Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите дать нам интервью? Пишите: main@sub-cult.ru
«ГРОХОТ ПУСТОТЫ»

Нойз — один из самых радикальных и элитарных жанров популярной музыки. Главными инструментами в нём выступают скрежет, грохот, треск, пищание и прочие виды шума, как они добываются — не столь важно. Большинство, заслышав эти звуки, затыкает уши, но есть те, кто среди зернистого, перегруженного звука способны уловить нечто утончённое, откликающееся их настроению. Проект «ГРОХОТ ПУСТОТЫ» в своём новом релизе «ЧЁРНЫЙ ХУРАЛ» погружается в звуковой омут и выуживает оттуда кое-что такое, к чему, возможно, мы ещё не готовы.

Альбом вышел 10 апреля; в него вошли 12 треков. Можно сказать, они объединены темами деструктивизма, дереализации, религии и смерти. На интересные мысли наталкивают названия композиций: дважды встречается слово «чёрный», присутствует антитеза («ЛУЧЕЗАРНОЕ ТЛЕНИЕ»), повторяется мотив сна («СНОТВОРНАЯ ЖЕЛЕЗА», «ШАГИ СОМНАБУЛЫ»), есть несколько метафор. Все эти выразительные средства вызывают ощущение, что мы вот-вот услышим то, чего не должны были.

Общее настроение у музыки гнетущее. К примеру, при прослушивании заглавного трека «ЧЁРНЫЙ ХУРАЛ» можно ощутить себя участником дикого, запрещённого обряда, который проводят явно не с добрыми намерениями. Кстати, если говорить про тему ритуалов, то «ОБРЯД ЮКОРМЛЕНИЯ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ СОБОЙ» вызывает те же ассоциации, только уже на физическом уровне: как будто между скачущих частот притаилось нечто, что уже отщипывает от нас по кусочку.

«ГРОХОТ ПУСТОТЫ» умело играет с нашим восприятием звука: мы можем видеть шум, обонять его. В «ЛУЧЕЗАРНОМ ТЛЕНИИ» будто слышен свет в виде высокочастотного писка, а в «ВОЗГОРАНИИ ПОЗВОНОЧНИКА» перед нами вздымается ревущая огненная стена, мы чувствуем её жар и запах.

У каждой композиции свой темп, своя история и энергия. Чтобы лучше понять «ЧЁРНЫЙ ХУРАЛ», мы взяли интервью у автора проекта «ГРОХОТ ПУСТОТЫ»:

Поздравляем вас с дебютом! Расскажите, как родилась идея альбома «ЧЁРНЫЙ ХУРАЛ»? Что вдохновило на его создание?

Благодарю вас! Скорее всего, идея альбома с таким названием родилась уже после того, как были записаны треки. Каждый трек имеет своё название, своё настроение, а когда они все вместе собрались в кучу – проявилась общая картина.

«Хурал» – монгольское слово, означающее «собрание» или «буддийское богослужение». А харш нойз сам по себе – скорее постиндустриальный стиль музыки. Что может быть общего, на ваш взгляд, у древних религиозных практик и харш-нойза?

Общая идея буддизма – в устранении зависимости от омрачений ума, которые отравляют нашу жизнь, путём обуздания и очищения сознания. Харш-нойз в своем звучании напоминает очень громкий звук горения – этакий «турбокостёр», в пламени которого как раз-таки можно сжечь свои омрачения. Метафорически харш-нойз, несмотря на свою довольно гневную форму, может очищать. Попробуйте после физически и морально тяжёлого рабочего дня, сидя в автобусе, включить в наушниках «Электромагнитную индукцию» проекта «Отходы Р.О.П.А.Б.». Семнадцать с половиной минут – и вы как будто в родник окунулись. Все 12 треков собраны для проведения такого «ЧЁРНОГО ХУРАЛА» – ритуала очищения сознания, уничтожения эго, осознания иллюзорности того, что предстаёт перед вашим взором и того, что остаётся после того, как вы закрываете глаза. Мотыльки прошлого, настоящего и будущего вьются чудовищным роем вокруг чего-то «изначального», затмевая собой истинную картину бытия.

«ГРОХОТ ПУСТОТЫ»

Как проходил процесс записи? Использовали ли вы какие-то необычные методы или подходы, авторские инструменты?

Процесс записи обычно осуществляется урывками. По вечерам после работы сажусь за аппаратуру и инструменты без ожидания какого-либо чуда, вдохновение никак не призываю, просто делаю как получается. Что получается хорошо – оставляю, остальное просто удаляю, не расстраиваясь. В первую очередь получаю удовольствие от самого процесса. Для создания треков в ход идёт всё: полевые записи, шумы бытовой техники, самодельные шумовые инструменты. Достаточно подключить один звукосниматель к противню, а второй – к длинной пружине от зонта – и можно приступать к камланию. Как-то раз во время больничного я полдня записывал звуки стиральной машины с разными звукоснимателями, разными педалями эффектов и процессорами, перестирал уйму белья, а во вторую половину дня то же самое проделал с холодильником, записал в разных режимах его основное гудение, дождался, когда он в очередной раз «вздохнёт» либо «заворчит». К вечеру было сделано около 70 записей. Давно с одним товарищем отправлялись на велосипедах на «звуковую охоту» – с рекордерами, писали всё подряд, от звука теплотрассы до торчащей из-под земли арматурины. Повседневность безмерно богата материалом для творчества.

Как вы определяете свой звук? Есть ли у вас фирменные элементы?

Очень люблю сочетание густого жирного баса с пронзительным пищанием, чтобы вибрации сносили сразу все чакры. Стараюсь, чтобы дорожки с разными звуками в одном треке начинали вести между собой конструктивный диалог, всегда позволяю случайностям случаться. Структура треков обычно иррегулярная, свободная, как бензиновые разводы в луже.

Кем или чем вы вдохновлялись при создании альбома?

О шумовой музыке я знал, конечно, не всегда. Самым первым кумиром была группа Pink Floyd, особенно раннее творчество. Мелодическая и песенная сторона их творчества всегда была на высоком уровне, но почему-то интерес всегда вызывали абсолютно непонятные места в их композициях. Например, вступление и середина A Saucerful of Secrets, где мрачные гудения органа и мерный ритм бас-гитары переходили в демонический галоп барабанов с накатывающими волнами из гитарных визгов, ударов в гонг, сумасшествия клавишных; конец трека Bike, где ты словно проваливаешься в какое-то зазеркалье с потусторонними криками детских игрушек и музыкальных шкатулок. Какое-то время я долго искал что-то подобное среди музыки шестидесятых годов, попутно записывая уже свои треки. Как-то раз наткнулся на замечательный проект Nurse With Wound Стивена Стэплтона, который сфокусировался именно на подобной звуковой вакханалии. Я даже нашел его почтовый адрес и отправил письмо, и, что удивительно, он ответил и даже приложил несколько своих дисков. Такие эпизоды не могут не вдохновлять. Конкретно среди шумовой музыки меня поразили такие ребята как Coil с их треком Tunnel of Goats, Aube и их Infinitely Orbit и Merzbow с Cannibalism of Machine.

Конечно же источником вдохновения может служить не только чья-то музыка, но и, например, кинематограф, потому что как во время прослушивания музыки, так и во время её создания в голове слышны не только звуки, но и видны определенные образы – это всегда комплексный процесс. Можно даже сказать, что чей-то трек – это неснятый фильм. Всегда любил фильмы Владимира Кобрина: «Последний сон Анатолия Васильевича», Present Continuous и, наверное, все остальные его фильмы. Можно также выделить «Голова-ластик» Дэвида Линча, «Кокки – бегущий доктор» Светланы Басковой. Также обожаю старую советскую и зарубежную кинофантастику.

Названия треков в вашем альбоме звучат как поэтические или философские афоризмы. Есть ли между ними концептуальная связь или общая сюжетная линия?

Есть треки, объединённые общей идеей, есть треки, стоящие особняком, но все они для того, чтобы задаться вопросами: «А что такое происходит?», «Кто я в конце концов?». Я считаю, что человек, как и любое другое существо, является высокоорганизованной колонией микроорганизмов, которая в своём развитии пришла к самосознанию, но не особо руководствуется этим в повседневной деятельности, застревая в многочисленных установках, мнениях, правилах, копируя образцы ментальной активности у ближних колоний, у дальних колоний, у вымерших давным-давно колоний, считая, что так заведено, так положено, так завещали предки. На по-настоящему важные вопросы нет ответов. И, возможно, избавившись от помех, «обнулившись», мы сможем всё-таки их найти.

Есть ли трек, который для вас особенно значим? Почему?

Это «ДЕМОНТАЖ ЛИЧНОСТИ». По своей структуре он копирует музыкальную композицию «Танец черной шляпы», исполняемую в тибетских монастырях, только значительно замедленную – повторяющиеся удары в гонг, затем шквал из низкого гудения дунгченов и пронзительного крика каких-то других духовых, названий которых не знаю. В треке гонги замещены повторяющимся сигналом высокой тональности, духовые инструменты – шумовыми взрывами. Личность – что-то вроде рогового ментального и эмоционального нароста, и чтобы откопать сущность, всю эту конструкцию нужно демонтировать, а затем узреть всё, что и раньше, только теперь из самой глубины.

«ГРОХОТ ПУСТОТЫ»

В «ВОЗГОРАНИИ ПОЗВОНОЧНИКА» будто бы есть отсылка к «кундалини» – энергии в восточных практиках, которая при пробуждении буквально сжигает вас. Вы действительно имели в виду именно это?

У вас интересная версия, но в этом треке хотел передать ощущение, которое возникает, когда открываешь для себя что-то новое, когда постигает озарение, сопровождающееся такими мурашками, которые проникают даже до позвоночника.

Нойз всегда считался максимально андеграундным жанром. Как думаете, есть ли шанс, что он приживется в массовой культуре?

Думаю, что нойз так и останется в подполье, хотя в случае некого толчка судьбы есть шанс немного выйти на поверхность, как это случилось, например, у группы Cannibal Corpse, которые мелькнули в популярном фильме «Эйс Вентура». Сам раньше про них не знал, не ведал, но, когда увидел, как бешеные дядьки вертя во все стороны головами, вопят как твари неведомые, это сразу же отложилось в сознании и понравилось. После появления в этом фильме они стали гораздо известнее, и ранее не интересовавшиеся такой музыкой люди либо заинтересовались ею, либо хотя бы уже чётко знали, что такое имеет место быть. Возможно, если в каком-то удачном фильме прозвучит чей-то харш-нойз трек, поклонников этого жанра должно прибавиться. А пока всё так, как есть, и это тоже неплохо.

Как вы оцениваете состояние нойз-сцены в России? Нужна ли такая сцена вообще или эта музыка удел одиночек?

Нойз-сцена есть, много артистов и групп выступает с концертами, но я в основном наблюдаю это в интернете, так как живу я на Дальнем Востоке. У нас такие концерты пока не проводились – я если и ездил в Москву, например, то, как назло, в этот период ничего не было. По вопросу нужности – конечно, нужна, хоть это и не исконно русский жанр, но у нас он обретает свои новые характерные особенности, свой колорит. Несомненно, нужны и одиночки, которые никогда не выйдут на публику, творящие в тайне от всех дома, в гараже, на чердаке и выставляющие своих звуковых монстров на обозрение в интернете. Слава богу, что для всех есть прибежища, такие как «ВК», где много активных лейблов, дистро и так далее. Взять, например, Wall Noise Action, где каждый день публикуются новые релизы, стоит только зайти на эту страницу – и можно сидеть часами, находя новых артистов и разнообразное звучание. Иван Сандаков, начальник данного лейбла, делает довольно большой объём работы в этом направлении, успевая при этом и свой материал творить.

Планируете ли сотрудничество с другими нойз-артистами?

Да, конечно, с удовольствием, будь это сотрудничество в каком-то сборнике или сплите, либо в совместной общей работе. Я всегда открыт для нового.

Какие у вас планы на ближайшее будущее? Новые релизы, концерты?

Готовлю к выпуску новый альбом. Материал уже записан, остаётся определиться на каком носителе его выпустить – на CD или на кассете, и в соответствии с этим выбором подготовить обложку, информационный материал. Оформлением я всегда занимаюсь самостоятельно. К концертной деятельности пока не готов – много времени занимает работа, да и репетиционная база пока отсутствует, но планирую и этот аспект развивать.

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика