Новосибирская рок-группа Hale de Mars выпустила дебютный EP «Апрель». Релиз мини-альбома состоялся 1 ноября.
Hale de Mars, или, с французского, «ветер марта» – сухой северо-восточный горный ветер. И Hale de Mars – молодая команда, играющая на стыке прогрессив, арт-рока и поп-рока. Стык этот, надо сказать, совершенно неосязаемый. Многослойность, утонченность и сложность музыкальных форм прогрессив-рока сливается с ненавязчивой, слегка наивной романтичностью поп-музыки – сливается гармонично, без мешанины, присущей многим коллективам, задумавшим играть эклектику. В самый раз для названия.
И, казалось бы, Hale de Mars не предлагают ничего принципиально нового в плане композиции – интересно, нетривиально, но так играют не только они. Не претендуют на откровение с точки зрения стихов – со вкусом, с идеей, но так пишут не только они. Не предлагают, не претендуют, но при этом всё равно остаются оригинальными и, что уж тут говорить, цепляющими.
Что касается звука, едва ли ребята из Новосиба ставили себе целью посрамить матерых представителей сцены, но одно у них получилось точно – Hale de Mars показали, что DIY-группа может звучать как минимум не хуже. Нет, правда: команд, которые пишутся сами, без участия штата звукачей, без дорогих студий и топовой аппаратуры - неисчислимое количество. Команд, которые способны выдать без всего этого достойный звук – единицы.
Конечно, это выбор каждого независимого музыканта – можно записаться в линию, не утруждая себя адекватным сведением, а потом заявить, мол, мы андеграунд, тут так заведено, и вообще в 80-х все так звучали. Кто-нибудь поведется. А можно заморочиться и показать, что звучать как радиоприемник «Юность» в 2017 году совершенно необязательно.
По случаю выхода мини-альбома «Апрель» портал «Субкультура» поговорил с Hale de Mars о свежем EP, музыке в Новосибирске и хорошем вкусе.
– Почему EP получил такое название?
Дарья Шахова, лидер группы: Все эти песни были сочинены преимущественно весной, - это время года очень меня вдохновляет. Кроме того, когда я их писала, я была влюблена, а любовь и весна всегда ходят рядом. Апрель - месяц новых надежд, новой любви, и самых прекрасных ожиданий.
Сергей Гусельников, гитарист: Название отображает основное настроение всех треков, включенных в ЕР. Они нежные, лиричные и светлые, что в общем-то вполне соответствует по ощущениям началу весны, когда тает снег и все расцветает, преобладает чувство ожидания тепла и лета. Это та самая линия, которая объединяет все треки. Поэтому «Апрель».
Артем Троицкий, басист: Да, группа «Ветер Марта» выпускает в ноябре EP «Апрель». Сами долго смеялись над этим. Но именно это слово лучше всего характеризует общее настроение композиций: зима заканчивается, уходят холода, тает снег, природа оживает, обновляется, и вместе с весной приходят и новые надежды. Лето ещё не началось, счастье ещё не наступило. Но они не за горами. «Апрель».
– У вас отличный продакшн. Насколько трудоемким вышел процесс создания миньона?
Дарья: Спасибо! Этот альбом - наш первый опыт полноценной самостоятельной работы от и до. Все записывалось на нашей домашней мини-студии, с помощью лоджика и звуковой карты. Вокал записывали дома у нашего хорошего друга, который имеет большой опыт в записи вокала. После чего мы сидели и самостоятельно сводили треки, основываясь на своих предпочтениях - чтобы это звучало атмосферно, чтобы все было на своих местах, и вызывало схожие впечатления с записями фирмачей. Конечно, это было непросто, но для первого раза, я считаю, получилось весьма неплохо, пусть мы и не до конца удовлетворены конечным результатом. На нашем следующем релизе мы будем совершенствоваться и стараться еще больше.
Артем: Не сказать, что особо трудоёмким, но долгим. Не смотря на то, что большинство партий было давным-давно придумано и проверено, что называется, временем, а приятные аранжировачные мелочи окончательно созрели в голове ещё до начала записи, выделить время на запись не так уж и просто. У всех своя жизнь – работы, семьи, другие музыкальные проекты в конце концов, и подгадать момент порой оказывается невозможным. От слова совсем. Помучались на этапе сведения, потому что в домашних условиях без серьёзного студийного оборудования вывести звук, чтобы он звучал на любой аппаратуре приемлемо, очень сложно. Но в целом процесс записи прошёл легко и непринуждённо.
– А что с лонгплеем? Он уже готовится, или вы пока не добрались до него?
Дарья: Лонгплей готовится, у нас уже отрепетированы новые песни, которые мы в скором времени начнем записывать. Они будут более взрослыми и продуманными в плане текстов. По крайней мере я очень сильно ощущаю рост и себя как автора, и группы в целом. Это касается и структуры, и аранжировок. Мы специально отделили старое от нового, записав более ранние опусы в отдельный EP, так как они отличаются от новых как настроением, так и жанрово. Новый альбом планируется на следующий год.
Сергей: Планируем в самом ближайшем будущем. Треки уже фактически готовы, и мы уже скоро начнем подготовку к записи. Надеюсь, что в следующем году его зарелизим.
– В материале о вашем EP на ресурсе ZuZu, к которому, как я понимаю, вы имеете непосредственное отношение, есть любопытная ремарка о том, что записать такую пластинку в Новосибирске – практически подвиг. Можете рассказать нашим читателям, с какими проблемами в самореализации сталкиваются ваши музыканты?
Сергей: Новосибирск, несмотря на то, что является самым крупным городом в восточной части России, не обладает хорошо развитой индустрией шоу-бизнеса. Есть какие-то разрозненные группы людей, которые занимаются какими-либо сферами искусства, но объединяющей силы, и какой-то, скажем так, среды для реализации своих творений нету. Проблема эта довольно глобальная, и характерная для всех городов России, кроме Мск и Питера. Отсутствие качественных студий, хорошо оборудованных площадок, поддержки СМИ. Я вот про это говорю. Но в целом это на самом деле не проблема, а просто данность, которую музыканты должны преодолевать.
Артем: В рок-музыке кризис. А славный Новосибирск ещё и находится у чёрта на куличиках. До нас редко доезжают зарубежные группы, зато на Стаса Михайлова со всякими отечественными попсовиками можно сходить по несколько раз в год. Плюс ко всему извечная массовка любой музыки - несовершеннолетняя молодёжь - даже если и слушает околороковую музыку, то вряд ли пойдёт на лично твой концерт в какой-нибудь бар, где им разумеется не нальют, а других площадок и нет. В итоге наша музыка – это очень дорогое и трудоёмкое хобби, которое практические негде и не для кого играть.
– Как вы сами преодолеваете все эти препятствия?
Сергей: В наше время любой музыкант обязан разбираться во всех аспектах своей деятельности – как записать свою музыку, как донести ее до слушателя, где и как организовать концерт, тур, как собрать на него людей. Это все необходимые вещи. Нет места, где выступить - найди сам, арендуй оборудование и собери людей. Нет студий, где все устраивает - собери свою, разберись как записать и записывай. Как-то так это работает.
– Если играть в Сибири действительно трудно, то что заставляет вас продолжать?
Дарья: Как бы ни было сложно - когда тебе помогают друзья, когда есть сильное желание сделать то, чего не можешь не делать - это помогает преодолевать любые преграды. Самое главное – не переставать гореть своим делом, и очень хотеть воплотить свои идеи в жизнь максимально красиво и качественно, независимо от того, где ты находишься.
Сергей: Вот вы говорите: «Что заставляет играть?». А это на самом деле самый важный вопрос. Внутренняя мотивация для искусства у людей творческих должна быть врожденная, мне кажется. Есть какая-то потребность в том, чтобы создавать музыку, делать ее именно такой какой видишь ее ты. Тяга к творчеству и искусству – она не может чем-то мотивироваться, она просто есть, и ты ее реализуешь. Если ты можешь не заниматься музыкой, то лучше не заниматься. Если же не можешь, то тут уже ничего не поделать.
Артем: Продолжаем мы просто потому что нам нравится сам процесс созидания, акт творения. Искусство из ничего. Искусство ради самореализации, ради саморазвития.
– Там же, на ZuZu, в «похожие группы» попали британцы The Pineapple Thief, с чем я вполне себе согласен. А можете выделить какие-то команды, которые повлияли на вас больше всего?
Дарья: Я никогда особо не задумываюсь о том, кто насколько сильно повлиял на наше творчество. Наверное вся музыка, которую мы любим и слушаем, в какой-то степени оказывает влияние на наши вкусы и музыкальные взгляды. Конкретно меня, например, очень вдохновляют как прогрессивные группы, которые не боятся экспериментировать, так и простая музыка, которая проста для восприятия, но в ней очень многое заложено. Я более всего ценю красивые, трогательные мелодии. Мелодия, по моему мнению, составляет то самое зерно, из которого произрастает всё остальное. Соответственно, я всегда вдохновлялась мелодистами, такими как Стивен Уилсон, например. Безусловно также повлияло мое музыкальное образование - тонны прослушанной и сыгранной классики не могут не оставить свой след. У нас все ребята в группе любят прог, всегда любят сделать посложнее, поугарнее. И мне, несмотря на иногда консервативные взгляды, очень нравится это. Видимо так и получается у нас сочетание простого и сложного.
Сергей: Сложно так сразу выделить каких-то именно вдохновителей. В разное время разные музыканты оказывают определенное влияние. Но если говорить о персоналиях, то пусть это будут Massive Attack, Steven Wilson, Рахманинов, Mogwai, Opeth и Archive.
Артем: Мы не стараемся равняться на кого-то конкретного, и в целом стремимся двигаться в том направлении, в которое ведёт нас наша музыка. В большей степени влияние других музыкантов распространяется не на группу в целом, а на каждого из участников в частности. Мы внутри коллектива на удивление редко сходимся в музыкальных вкусах. И это хорошо. Это позволяет делать нам что-то новое для группы - на стыке разных и зачастую противоречивых идей каждого из нас.
– Что бы вы сами подумали, если бы узнали, что кто-то включил вас в такой список «групп, которые повлияли»?
Сергей: Я бы подумал, что это довольно круто, и у этих ребят определенно хороший вкус!
Артем: Разумеется, нам было бы очень приятно. Здорово сознавать, что ваша музыка была не просто благосклонно принята случайным слушателями, а действительно отложилась в чьей-то душе, повлияв на чьё-то чувство прекрасного. К этому мы и стремимся, пусть и зачастую бессознательно.
– Как бы, по-вашему, изменилась жизнь Hale De Mars, если бы группу подписал какой-нибудь лейбл? Хотелось бы вам этого?
Дарья: Если честно, я не знаю. Лейблы – это довольно противоречивое явление в наше время. Нет, я бы конечно обрадовалась, но тут зависело бы напрямую от того, что именно нам готовы предложить.
Сергей: Скорее всего не особо бы изменилась, лейблы в наше время по сути занимаются только дистрибуцией музыки. Если бы какой-то мейджор-лейбл на это подписался и предложил помощь в промоушене, то вероятно было бы все просто прекрасно.
Артем: Лейбл – это не только деньги и возможности. Это ещё и обязательства, причём зачастую не самые приятные. Думаю, мы все это прекрасно понимаем. Так что если такое произойдёт, мы будем тщательно взвешивать все за и против. Даже любимое дело, которым для нас является музыка, может разочаровать, если превратить его в зарабатывание денег.
– А что вы думаете об участии в каких-нибудь фестивалях-конкурсах вроде Revolution или Emergenza?
Сергей: Очень негативно к таким вещам отношусь. К любым музыкальным конкурсам и тому подобным вещам. В первую очередь, потому что музыка - это искусство. Это не спорт, здесь не должно быть соревновательного элемента. Музыка – это творчество в чистом виде, тебе не надо кому-то что-то доказывать, ты просто создаешь искусство. Что касается непосредственно Revolution или Emergenza - я не знаю ни одной команды, которая что-то хорошее приобрела бы после этих мероприятий.
Артем: К таким вещам не стоит относиться слишком серьёзно. Как промоушн – это хорошо, как соревнование – бессмысленно. Да, вы можете оценить качество исполнения, подачу, но оценить группу в целом практически невозможно, слишком много нюансов. А как их сравнивать? Просто основываясь на своём вкусе? Но ведь оценка должна быть объективна! А теперь представьте, что вы говорите о целом мероприятии, которое строится на вкусовщине.
Дарья: В общем, тут мы все солидарны.
– Дарья, вы занимаетесь сразу двумя проектами, а у Сергея есть другая группа. Как это влияет на Hale De Mars? Не возникает ощущения, что вы разрываетесь между всем этим?
Дарья: Иногда ощущается нехватка сил и времени на то чтобы вести все дела равномерно, но в целом не могу сказать, что одно мешает другому. В одном проекте реализуешь себя в одном амплуа и жанре, в другом проекте ты другой. И это интересно, это развивает тебя как музыканта со всех сторон.
Сергей: Нет, такого ощущения нет. В каждом проекте реализуются разные идеи, поэтому в творческом плане они не пересекаются, и время находится и для одного, и для другого. Вопрос только в последовательном планировании времени.
Артем: На самом деле отдельные проекты есть у каждого из участников коллектива. Это не создаёт никаких проблем, разве что порой приходится корректировать даты репетиций или концертов. В конечном счёте, сторонний проект позволяет реализовать те идеи, которые не удаётся уместить в рамках Hale de Mars. Мы ведь творческие ребята. Каждый из нас.
– Дарья, вы говорили, что ваш сайд-прокет The Owl - некая отдушина, и музыкантов в эту команду вы взяли для того, чтобы они помогли вам реализовать ваши идеи. А каким образом возникла группа Hale De Mars? И насколько это авторитарный проект?
Дарья: Группа всегда была для меня основным занятием, потому что песни я начала писать раньше, чем инструментальную музыку. Я всегда рассматриваю все идеи, которые поступают на репетициях, и мы пробуем новое. Иногда я спорю, отстаивая свою точку зрения, иногда безоговорочно что-то отсекаю. Порой доходит до горячих споров на репетициях, но чаще всё же прислушиваюсь, стараясь отступиться от своего видения, и благодаря ребятам начинаю мыслить шире. В их идеях зачастую есть то классное, чего нет у меня, до чего я бы например додумалась только спустя еще несколько лет. Так что, все участники группы вкладываются в общее дело поровну, и каждый из музыкантов вносит неоценимый вклад в результат, за что я очень им благодарна. Без Сережи, Вали и Артема я бы не справилась.
– Музыка The Owl и музыка Hale De Mars - очень разные истории. Сейчас, оглядываясь на опыт и там, и там, что вам кажется более близким?
Дарья: Был момент, когда я чувствовала, что the owl – это именно то, к чему я всегда шла как автор музыки. Этот проект получает больше фидбэков от слушателей, очень многим нравится. Но все-таки со временем я пришла к тому, что мне в равной степени нужна как сольная работа, когда я полностью пишу все сама, так и работа в коллективе. Потому что я чаще всего могу примерно предположить, что у меня получится у одной, а что у нас получится с группой - всегда сюрприз. Это очень расширяет горизонты. К тому же, мне очень нравится петь. Песни – это очень личное и ценное для меня. И играть рок с пацанами в гараже - бесценно. Это как минимум угарно, и как максимум это развивает и дарит какое-то иное, другое удовольствие от самого процесса. Сравните сами - the owl я пишу одна на полу на кухне в полной тишине, а Hale De Mars – это кропотливая работа четырех разных умов в режиме реального времени. И это громко.
– Стоит ли ожидать, что Hale De Mars будет экспериментировать с жанрами в будущем, или вы уже окончательно нашли свой звук?
Дарья: Судя по тому, как мы развиваемся, я думаю, что впереди еще много нового и неожиданного. Учитывая, что мы сами постоянно меняемся, узнаем и пробуем новое. А в плане именно звука - я дума что мы близки к своему идеалу.
Сергей: В принципе, можно сказать, что свой звук мы нащупали, и сейчас его планируем полноценно реализовать. Следующий релиз будет отличаться по звучанию от текущего, но все же будет в определенных уже осознанных рамках. Эксперименты со звучанием в любом случае будут, потому что любые жанры имеют свои достоинства, которые всегда интересно использовать.
Артем: Само собой. Творческий путь – это путь развития. Мы экспериментируем со звуком и жанрами сейчас, и будем делать это и впредь. Хотя мы уже поняли, как нам нравится звучать.
– Какое желание загадала бы группа Hale De Mars, если бы оказалась на месте лирической героини из соответствующей песни?
Сергей: Чтобы люди стали умнее и добрее.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!