоже там писал что-то. В общем, очень приличная была студия, и очень досадно, что вот так всё получилось. Потом долго искали студию у себя в городе, чтоб не только оборудование было приличное, а чтоб ещё и звукорежиссёр был ушастый и грамотный. Нашли Антона Буркова. В принципе, из всех студий, где я бывал за всю свою уже не короткую жизнь, эта одна из лучших по техническому оснащению, по помещениям и главное по тому, какой человек всё делает. Потому что, вот у нас же есть студия у Александра Новикова – пересидок поющий шансон, может слышали песенку «Шансоньетка», одно время из каждого утюга играла? Так вот, у него тоже и помещение, и оборудование отличные – одно из тон-ателье Свердловской Киностудии на минуточку, но те, кто им посажен на ручках – они не могут выдать даже полуприличного продукта – даже Аркаша Северный, по-моему, звучит более живо чем то, что Новиков записывает. И потом довольно долго, практически три года, писали альбом. Не потому, что материал был не готов, просто нам же некуда торопиться – потому просто работали над каждым треком, пока не услышим, что вот именно это то, что нам нужно. Наверное, если б мы занимались только музыкой – это всё уместилось бы в более короткие сроки, но всё равно, не в месяц явно – где-то с полгода в общей сложности. В процессе записи нашли, там же у Антона на студии, виолончелиста – совершенно великолепного Дмитрия Яковлева. Теперь он с нами играет на некоторых наших концертах – так как на постоянной основе занят в оркестре, настоящем оркестре с классическими совершенно инструментами, на гастроли с нами ездить у него не получается. Потому, если кто хочет услышать нас с ним вживую – придётся специально в Екатеринбург ехать.
На мой взгляд, стиль песен в альбоме «Архи-Бар» очень легкий и душевный. С помощью какого жанра удается передать такую атмосферу?
Жанр вообще не определяем, и совершенно не важен. Для себя мы его обозначили как Pub-Rock-Blues. Просто для того, чтоб обозначить. Я не очень знаю, как формируют альбомы молодые музыканты. Мы росли на работах концептуальных, взять тех же Кинг Кримсон или Пинк Флойд, Девида Боуи, Лу Рида, Патти Смит, Дорз, где музыка и тексты плотно взаимосвязаны и порядок песен имеет некую внутреннюю драматургию, как это делается в опере, мюзикле. То есть создавать законченную внутреннюю историю для нас это совершенно естественно. И я совершенно не представляю, как можно делать как-то иначе. Не потому что я не умею, может, и не умею, кстати, но прежде всего потому, что мне это не интересно совсем. Парни, с которыми я играю, того же мнения. А альбом этот, для нас, для меня лично, это такая история некоего питейного заведения, просуществовавшего очень не долго. В помещении, где до того была репетиционная база для групп Архитектурного Института, а после студия, где, как я только недавно узнал об этом от Димы Карасюка, архивариуса Свердловского Рок-Клуба, записывался альбом Наутилуса «Разлука». Так вот, это заведение размещалось в середине 90-х и именно в этом помещении. Оно называлось «Архи-Бар» и было очень культовым местом. Хоть и просуществовало недолго. Вот о нём вся эта история. Об этом заведении, где все встречались и общались, и много чего там происходило. Эти истории рассказанные завсегдатаями «Архи-Бара», там же, за третьим столиком справа от входа. Вот как-то так мы выстраивали эти песни. Насколько это у нас получилось – я не знаю. Но честно – мы старались сохранить такую вот атмосферу очень тёплого во все времена года, небольшого заведения с грубой каменной кладкой стен, не дорогим алкоголем и простыми закусками, с очень душевной, человеческой такой атмосферой.
У коллектива планируются выступления? Где они пройдут?
Выступления всегда стоят в планах. К сожалению, Андрей Прокофьев сейчас в силу финансовых обстоятельств после пожара на студии, не может заниматься организацией концертов в Питере, но у нас тут нашёлся один человечек, мой дальний родственник, вот он сейчас на февраль или март попробует сделать у вас несколько концертов с презентацией альбома. Если у него это получится – отлично. У нас в Свердловске, конечно, будут концерты. Презентация запланирована, теперь уже точно, на 20 января 2017 года в зале Дома Писателей на Пушкинской. Сейчас ведутся переговоры с Новоуральском на зимние концерты – тоже презентацию. С Серовым, там сложнее – город не богатый совсем, но публика там просто прекрасная, с Челябинском, с Тюменью, с Ижевском, где я, кстати, родился и прожил до 11 лет, с Пермью. Всё на февраль. То есть, только выпустим все варианты диска и будем ездить, показывать всем. В общем, альбом мы практически закончили – есть повод его показывать во всех городах страны. По-моему, альбом получился. Правда, тут в машине у меня диск в магнитоле оставался и вот еду по делам, включаю и слушаю, и мысль такая – а не плохо парни играют… потом за нею следующая - так ведь это ж мы! Удивление такое самим себе. В общем, мы открыты всем предложениям от площадок страны. А все нужные контакты есть как на сайте, так и на официальных страницах в социальных сетях.
Юрий, чего бы Вы хотели пожелать своим слушателям?
Когда-то в юности я очень скептически относился к пожеланиям здоровья. Потому что здоровья в юности у большинства завались – не хватает денег, любви, признания, жилья… чего угодно, но здоровья в юности у всех навалом. Теперь, я понимаю, что для того, чтоб всё это у тебя появилось – нужно именно здоровье. Поэтому конечно здоровья и разума, чтоб его сохранить.
Слушать альбом онлайн: http://juryoschepkov.kroogi.com/ru/content/3248316-Arhi-Bar.html
Группа Вконтакте: https://vk.com/showorchestraapplesborgia
Сайт группы: http://applesborgia.ru/orchestra.html
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.