Как вы думаете, какие самые популярные профессии в России сейчас? Согласно статистике «Яндекс.Wordstat», наиболее интересными специальностями уходящего года являются учитель, водитель и актёр — последний занимает третье место по количеству поисковых запросов (47.6 тысяч). Если вы были в числе тех, кто хотел больше узнать о работе актёров в театре, то предлагаем вам прочитать этот материал. Мы поговорили с тремя артистами из разных городов и узнали, какие важные изменения произошли в индустрии, сохраняет ли театр свою актуальность, а также в чём главное отличие театра от кино.
Максим Чекашкин — актёр Нового экспериментального театра в Волгограде, был принят в труппу в 2011 году. Ведущий подкаста «Билет в НЭТ», а также начинающий режиссёр.
Второй артист из Красноярска попросил не называть своё имя и театр, в котором работает, а также запретил выкладывать фотографию. Принят в труппу в 2016 году, также принимает участие в съёмках рекламных видеороликов и работает ведущим мероприятий.
Екатерина Петрова закончила СПБГУКИ (сейчас переименован в СПГИК) в 2015 году, сотрудничала с театрами «Балтийский дом» и «Под самой крышей», а также снималась в эпизодах фильмов. Екатерина перестала заниматься актёрской деятельностью из-за финансовой нестабильности и невозможности играть в том театре, котором хотела. Сейчас работает советником по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, до этого шесть лет занимала должность педагога-организатора.
Читайте также
* Количество ответов может отличаться, так как некоторые актёры отказались от обсуждения определённых тем. Кроме того, при выборке ответов мы учитывали биографию героев и ответы данные ранее.
1. Как театру оставаться актуальным в современной ситуации? Должен ли он вообще быть актуальным?
Максим Чекашкин: Театр всегда был и будет актуальным. Нет и не существует такой темы или проблемы, которую бы не затрагивал театр. Все ответы на волнующие зрителя вопросы театр всегда предоставит. Лермонтов, Достоевский, Чехов, Шекспир, Шукшин и многие другие писатели всегда будут актуальны. Другой вопрос в том, что театру необходимо быть современным, идти в ногу с молодым зрителем. А значит, нужно учиться и стремиться ставить спектакли на молодёжном языке. Необходимо общаться через современную формулу, через современную драматургию. Например, языком Алексея Макейчика, Валерия Щедрина или Ивана Антонова, которые затрагивают темы, волнующие молодое поколение. Театру необходимо быть современным и открывать новые формы. Театр — это всегда живое.
Актёр из Красноярска: Я думаю, театр должен оставаться, прежде всего собой, если это касается текущей ситуации в мире. Не идти на поводу, а делать то, что делал до этого всегда. Дарить правильные эмоции людям и в какой-то степени отвлекать их от трудностей наших дней, чтобы они знали, что в этом месте они просто отдохнут и хорошо проведут время, отвлекутся от забот хоть на час. Театр будет актуален всегда.
Екатерина Петрова: Мне кажется, что театр всегда будет актуальным, потому что это живое искусство, но меня разочаровывают постановки, которые ставят сейчас. Театр все больше уходит в современность, много авторских спектаклей и пьес, поставленных на новый лад. Режиссёры пытаются осовременить произведения, написанные в XIX веке, но делают это очень плоско и пошло, хотя хорошие постановки тоже есть.
Театр это все-таки про прекрасное, после спектакля должно оставаться приятное послевкусие, должен происходить катарсис. Думаю, что в спектакли нужно интегрировать больше современных проблем, а также убрать всю пошлость.
2. В чем главное отличие театра от кино сейчас?
Максим Чекашкин: Театр — это всегда живое, как я уже говорил выше. Кино — нет. Кино — это деньги. Не больше. Любой артист вам скажет, что театр любит больше, чем кино. Нет ни одного одинакового спектакля, ни одного повторяющегося эмоционального момента. Если технически, то это разные принципиальные способы существования и работы. Кино — это результат. Театр — всегда процесс.
Актёр из Красноярска: Живые эмоции здесь и сейчас, ты чувствуешь дыхание артиста, его эмоции, переживания, его ошибки, забывание текста, все у тебя перед глазами. Ты никогда не знаешь, как пройдёт спектакль. В кино ты знаешь, что ошибок не будет, оно есть, ты его увидел и в другой раз будет то же самое.
Екатерина Петрова: В театре всё действие происходит непосредственно на глазах у зрителя, до актёра условно можно дотронуться. Если какая-то сцена в кино пошла не так, то её можно переснять, в театре это невозможно. Мне больше понравилось сниматься в кино, благодаря ему я смогла поработать с Тимофеем Трибунцовым и Сергеем Гармашем. Когда я попала на съёмки в первый раз, то влюбилась в процесс моментально. Это и декорации, и площадка, которые не получится создать в условиях театра. Кроме того, в кино есть возможность получить опыт работы с разными режиссёрами и актёрами. В театре чаще всего уже сложившийся коллектив.
3. Вы никогда не жалели о выбранной профессии?
Максим Чекашкин: Я никогда ни о чем не жалею. Я занимаюсь тем, что люблю. Я люблю театр и хочу предать свою любовь дальше.
Актёр из Красноярска: Жалел миллион раз. Мне кажется, у каждого человека возникал такой вопрос, тем ли я занимаюсь. В разных жизненных ситуациях, когда не замечают в спектаклях, когда получаешь маленькую зарплату, когда тебя не ценят, когда у тебя в личной жизни проблемы. Ты попадаешь в какую-то колею и катишься по ней, не можешь с неё съехать. Внутри понимаешь, что у тебя есть всё, чтобы добиться успеха в этой профессии, параллельно думая, что и другие работы тебе по плечу. Я просто не сломался, ждал, относился ко всему с иронией и постоянно верил в себя. Я встретил свою любовь, появилась внутренняя гармония, и как-то резко все двери передо мной открылись, правильно говорят, что если рядом твой человек, тебе всё по плечу.
Екатерина Петрова: Нисколько не жалею. Если бы случилось так, что у меня была возможность заново выбрать учебное заведение, я бы все равно поступала в актёрский ВУЗ.
4. Какие важные изменения произошли на театральной сцене за последний год-два?
Максим Чекашкин: У нас в театре более 70 спектаклей. Каждый для себя найдёт что-то своё, что резонирует именно в нём. За прошедший сезон мы выпустили девять премьер малой и большой формы. Все спектакли имеют успех и своего зрителя. Популярно всё. Важно понимать, что за 30 лет мы прокачали зрителя, и он сам выбирает, что он хочет посмотреть сегодня — подумать или посмеяться. Пользуется успехом все спектакли.
Актёр из Красноярска: Кто-то поддерживает военную операцию, кто-то нет. Я вижу общее настроение в театре, оно у всех разное. Каждый боится сказать лишнее. Каждый не знает, что нас ждёт дальше. Как актёр я просто продолжаю выполнять свою работу, какие задачи даст театр, те и выполняю. Я всю жизнь старался не поддаваться общей панике, не впускать в себя проблемы. Может быть, это неправильно, но у меня хватает забот в личной жизни, у меня есть моя семья, я должен быть с ней. Если бы ситуация, которая возникла у нас в стране, коснулась меня, мы бы говорили о другом. Сейчас я просто живу и думаю о своём быте. Верю, как и все, что всё улучшится.
5.Какую роль медиатехнологии и цифровые платформы могут сыграть в будущем для театральной индустрии?
Максим Чекашкин: Абсолютно положительную. Это к разговору о том, что театр должен быть на одной волне с современным зрителем и выпускать разные продукты помимо спектаклей. Это подкасты, интервью, экскурсии, творческие вечера. Это интересно зрителю, даёт более широкую картинку о жизни театра и с точки зрения рекламы работает на театр. Привлекает тем самым зрителя. Послушали подкаст, вам было интересно, купили билеты.
Екатерина Петрова: Если поставить камеру и транслировать спектакль через социальные сети, вся магия театра, увы, пропадёт. Театр и онлайн, по-моему мнению, это несовместимые вещи, но, возможно, я ошибаюсь, и в будущем это станет популярным и это найдёт своего зрителя.
6.Можно ли спрогнозировать востребованность театральной специальности в ближайшие годы?
Актёр из Красноярска: Я думаю, эта профессия всегда будет востребована, много молодых людей мечтают стать актёрами. Хорошо, если это будет обучение в Москве или в Питере, больше шансов стать популярным, это не значит не быть хорошим артистом, это значит больше зарабатывать денег. А для души можно работать и учиться хоть где.
Екатерина Петрова: Я думаю, что профессия актёра всегда популярна, люди во все времена хотели «хлеба и зрелищ».
7. Какой потенциал вы видите в сотрудничестве и обмене опытом между российскими театрами в разных городах?
Актёр из Красноярска: Я всю жизнь что-то черпал от семьи, актёров, друзей, можно сказать, брал лучшее от каждого, оставаясь собой. Я частенько принимал на себя какие-то «словечки», прикольные фишки от других людей, которые мне нравились, поэтому, я думаю, и театрам полезно взаимодействовать и брать лучшее друг у друга, и использовать это с умом.
Екатерина Петрова: Каждый театр, каждый режиссёр, каждая актёрская труппа — это свой мир со своим видением, своими проблемами, радостями, переживаниями и точкой зрения. Недаром каждому актёру советуют найти именно «своего» режиссёра, чтобы он разглядел и увидел в нем то, что, возможно, другой не заметит и пройдёт мимо. У одного режиссёра актёр может гениально играть, а у другого вообще не раскроется его талант. Обмен опытом между театрами был бы интересен не только с профессиональной точки зрения, но и с человеческой.
8. Какие театры в Санкт-Петербурге вы посоветуете посетить?
Екатерина Петрова: Я очень люблю студенческий театр на Моховой, всей душой люблю Молодёжный театр на Фонтанке, «Буфф», Театр комедии, театр «Мастерская», МДТ, театр «На Литейном».
Фотографии предоставлены участниками интервью
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!