В театре «Мастерская» идут репетиции нового спектакля Евгения Ибрагимова «Линии и повороты». Накануне премьеры режиссер рассказал о создании кукол, вере в судьбу и о том, что общего между огнем и сказкой.
– Вы создаете на сцене сказку. Чувствуете себя волшебником?
– Конечно. Все, кто создает ее, волшебники.
– Артисты «Мастерской» не специализируются на театре кукол, как проходил процесс репетиций?
– Талантливые люди талантливы во всем. Процесс репетиций проходит до сих пор, я направляю их, они учатся и делают это с удовольствием. Оживляют неживое, например. Делают кукол из тряпочек или поролона, или из глины.
– Кто создавал кукол для спектакля, сколько их будет на сцене?
Читайте также
– Считать у нас плохая примета, это вы увидите сами, а создавали Маша Мурашова и Андрей Колокольцев (Художники, – прим.). Им помогала Женя Богданова-Платонова, а свой основной реквизит артисты делали своими руками: маски, камни и так далее.
– Исходя из названия спектакля «Линии и повороты», вы верите в то, что ничего в жизни не бывает случайно.
– Я это точно знаю. Жизнь научила. Если не верить в судьбу, надо заниматься чем-то другим.
– Мысль о том, что судьба и на печи найдет, может тормозить.
– Ну нет, так найти может только кирпич. Человек находит что-то в том случае, если ищет. Перестанет искать – и его найдет что-то другое.
– Как проходит процесс переноса индивидуальности артиста в куклу?
– Как с ней договоришься. Кто сумеет договориться с куклой, того она и будет слушать. Если мы с вами хотим договориться, мы ведь договоримся, правда?
– Вы говорили, что кукла бывает гораздо выразительнее, чем актер. Как?
– Во-первых, кукла умеет чуть больше, чем человек. Не сама, конечно, надо помогать ей. Мы же нарушаем законы физики и не ссоримся при этом с Ньютоном.
– Значит, вселенная будет не в обиде. Одной куклой управляет несколько артистов, это же очень сложно – соединиться на время в одного персонажа.
– Это работа в ансамбле. Конечно, нужно настроить сердца так, чтобы они бились в унисон, тогда все получается.
– Куклы не выдерживают текстовую нагрузку, какими средствами вы отражаете смысл?
– Понятными, полупонятными и совсем непонятными. Что-то поймете сразу, а что-то потом дома или в троллейбусе, когда через мост поедете («Мастерская» находится рядом с Володарским мостом, – прим.).
– Какие вопросы вы ставите для зрителя?
– Самые разные. Мы будем говорить об одиночестве, о смерти, о любви. О терпимости и нетерпимости… Мы хотим, чтобы каждый дал на них свой ответ. Каждый раз в театре мы рассказываем, с чего все началось и чем закончилось – ну нет. Надо уважать зрителя.
– Конкретизировать вы не любите...
– Нет такой привычки. Зрители имеют право додумать, о чем идет речь. Понятно, что я знаю, но, а у моего соседа слева совсем другая ассоциация. Если бы я хотел сказать что-то конкретное, я бы взял текст классического автора, который бы все расставил по полочкам, а здесь не должно быть так. Пусть подумают сами. Это ведь самооценка повышается у человека, когда он что-то понял. А когда не понял и пришел второй раз, это неплохо для театра. И для этого человека в том числе. Когда я не понимаю, я почему-то переспрашиваю. Дурная привычка.
– Что мешает задать вопрос?
– Бывает, что не переспрашивают из вежливости, и как дураки потом. Сразу не спросили, боялись показаться глупыми. А чего бояться? Ну глупый и глупый…
– Получается, в спектакле будут не столько вопросы, сколько отправные точки, от которых можно будет оттолкнуться, чтобы потом проанализировать?
– Конечно. Это полезно для каждого человека. И потом – кто сидит в зале? Люди. А люди – это мужчины и женщины. Абсолютно разные существа, и я сейчас не про разницу полов – в голове все иначе.
– Говоря о молодой шпане, что сотрет нас с лица земли, кого вы можете назвать из перспективных в сфере кукольного театра?
– Такие есть, но их мало.
– А кто?
– Ну не назову кого-то, он обидится. На самом деле, это такая профессия… Через запятую называть имена трудно. Кукольники – это штучный товар.
– Почему со временем люди теряют в себе сказку?
– Сказку нужно все время подкармливать, тогда она будет жить. Как огонь – чтобы он горел, его нужно постоянно поддерживать.
Беседовала Катерина Воскресенская
Фото – Маргарита Миронова
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!