В 2020 году группа 4етвёртый Ветер решила выпускать треки из своего второго альбома «Пелагиаль» в формате сериала. О том, как это будет осуществляться, о стиле группы и планах на будущее «Субкультуре» рассказал участник группы Павел Ⅳ.
— Что означает название вашей группы?
— 4етвёртый Ветер – уже не название. Со временем оно наполнилось для нас глубоким смыслом и стало нашим именем, с тех пор мы больше не ставим кавычки. Теперь это очень личное, родное. Однажды мы просто придумали звучное и уникальное словосочетание, даже не представляя, сколько групп уже используют числительные. Сейчас имя отражает нашу стилистику: мы сочинили легенду о смешении трёх музыкальных основ в четвёртую, эклектичную. Не буду сейчас её пересказывать, легенду можно прочитать на любой нашей страничке в интернете.
— Тогда давайте поговорим о возникновении группы, с чего всё началось?
— Это довольно тривиальная история, прямо как в Чижовской песне «Вечная молодость». Я вырос в Саратове, и началось всё именно там. Ещё в школе мы с друзьями собрали группу, репетировали в актовом зале на аппаратуре местного ансамбля. Не знаю, возникают ли сейчас так новые коллективы, но я рад, что по крайней мере мы прошли этот путь: как в кино про наивных мечтателей, которые в конце станут рок-звёздами. Наш бас-гитарист Алексей Геранин с нами с самого первого дня, мы учились в одном классе. Остальные музыканты, конечно, неоднократно поменялись за все эти годы, но можно сказать, фундамент 4етвёртого Ветра был заложен ещё тогда. Позже, будучи уже студентами, мы набирались опыта, постоянно выступая в клубах нашего города, стали выезжать в другие города с концертами. В общем, дело пошло.
— И тогда вы переехали в Санкт-Петербург?
— Не совсем. Сначала мы решили, что пришла пора записать дебютный альбом. У нас появилась возможность сделать это в Питере. Мы идеализировали этот город, восхищались его аурой, как и все молодые творческие личности, наверное. Лоно российского искусства – как тут не воспользоваться возможностью. Поехали, жили прямо на студии звукозаписи, ночевали в подсобке, питались «Дошираками» и целый месяц круглые сутки писали как одержимые. Так появилось «Предисловие», наш первый диск. Кстати, издали мы альбом тоже в Питере, но концерт-презентация был в Саратове, конечно. Перебрались в Петербург мы позже, в 2013-м.
— Чем «Предисловие» стало для группы – пробой пера или трамплином к успеху?
— После выхода альбома мы однозначно не проснулись знаменитыми, по сути для нас мало что изменилось. Я тогда простодушно надеялся, что стоит лишь записать отличные песни – и народная молва сделает своё дело, альбом сам себя распространит, и от заманчивых предложений отбоя не будет. Вышло, конечно, совсем иначе.
— Почему так сложилось? Альбом оказался недостаточно хорош? Или причина в чём-то ещё?
— Песни на нашем дебютном диске, конечно, наивные и порой довольно детские, но среди них есть несколько действительно удачных. Я очень горжусь, что первый же наш альбом получился целостным: звучание, оформление, эмоциональная составляющая, даже название – всё объединено общей концепцией, всё качественно и профессионально, как у фирмачей. Но мы совсем не занимались продвижением диска, поэтому о «Предисловии» узнало слишком мало людей.
— Вы принципиально не хотели рекламировать этот альбом?
— Мы просто были бедными студентами. Запись и издание диска загнали нас на какое-то время в долги, поэтому ни про какое продвижение или рекламу и речи быть не могло. Конечно, попытались предложить этот материал радиостанциям, СМИ, различным музыкальным порталам, но мало что из этого получилось ввиду отсутствия рекламных бюджетов.
— Прямо сейчас вы издаёте второй диск с необычным названием «Пелагиаль». Расскажите о нём.
— Очень удачное название, на мой взгляд. И красивое, и со смыслом. Как-то раз в книжном магазине я взял с полки словарь, открыл его на произвольной странице и увидел это слово. Тогда я был школьником, любил читать фэнтези, и меня восхитил его ассонанс – будто из какого-нибудь эльфийского языка. Я запомнил это слово и долгие годы хотел использовать его в песне или в стихах, например, но как-то не было случая. И мы поняли, что это идеальное название для второго альбома. Если первый диск был неким «Предисловием» к нашему творчеству, то второй куда глубже и шире – совсем как пелагическая зона океана.
— Что это за зона?
Читайте также
— На греческом это значит «открытое море». Имеется в виду толща воды посередине между поверхностью и дном.
— Будет ли морская тематика отражена в треках?
— Нет, песен в духе «кто проживает на дне океана», конечно, не планируется: мы не любим заурядного иллюстрирования. К примеру, когда сюжет клипа или видеоряд прямо отображает песню, это всегда выглядит глупо и бездарно. Хороший клип должен рассказывать свою собственную историю, связанную с песней лишь на уровне общих смыслов. Также дело обстоит и с названиями альбомов, их оформлением и прочими сопутствующими материалами.
— У альбома «Пелагиаль» необычный формат «сериала»: треки, входящие в его состав, выходят по одному, раз в месяц. На данный момент было выпущено уже две песни. Как и с какой целью вы приняли такое решение?
— Сейчас многие известные исполнители вместо того, чтобы выпустить номерной лонг-плей, предпочитают издать сингл и максимально вложиться в его раскрутку. Так можно чаще напоминать о себе, оставаться на слуху. С точки зрения маркетинга они, конечно, правы, но я хотел бы делать идейно целостную, концептуальную программу, а не заливать в интернет набор ничем не связанных между собой треков. Поэтому мы и выбрали компромиссный вариант. «Пелагиаль» – логически полноценная пластинка, вот только без определённой даты релиза. Песни из этого альбома будут выходить каждый месяц в течение всего 2020 года. В январе это было «Молчание», в феврале – «Ещё одна». В марте из-за карантина выход песни «Где же ты» задержался, мы немного выбились из графика, но скоро наверстаем. Кстати, некоторые стриминговые сервисы, такие как «Netflix», выкладывают сразу весь сезон, в то же время другие заставляют зрителя ждать новую серию, подогревая интерес. И мы решили совместить плюсы альбома с преимуществами отдельных синглов. Надеюсь, наш подход принесёт «Пелагиали» известность, и эти песни будут всеми услышаны. Чтобы не вышло как с «Предисловием».
— И как успехи?
— За три месяца у нас появилось много новых слушателей, и их ряды продолжают пополняться. Думаю, всё идёт отлично!
— Вы сразу записали весь материал к альбому? Или же запись новых песен также растягивается на год?
— Некоторые партии записаны нами заранее, наперёд, а что-то мы дописываем перед релизом трека. Но все тексты, музыка, аранжировки – всё уже придумано на год вперёд и утверждено. Сейчас стало немного труднее: студии закрыты, да и сами мы сидим по домам. Но мы что-нибудь придумаем.
— Как именно самоизоляция повлияла на рабочий процесс? Можно ли использовать эту возможность себе на пользу?
— Возможно люди больше станут проводить времени в интернете, и интерес к нашим релизам повысится – кто знает. Представители концертного бизнеса несут серьёзные убытки, музыкальная индустрия рушится. Вскоре мы увидим, к каким последствиям всё это приведёт, тогда и решим, как быть дальше. Сейчас ещё рано об этом судить. Сосредоточимся пока на альбоме.
— В своей работе вы придерживаетесь позиции делать музыку, которая нравится слушателю, или ту, которая нравится вам?
— Это отличный вопрос, я и сам порой задаюсь им. Думаю, ни один из этих путей не может быть верным, и истина лежит, как всегда, где-то посередине. Если пишешь в стол, то ничуть не важно, что подумают люди, – им всё равно не предназначалось это творчество. Но если ты хочешь быть услышанным, то будь готов ориентироваться на слушателя. Мы стараемся сочинять песни, способные понравиться многим, но в первую очередь – нам самим, конечно. Нельзя терять индивидуальность в конъюнктуре.
— Вы пользуетесь самоопределением eclectic-rock. Что это за стиль музыки?
— Марианскую впадину можно заполнить музыкантами, которые «не ограничивают себя жанровыми рамками» или которых «невозможно отнести к конкретному стилю». Читаешь, как очередная группа смело экспериментирует с метаиронией ретровейва в широком диапазоне от мрачного пост-техно до индустриального переосмысления шугейза – а на деле это оказывается, к примеру, банальнейшим панком, неумело сыгранным и записанным. Я могу заблуждаться и мыслить субъективно, но мне кажется, что у 4етвёртого Ветра все песни по-настоящему разные, мы стараемся вообще никогда не повторяться. Но судить, конечно, вам. Поэтому, когда нас спрашивают о жанровой принадлежности, то надо бы отвечать так: мы играем всё, что только возможно, составом инструментов, напоминающим рок-группу. Для краткости я придумал термин eclectic-rock. Ну и чего уж рядиться, звучит он загадочно и круто.
— Тем не менее слово «rock» в нём есть, несмотря на то, что всё чаще можно услышать мнение о том, что в России этот стиль отжил своё.
— Рок сейчас переживает период стагнации, в то время как другие направления находятся на пике популярности. Но смена дискурса в наш информационный век происходит всё быстрее: завтра ситуация может в корне поменяться. Даже если золотые годы рока уже позади, то он займёт своё почётное место рядом с джазом, блюзом и другой классикой – и это уже навсегда. Вот только жаль, что потребность в живых музыкантах сходит на нет. Исполнительское мастерство человек постепенно делегирует компьютеру.
— Многим трекам вы потом делаете акустическую версию. Коснётся ли это песен из нового альбома?
— Да, мы продолжим эту традицию, и в акустической ипостаси будут представлены не только треки с «Пелагиали», но и наши старые композиции тоже. Каждую песню мы стараемся делать дуэтом с каким-либо интересным инструментом. Уже есть видео с банджо, скрипкой, луп-станцией.
— В каких городах планируете представить новый альбом?
— В Питере, в Москве, в Саратове – однозначно. А в целом мы открыты для любых предложений, побываем везде, где только сможем. Как говорится, следите за афишей вашего города. Но это позже, а сначала мы представим слушателям по крайней мере половину нашего альбома.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!