Фантазировать о несбыточном или жить совсем без мечты? Непонятно, что из этого страшнее и больнее. Наверное, всё-таки утратить надежду. Мы завязли по мочки ушей в бессилии и плохих новостях, всё чаще кажется, что слова не весят ни грамма. Слово «мечта», например, за последние годы для многих из нас уже подёрнулось неблагородной плесенью, зазвучало горько и издевательски. На этом фоне сингл «Дрим» рэп-исполнительницы Callmeana стал чем-то свежим и живым, неприветливо откровенным, но очень важным.
«Дрим» — это, вопреки переводу, реальность. Жизнь, в которой через телевизионную рябь пробиваются восковые фигуры в отглаженных пиджачках, и, ни на слово не отходя от методички, делят мир на чёрное и белое. Жизнь, в которой деньги – это главный аргумент. Жизнь, в которой мы теряем ориентиры, теряем себя, теряем способность мечтать. Жизнь, которая, кажется, уже никогда не изменится.
Музыка, тесно переплетаясь с поэзией, подчёркивает важность каждого слова. Образы, лица, цвета и звуки создают вселенную, в которую хочется погрузиться хотя бы на несколько минут, убедить себя в том, что это не сказка, а вполне осуществимый прогноз.
Автор трека Callmeana, она же Ана Колесникова, — клинический психолог. Она словно ставит диагноз обществу, но помещает «больных» не в бледно-зелёную палату реабилитационного центра, а в лучшую действительность. Она переносит нас туда, где яркое солнце освещает красивые города, где по идеальным дорогам неторопливо едут электрокары, где смеются дети, а алкоголики обустраивают сад. В этом новом мире по утрам люди просыпаются, не задыхаясь от кошмара, а чтобы счастливо прожить новый день.
Картинка, талантливо нарисованная Аной, оставляет ощущение тревоги, будто через пару секунд эта идиллия прервётся рябью и помехами, приветливый сосед с винтажной лейкой забудет свой текст и грязно выругается, аромат сахарной ваты сменится едким запахом табака и перегара, солнце потускнеет и окрасится в мутно-серый. Оттого ли это, что мы разучились мечтать?
Читайте также
Мы поговорили с Аной Колесниковой о том, что влияло на её творчество, обсудили с ней арт-терапию, гражданское искусство и узнали о прототипах персонажей трека «Дрим».
— Ваш новый трек, пусть и не в самом привычном ключе, посвящённый любви к Родине, называется «Дрим», а не «Мечта», почему?
— Была зима, печаль в новостях. Чтобы согреться и как-то взбодриться, я слушала речь I have a dream Мартина Лютера Кинга. Она такая горячая и добрая, а мне было так холодно и зло, что разницей температур меня только дополнительно стрессануло. Я рассердилась на всех своих любимых проповедников, сидела в одеяле и думала: хорошо было Мартину на берегу Миссисипи бороться за права чернокожих. Хорошо было Махатме ненасильственно сопротивляться на побережье Индийского океана. Приятно читать оппозиционные лекции, если сидишь в сандаликах на холме над Галилейским морем. Потом втащила ноутбук под одеяло и взялась за песню. Назвала «Дрим» в честь речи Мартина Лютера Кинга — вот у кого и текст, и подача.
— Как на создание сингла повлияла ваша профессия клинического психолога?
— Моя первая серьёзная работа — психолог в психбольнице спецтипа с интенсивным наблюдением. Это один из восьми российских стационаров, где принудительно лечат людей, по невменяемости совершивших что-то особо опасное. С виду клиника мрачновата, но, если пройти три кордона — чисто рай. В одной палате играют на гитарах, во второй занимаются гимнастикой, в третьей батюшка кадилом машет, в четвертой — цветы, рыбки и мольберты. Лекарства последнего поколения, психотерапия всех видов. Я в этой больнице открыла арт-центр — целый корпус, в котором для творчества было примерно все: от гончарных печей до театральных ширм. Доктора называли наш реабилитационный блок санаторием для убийц. Говорили, что в тюрьме через дорогу совсем не так празднично. Мне хотелось всех, кто сидит, положить в нашу чудо-больницу. Всех, кто убивает, насилует, ворует и грабит, отпсихотерапевтировать. Я тогда писала диссертацию и свято верила в психотерапию. И сейчас считаю, что многих бед удалось бы избежать, если бы люди вовремя лечили головы. В сингле про это есть: тех, кто «на тайное Монако назавхозил — арки, горки, порки, пытки на ковре из гуанако», мы сначала пытаемся вылечить. Только когда помочь не получается — криоконсервируем до лучших научных времен.
Источник: Официальное сообщество Callmeana ВКонтакте
— В чем заключается арт-терапия и можно ли назвать «Дрим» терапевтическим треком?
— Главная цель арт-терапии — гармонизация психического состояния посредством творчества. Мое состояние в ходе создания трека «Дрим» гармонизировалось, следовательно «Дрим» — терапевтический трек. Когда кому-то при прослушивании «Дрим» или при просмотре нашего с Иваном Бортниковым клипа становится легче, это уже групповая терапия. Кроме шуток, для меня любое творчество — арт-терапия. При поступлении в театральную академию меня спросили: «Чем займётесь по окончании?» Я: «Буду ставить спектакли с маньяками, чтобы поменьше маньячили». Мне: «Это утилитарное отношение к искусству!» Я бы даже сузила: медицинское. Если искусство не лечит — в утиль такое искусство.
— Текст очень ярок и натуралистичен, расскажите, как он создавался? Что вас вдохновило?
— Моя муза — сосед Саша. Он много и буйно пьёт под телевизор, переживает по поводу геополитической нестабильности и активно обсуждает новости со своей подругой. Если их мнения кардинально расходятся — Саша выбрасывает подругу из окна. Благо первый этаж, она быстро возвращается к круглому столу. Сашин стиль жизни вдохновил меня на создание вот уже нескольких текстов. А теперь Сашу еще и сыграл режиссёр Иван Бортников. В клипе сосед, избавленный от алкоголизма, поливает цветы из лейки. Всё хочу сообщить дебоширу Саше, что он вошёл в анналы, но все никак не застану его трезвым.
— Каких рэп-исполнителей вы слушаете? Влияет ли их творчество на ваше?
— Слушаю многих, вдохновляюсь теми, кто не боится говорить о себе, показаться странным, больным или смешным, радикальным, меркантильным, каким-то не таким. Например, британский рэпер Ren называет себя sick boy и читает о своем аутоиммунном заболевании, сидя в кресле-каталке в операционной сорочке. Как-то раз запостила такой его клип, в комментариях: «Это спекуляция, манипуляция и провокация!» А я читаю такое как: «У меня ксенофобия, творчествофобия и шаткая идентичность». Или шведский клауд-рэпер Yung Lean, который не стесняется рассказывать о своей биполярке. Как человека с биполярным расстройством меня фильм о нем в своё время поддержал. Нравится любая смелость быть собой. Недавно один музыкальный критик сравнил мой трек lam с творчеством Нины Потехиной, о которой я не знала, но очень рада, что узнала. Она читает сибирский панк-рэп и кажется мне очень трушной.
Автор: Анна Ожигова
— «Дрим» — это больше про искусство или про гражданскую позицию? И вообще, как вы считаете, честно ли сейчас творить в отрыве от событий в стране и мире?
— «Дрим» — это сказка про справедливость. В следующем треке не будет никакой гражданской позиции — он про расставание после девяти лет отношений. Это расставание на мне сказалось ничуть не меньше, чем все события в стране и мире. Думаю, песня получилась очень честной.
— Если ваша мечта все-таки осуществится, то о чем вы будете писать песни?
— О природе! Когда буду старой и очень мудрой, запишу альбом, где треки будут называться «Вишневый сад танцует под майским дождем», «Тридцать шесть видов на реку Клязьму» и «Девушка с волосами цвета конопли». Это будет как у Дебюсси, только рэп.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!