Вы любите творчество Миядзаки, но не уверены, стоит ли ходить в кинотеатр на один и тот же фильм дважды? Наш ответ: однозначно стоит, особенно если это «Ветер крепчает» — фильм о конструкторе, окрылённом прекрасной мечтой, в итоге ставшей инструментом войны.
14 июня 2022 года кинокомпания «Пионер» выпускает в повторный прокат очередную анимационную ленту из золотой коллекции студии Гибли. «Ветер крепчает» — не только удивительная история о любви и самолётах, но и отражение сложного и очень неоднозначного для Японии периода. Узнать сколько отсылок к реальным именам, событиям и произведениям автор вплёл в сюжетную канву можно из книги «Студия Ghibli: творчество Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты» Оделл Колин и Ле Блан Мишель. С разрешения издательства «Бомбора» публикуем отрывок из неё:
© Ghibli Studio
«Ветер крепчает» — это якобы байопик, и его главный герой существовал на самом деле, однако его история переосмыслена. Хорикоси работал конструктором самолетов Mitsubishi и создал, в частности, модель A6M3 Zero, дальний истребитель, известный своей скоростью и маневренностью, а также использованием на заданиях камикадзе на последних этапах Второй мировой войны. Сам Миядзаки был связан с самолетами Zero, поскольку компания его отца производила детали для этих самолетов. На вымышленные элементы повествования повлияли разные источники. Например, персонаж Наоко и тему туберкулеза можно найти в романе «Ветер крепчает» (Kaze Tachinu, 1937) Тацуо Хори, где героиня борется с этой неизлечимой болезнью (Настоящий Хорикоси действительно женился, но его жена не страдала туберкулезом.)
Санаторий для больных туберкулёзом. © Ghibli Studio
Немецкий джентльмен, которого Хорикоси встречает на курорте под именем Ганса Касторпа, получил свое имя от героя романа Томаса Манна «Волшебная гора» (Der Zauberberg). В книге Манна Касторп — главный герой, и он навещает двоюродного брата (который также страдает туберкулезом) в горном санатории. Однако сам Касторп тоже заболевает и вынужден оставаться в замкнутом мирке еще много лет. В фильме «Ветер крепчает» Касторп — мудрый, немного загадочный персонаж, который заводит разговор с Хорикоси и не ошибается в догадке, что тот посетил Германию, а затем предсказывает будущие события в Азии, включая вторжение Японии в Китай и Вторую мировую войну.
Касторп. © Ghibli Studio
В картине есть и другие реальные авиаконструкторы, хотя их роли в этой истории вымышлены. Джованни Баттиста Капрони появляется в фильме несколько раз, в снах Хорикоси, и служит его вдохновением. Капрони был авиационным инженером, который основал компанию по производству самолетов Caproni и начал строить самолеты всего через несколько лет после исторического полета братьев Райт. Капрони был пионером авиастроения, увидевшим потенциал использования самолетов в качестве средства пассажирских перевозок. Он также строил самолеты, предназначенные для войны, включая бомбардировщики, транспортные и разведывательные самолеты. И в самом деле, самолет Капрони модели Ca.309 Ghibli использовался во время Второй мировой войны и также стал известен как название главной анимационной студии Японии.
Капрони и Дзиро. © Ghibli Studio
В фильме Хорикоси посещает завод Junkers в Дессау в Германии, чтобы узнать об их авиационной технике, и отмечает, насколько далеко продвинулись немецкие конструкции по сравнению с японскими аналогами. В фильме есть ссылка на то, что Хуго Юнкерс создавал самолеты целиком из металла, и предназначались они для перевозки пассажиров. Будучи убежденным пацифистом, он испытывал дискомфорт по поводу использования самолетов в военных целях, но был вынужден разрабатывать и производить самолеты для военных нужд во время Первой мировой войны. В середине 1930-х годов нацисты присвоили его патенты, а его самого арестовали. Он умер до того, как военные самолеты, носящие его имя, доработали и стали использовать в Luftwaffe. А Киро Хондзё, инженер, изображенный как друг и коллега Хорикоси, работал на заводе Mitsubishi и проектировал бомбардировщики, которые использовались во время войны.
Дзиро и Киро Хондзё. © Ghibli Studio
Миядзаки «написал сценарий» этой истории, составив несколько раскадровок. Когда Тосио Судзуки просмотрел их, первым, что он сказал, было то, насколько антивоенным получается фильм. Миядзаки чувствовал, что Хорикоси был против войны, и хотел сохранить это ощущение на протяжении всего фильма. Любые ссылки на будущие мировые события (с точки зрения Хорикоси) делаются косвенно, от предсказаний Касторпа о войне до летчиков, которые пролетают мимо во сне Хорикоси в конце фильма, — с помощью этого тонкого приема Миядзаки одновременно признает исторические события и не позволяет им затмить интимность его истории, которая в первую очередь касается любви и техники. Дзиро — главный творец, и, несмотря на исторические и политические последствия, он является создателем удивительного и прекрасного творения, даже если цель его использования ужасна. Он рисует, строит и руководит производством самолетов как инициативный молодой инженер. На одном конкретном совещании по проектированию Хорикоси отмечает, что вес самолета будет приемлемым, если они не будут использовать пушки.
Совещание проектировщиков. © Ghibli Studio
Как сказал Миядзаки в документальном фильме «Царство грез и безумия»: «Вы знаете людей, которые проектируют самолеты и машины. Независимо от того, насколько они верят в то, что делают что-то хорошее, ветры времени в конечном счете превращают их творения в орудия индустриальной цивилизации. Это проклятые мечты. Как и анимация».
Обложка: @Ghibli Studio
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!