Maria Majazz — петербургская инди-группа, которая совсем недавно представила свой новый полноформатный альбом «Витражи». В концептуальную пластинку вошло восемь новых треков, за каждым из которых – свой особенный образ.
«8 песен — 8 витражей. Каждая песня – образ, который преломляется в витражах музыкальных фантазий. Я называю их #песникартины, а на концертах иногда говорю, что послушать нашу музыку – это отправиться в путешествие», – описывает альбом вокалистка Maria Majazz Мария Семенова.
«Портал Субкультура» поговорил с Марией о «Витражах», кинематографической музыке, путешествиях и литературе.
— Я не раз слышал, что выпустить второй альбом гораздо сложнее, чем первый. Над первым можно работать долго, никто может и не знать, когда он начал писаться. Второго уже ждут. Это давит, висит эдаким Дамокловым мечом. Как было в вашем случае?
— В нашем случае никакой Дамоклов меч над нами не висел. Все было вовремя, в радость и в кайф. Песни во втором альбоме сложились точно ко времени, большинство из них было проверено временем на концертах и фестивалях. Запись состоялась тогда, когда я ее запланировала. Пожалуй, сведение и мастеринг действительно несколько выбились из сроков, но в конечном итоге на презентации альбома мы уже имели на руках напечатанные диски, а официальный релиз на всех площадках состоялся еще через две недели.
— Лонгплей несколько отличается по звучанию от вашего дебютного релиза – ЕP «Maria Majazz». Стало меньше экспериментов, музыка стала более привычной, что ли. Но не менее красивой! Почему вы отказались от довольно нестандартной музыки с «Maria Majazz» в «Витражах»?
— Нестандартность дебютного релиза базировалась на экспериментах с необычными музыкальными инструментами, смелом обращении с формой и длиной композиций. В том или ином виде это перешло в «Витражи». Просто более четко оформилось, в единой концепции, с более роковым звучанием. Хотя и в новом альбоме мы экспериментировали. Например, альбом завершается песней «Талисман», которая по саунду тяготеет к другому стилю.
— Вы говорили, что использовали в аранжировках приемы кинематографической музыки. Какие это приемы?
— Более кинематографичным все же был первый релиз, однако «Витражи» – это картины. Почти в каждой песне есть мастер-кадр как в кино, во вступлении. Это создание настроения и атмосферы через музыку. Есть средние и крупные планы. В средних планах – сам сюжет картины, а детали и крупные кадры выделены с помощью соло, ритмических перебивок, динамических акцентов. Мы используем детализацию в музыке для обозначения эмоций, для их усиления, подчеркивания, когда идея выдвигается на первый план.
— В трех тезисах: почему человеку важно путешествовать?
— 1) Познать себя через окружающих мир. Расширить горизонт, свои собственные границы. Обогатиться культурно и духовно, создать новые нейронные связи.
2) Взглянуть на мир под непривычным углом, познакомиться с другими народами, культурами.
3) Проще взглянуть на то, что кажется нам сложным в собственной жизни. Разрешить какие-то внутренние конфликты и противоречия.
— Как много вы путешествовали сами?
— Достаточно много, но всегда хочется больше. И очень радостно, что еще столько неизвестного в мире, столько непосещенных мест, стран, городов.
— Самое удивительное впечатление, которое вы получили, путешествуя? Можно ли сопоставить его с самым сильным впечатлением, которое вы получили, слушая музыку? Есть пример?
— Каждая поездка несет что-то удивительное. Я многое транслирую в музыке. Так, красный песок пустыни в Дубаи, впечатления от пустыни, от медитативнгого пересыпания песка отразились в песне «Пустыня». Бывают природные явления, которые лишают слов и мыслей. Стоишь и смотришь в немом восторге на водопад посреди норвежских фьордов или на величие древнего здания, построенного еще до нашей эры. Так бывает и с музыкой, когда она буквально «оглушает» своей красотой.
— В альбоме есть аллюзии на творчество поэтов и писателей. Их довольно трудно обнаружить, если не быть знакомым с работами творцов, к которым вы обратились. Вы сами много читаете?
— Литература – моя вторая любовь после музыки. Мне кажется, я могла бы работать в библиотеке. Стараюсь читать много, но время – бесценный ресурс, которого всегда не хватает. Думаю, что знающие Набокова, Пастернака и Лорку, смогут найти эти реминисценции в текстах. А любители музыки найдут отсылки к конкретным музыкальным группам и исполнителям.
— Можете назвать книги, которые на вас особенно повлияли? В которые вы влюбились?
— Таких очень много. Сходу могу назвать «Дар» Набокова. Из современников – книги Дины Рубиной. Большим открытием стала для меня Гузель Яхина.
— Как воспитать в себе любовь к чтению в век переизбытка информации и мемов?
— Ежедневно, методично и главное – с любовью. Чтение гораздо круче мемов и развлекательных текстов. Если книга интересная, то можно утонуть в ней на долгие часы уже с первых страниц. А работа собственной фантазии не сравнима ни с каким клипартом.
— Группа существует уже пять лет, верно? И за эти годы вы представили один EP и вот один лонгплей. Как молодая группа может так долго существовать без относительно регулярных релизов? Как вы считаете, что держит интерес к вам слушателей, в чьи плейлисты ежедневно попадает несколько новых альбомов от самых разных исполнителей?
— Лучше спросить об этом у самих слушателей. Индивидуальность. В текстах, в музыке, в аранжировках. Не массовость. Фантазия. Атмосфера.
— Кстати, а есть ли среди вашей аудитории фанаты, которые с вами все эти годы? Вы знакомы с кем-то? Как выстраивается ваша коммуникация с аудиторией?
— Да, есть многолетние поклонники. Со многими я знакома, с некоторыми мы стали друзьями. Всегда очень рада видеть знакомые лица на концертах и всегда выхожу из гримерки пообщаться после каждого концерта. В соцсетях в основном общаюсь в своем аккаунте в инстаграме, на страницах VK или Facebook.
— «Витражи» записаны при поддержке ваших фанатов – краудфандинговый проект оказался успешным. Честно, вы ожидали этого? Такая поддержка дает ощущение еще большей близости с аудиторией?
— Я не питала иллюзий и не испытывала больших надежд, но ожидания у меня были, иначе бы я не затеяла этот проект. И огромное спасибо всем знакомым и незнакомым, кто поддержал наш краудфандинг. Когда за два месяца набирается нужная сумма, причем акционеры – со всего мира, то понимаешь, что твоя музыка нужна и важна всем тем, кто написал, как сильно ждет альбом, ту или иную песню.
— Вы много выступаете, в том числе за рубежом. Где понравилось играть больше всего?
— Мы выступаем не так много, как хотелось бы. Больше всего на данный момент нравится играть дома. Потому что публика в родном городе – особенная. Петербуржцы всегда более требовательны, но обмен энергией на домашних концертах прекрасен!
— А самое необычное место, где вы играли?
— Крыша отеля в Греции, на острове Родос. Был сентябрь, конец сезона. К вечеру поднялся ветер, еще теплый, но уже очень сильный. Он срывал ноты, пюпитры, микрофонную стойку, сам врывался в музыку, заставляя звучать тарелки или чаймз (самозвучащий ударный музыкальный инструмент, родственный традиционным азиатским ветряным колокольчикам – прим.ред.). Зато вдалеке на линии горизонта медитативно поблескивали огоньки кораблей – как знаки спокойствия посреди хаоса.
— Может быть об этом и рано говорить, но вы уже задумывались о следующем релизе? Что бы вы хотели выпустить в следующий раз?
— Еще во время работы над «Витражами» я стала подумывать о записи акустического альбома. С большим широким дыханием. Возможно, с более спокойными композициями. Посмотрим.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!