В разгар самоизоляции и пандемии постпанк группа «Ритуальные услуги» порадовала своих слушателей выходом третьего альбома «Красное не только об одном». Его уже не назовёшь «музыкой о молодости, записанной девочками-подростками» – треки из нового альбома затрагивают острые социальные темы, а песня «Тоска» и вовсе неизбежно приведёт слушателя к философским размышлениям.
О разнице московского и питерского андерграундов, феминизме без ярлыков и успокаивающих свойствах «Клуба романтики» поговорили с солистками группы Машей и Любой.
– «Ритуальные услуги» звучит мрачновато, но вы добавили «похороним ваши невзгоды». Кому пришла идея добавить такое описание и почему?
– Маша: Эта идея пришла мне. Мне сочетание «Ритуальные услуги» изначально не казалось мрачным, но мы всё-таки решили добавить фразу «похороним ваши невзгоды» – добавляет она какой-то новый оттенок в название группы.
– Чем вы занимаетесь сейчас помимо музыки?
– Люба: Я работаю на фуд-корте в «Меге».
Читайте также
– Маша: А я занимаюсь всяким творчеством (но это скорее хобби): бусики собираю, рисую акварелью в альбоме.
– Что вы слушали в юности, есть ли музыка, которая серьёзно повлияла на вас?
– Люба: Юность у меня сейчас в самом разгаре, но музыку я особо не слушаю.
– Маша: Я меломанка вообще. В восьмом классе, как и сейчас, я слушала всё, но было больше радикальных исполнителей, вроде «Металлики», «Короля и шута» (смеётся). И даже группы «The Pretty Reckless», «Sum 41», то есть совсем говнарский рок.
– Как рождаются песни: сначала бит и аранжировка или текст? Что для вас первично: музыка или стихи?
– Люба: У нас музыка часто рождается раньше, для меня она важнее стихов.
– Маша: Первична музыка, мне кажется. А песни рождаются в каком-то единстве: я что-то пишу, Люба что-то пишет, а потом мы это соединяем вместе и доделываем.
– Сейчас группа для вас – основное дело жизни, или всё-таки хобби?
– Люба: Музыка всегда будет для меня основным делом жизни. Хоть сейчас и сложно уделять ей достаточно времени, но она всегда на первом месте.
– Маша: Да, группа – это основное дело жизни сейчас, а хобби – рисовать акварелькой.
– Расскажите, как вы провели карантин?
– Маша: Весь карантин мы с друзьями тусовались, гуляли по городу. Никого не было на улицах, было прикольно, была какая-то свобода. Сейчас опять много людей везде, уже не так дышится.
– Люба: Пожалуй, карантин свёл меня с ума. Самоизоляция разрушила все нервы, сейчас я нахожусь в эмоциональной яме.
– Как дописывали альбом в новых условиях?
– Маша: Альбом дописывали спокойно: у нас есть друзья, талантливые люди, у которых есть студия. Там и писали.
– Было ли тревожное состояние во время самоизоляции? Как вы боретесь с тревожностью: пытаетесь отвлечься, заняться делами или даёте себе отдохнуть, полениться?
– Маша: Тревожного состояния не было, но была небольшая депрессуха из-за того, что нет концертов. А нет концертов – нет какого-то состояния равновесия, теряется ощущение, что всё идёт по плану и не понимаешь, чем заниматься. Когда я чувствую тревожность, я открываю самые дурацкие приложения: «Тик-Ток», «Клуб романтики». Открываю их и ухожу из реальности (смеётся).
– Маша, ты в группе на лейбле «Ionoff music» указана в контактах, ты работаешь там? Расскажи об этом лейбле: какие артисты туда попадают, есть ли общие черты у исполнителей?
– Маша: Да, я сейчас являюсь «карателем» лейбла «Ionoff music». Всё, что я считаю второсортным, приходится отсеивать, даже выгоняю ребят из лейбла. Я знаю, что это иногда может быть чересчур жестоко, но мне не стыдно – я палач. «Палач», конечно, в хорошем смысле. Это как искать несколько иголок в куче сена.
– Как сегодня можно начинать молодым ребятам, чувствующим в себе творческий запал: играть на улицах, записывать альбомы на Айфон или подходить основательнее: искать продюсеров, лейблы?
– Люба: Я не знаю, как начинать молодым ребятам. Я и сама не очень-то испытываю сейчас творческий запал, так что лучше мне что-нибудь посоветуйте.
– Маша: Играть на улице – не уверена, я не очень люблю уличных музыкантов, для меня слова «Скоро рассвет – выхода нет» уже какой-то триггер. Просто слышу на улице, и мои ушные перепонки хотят взорваться. А так, конечно, записывать альбомы на айфон, и для начала просто писать много музыки, много над ней работать и отбирать из этого множества что-то, что действительно может стать крутым. Продюсеров не надо искать, а лейблы – да, конечно, можно рассылать лейблам свои песенки. Может быть, кому-то понравится ваш репертуар, а кто-то даже захочет записать вас в хорошем качестве.
– Когда начинающий исполнитель становится полноценным музыкантом (после первого сингла/альбома, после первого концерта; может быть, в момент написания первой песни)?
– Маша: Мне кажется, нельзя так разделять: полноценный-неполноценный. Даже начинающий музыкант занимается творчеством, пишет музыку, значит, он уже настоящий полноценный музыкант.
– Люба: Наверное, надо найти какой-то внутренний баланс, чтобы и ощущать себя профессионалом, и являться им.
– Как вам кажется, вашу музыку можно назвать «андеграундом»? Если да, то что вы вкладываете в это понятие; если нет, то почему?
– Маша: Я думаю, что можно назвать нашу музыку андеграундом, потому что это музыка доступна для небольшой аудитории. У меня в университете есть предмет «Массовая культура». Но вообще-то это явление нихрена не исследовано: нет достойного научного анализа. Но, главное, есть понятия: массовая и элитарная культура. Вот мы себя можем отнести к элитарной культуре, к культуре не для всех.
– Есть ли отличие питерской музыкальной культуры от московской? В чём заключается эта разница, если она есть?
– Маша: Конечно, есть огромная разница. Самое серьезное отличие – в отношении к каким-то простым вещам. Москвичи часто очень радикальные, в Питере больше свободы мысли. В Москве есть определённые рамки, из которых ты не можешь выйти, потому что на тебя криво посмотрят.
– Трек «Кровавая чаша» – это стёб над феминизмом? Расскажите о вашем отношении к этому движению.
– Маша: Нет, это совсем не стёб, это абсолютно серьёзная песня. Феминизм - это круто, он нужен. Многие идеи мне близки, но радикальный феминизм мне до сих пор непонятен. И я не очень хочу в это вникать. Называть себя феминисткой мне не хочется, ведь можно просто жить по комфортным для тебя нормам, не относя себя к какой-то субкультуре или движению. Не хочется вешать на себя ярлык, даже если ты разделяешь какие-то идеи и ценности.
– Расскажите о планах: концерты, проекты, клипы?
– Маша: В планах пока обычные концерты. У меня назревает проект с Иваном Курочкиным из «Электрофореза», мы с ним вдвоём будем делать музло, уже начинаем. Надеюсь, что всё получится. А с «Ритуальными услугами» хотим сделать четвёртый альбом: по канону, в едином стиле. Тоже очень хочется, чтобы получилось классно.
– Если не музыкой, то чем бы вы могли заниматься? Кем себя видите лет через 10?
– Люба: Я не вижу себя через 10 лет. Если не музыка, то очевидно: фуд-корт!
– Маша: Без музыки, я, наверное, ничем бы не занималась. Если бы я жила так, как всегда хотели мои родители, то я была бы каким-нибудь преподавателем музыки, страдала бы на 20 тысяч рублей в месяц и не любила бы себя. А через 10 лет я себя вижу точно так же, как и сейчас, потому что это маленький срок. Ну, хочется, конечно, к этому времени иметь свой уголок, где я буду чувствовать себя хорошо, где я смогу оставаться одна. Но, как говорится, «не сейчас? Ну и ладно».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!