В этом году хип-хопу исполнилось 50 лет, поэтому вопрос «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?» актуален как никогда. За напором новой волны любителей упомянуть чью-то маму под бесхитростный трескучий бит многие стали забывать, как выглядит та самая уличная культура, навсегда изменившая музыкальный мир. Тем временем изучение хип-хопа стало отдельным направлением культурологии, по которому можно даже получить высшее образование «дипломированного грандмастера».
Сегодня мы говорим с подмосковным инди-артистом и вообще «мультичеловеком» от хип-хопа Dedyla P (он же Дедуля П), умудрившимся проникнуть во все сферы этого явления — как в практическом, так и в теоретическом смысле. Дедуля П выпускает релизы, активно выступает, джемит с коллегами, участвует в образовательных и социальных проектах в РФ и за рубежом. В конце лета наш герой успел презентовать новый клип и выступить модератором круглого стола в честь 50-летия хип-хопа с профессором Мюрреем Форманом, а осенью выйдет книга Hip-Hop Archives с его англоязычной статьёй о российском хип-хопе под редакцией Формана.
— Начнём с твоего нового трека «Светлая новость» и клипа на него, где ты выступил в роли актёра и режиссёра. Насколько сложно было брать на себя такую ответственность? Получилось реализовать задуманное на 100%?
— Да, это был сложный проект, который мы делали больше года, но команда подобралась очень интересная и мощная. Операторы — мои подруги из Московской школы нового кино. С Сашей Пуцято мы уже снимали до этого фото и видео. А монтаж сделал Евгений из нашей фанк-группы Funky Punch, который только закончил курсы монтажёров, ему было интересно испытать себя в деле. Это мой уже примерно третий постановочный клип, поэтому кое-какой опыт накопился.
Всегда немного трудно совмещать в себе разные роли, особенно в видеопродакшне, но когда это DIY тема, всегда так — ты и руководишь, и обеспечиваешь всё, и порой сам всё возишь и таскаешь, тут же играешь ещё. Думаю, результатом я доволен на 90% — всегда можно что-то ещё докручивать, но идею и задумку, как мне кажется, мы отразили.
Я самоучка, но иногда на заказ делаю проекты. И даже когда я выступаю в роли заказчика, режиссирую сам. В основном я делал видео в рамках проекта Дедуля П, но есть ещё и ряд документалок, образовательных всяких фильмов.
Читайте также
— Не могу понять, в клипе два героя или мы видим перевоплощение жителя мегаполиса в шамана-друида?
— Да, это как альтер-эго. Превращение из одного в другого. Там много перекличек с текстом — про сумасшествие, друидов и тому подобное, а также отсылки к мистическим, библейским мотивам.
— Мне ещё запомнилась строчка: «Поймут только поэты, но никак не Эминемы». Ты считаешь, что русский хип-хоп должен продолжать традицию русской поэзии?
— Конечно. Некоторые это отрицают, дескать, только оригинальный афро-американский хип-хоп — это то что надо. Но у нас тут свои условия, в чём-то похожие, но и чем-то и отличные. Русская поэзия, философия и вообще наша словесность — это гигантский пласт общемировой культуры. Я люблю Фета и выборочно Маяковского. Евтушенко — это глыба. Высоцкий большой поэт. Из современных нравится Лёха Никонов. Тем не менее люблю и американскую поэзию, она также бывает очень мощная, типа The Last Poets.
— Вообще сейчас у нас как никогда много хип-хоп проектов, которые делают упор на поэзию. Но это как бы параллельный мир, не соприкасающийся ни с классиками, ни с новой школой всевозможных Элджеев.
— Да, это интересно, что миры разделились. Если говорить в целом, то есть чистый андеграунд, который хочет быть андеграундом. Это тусовка, например, «Клуба имени Джерри Рубина», «Склада №3», «Клуба» или «Угла», как мне кажется. Там целая палитра артистов, и это всё вообще не Элджей. Есть также и тусовка «Олдскульщиков» типа MGF, Lovemic, Rmch. Как поэт я участвовал в «Чтецах» пару раз (московское мероприятие). Про поэтические слэмы знаю, но бывать там не доводилось. «Пегаса» знаю и его «ЛитПон», а также участвовал в поэтических «Читках» РГБМ.
— «Джерри Рубина» — это же прям панк-мекка 90-х. Теперь там и хип-хоп подключился? Хотя в абстракт хип-хопе почти все из панк-среды, начиная с «Ленина пакета».
— От этих панков до хип-хопа один шаг! Можно сказать, все в одной тусовке. Я часто тусуюсь с психоделик-рокерами, например. В «Клешню», бывало, ездили джемить — там по стоунеру. Есть совсем молодая тусовка «Музыкальный кружок» в баре «Мотыга Йети».
— У тебя много треков под самую разную музыку: бум-бэп, фанк, даб, в «Светлой новости» вообще слышится постпанк. Единственное, что объединяет звуковой ряд — это олдскульность звучания. Насколько для тебя вообще важна музыкальная составляющая? Насколько важно тебе самому вникать в музыкальный процесс?
— Музыка очень важна, я считаю себя именно музыкантом. Поэзия, речитативы — это всё как музыкальные инструменты. По сути МС — это перкуссионный инструмент, иногда солирующий, если речь о вокале.
Когда я сотрудничаю с другими музыкантами, чаще всего принимаю участие в создании аранжировок. Хотя недавно записывался с джазменами «Волшебная Лампа» и отдал всё в их руки, но это был интересный опыт. Я сам играю на синтах, бас-гитаре, перкуссии, раньше ещё на трубе немного.
Даже чтобы биты покупать, надо быть с битмейкером на одной волне. Без понимания аранжировок выйдет полная фигня.
— Можешь представить аккомпанемент, под который ты никогда не стал бы читать?
— Наверное, трудно было бы под нойз что-то делать или под гипертон. Хотя в гипертоне мне нравится, что все партии на очень быстром проигрывании сливаются в один звук — в этом есть какая-то магия, будто тут круг замкнулся. Но шумы — на любителя, в общем.
— У тебя вообще есть понимание, какой будет музыка в твоём следующем треке?
— Да. К примеру, я делаю сейчас сразу три проекта в стиле инди-хаус. Ещё музыку к ВК-игре «Голуби», это отдельная тема. Это всё по сути разные проекты, но везде я под псевдонимом Дедуля работаю. Хаус, инди-дэнс давно пишу, вот начал всё это оформлять. Музыку к игре написал спонтанно, но понял, что тянет на мини-альбом. Она, конечно, полуфабрикатом получилась, но я решил доделать и подсвести. Для индустрии такая многожанровость — проблема. Всем нужна ниша и чёткий жанр, чтобы сегментировать творчество.
— Почему не хочешь разграничивать, например, твой хип-хоп проект и проект с ретро-синтами?
— Разграничивать хлопотно. Запарно вести разные соцсети, делать разное позиционирование. Я инди-артист, помощников особо нет, чтобы всем этим заниматься. Зато удобно, что меня знают как личность. Один ученик в лагере назвал меня «мультичеловеком», потому что я много всего делаю в разных ипостасях. Хотя в плане маркетинга браться за всё — это не выигрышный подход.
Я хочу отделить только арт-проекты: роботы, арт-объекты, перформансы с танцами, фестивали, где я что-то рисовал, красил и строил. Это уже не музыкальное творчество, а смешанное концептуальное современное искусство.
— «Дедуля П» — это ироничная отсылка к Паффу Дэдди?
— «Дедуля П» можно трактовать как «Дедуля, привет!» и отсылку к нику Pureeye, который я использовал для художественных проектов долгое время. Но твоя версия про Паффа Дэдди мне тоже понравилась, я усиленно слушал его ранние треки.
— Поэтом всё-таки эмси быть обязан? Или достаточно, чтобы работал как музыкальный инструмент?
— Нужно всё сразу, и никак иначе. Если ты создаёшь музыку, ты в любом случае её часть. Потому что, когда у MC хороший текст, но плохо с музыкой и ритмикой, его и слушать порой не хочется. Конечно, всё ситуативно, но я очень придираюсь к технике исполнения. А в плане текстов мне как-то сказали в поэтическом кружке, что я минималист и у меня чистый концепт.
— Ты был резидентом тематических джемов в «Клубе имени Алексея Козлова». Думаю, ты в курсе, что это место названо в честь руководителя джаз-рок группы «Арсенал», которая ещё при СССР стала экспериментировать с хип-хоп культурой, в частности с музыкой для брейкданса?
— Был ведущим года три, каждые выходные. И вёл, и выступал, и джемил, и привлекал музыкантов разных к участию. Многие музыканты из той тусовки уже стали суперпрофи: басист у Носкова играл, барабанщик у Маликова, духовики у Жилина и так далее.
Конечно, я знаю об Алексее Козлове, даже был у него в гостях. Читал его книгу «Джазист» и во время нашего общения много интересного узнал. Вообще мы хотели шоу совместное делать, но как-то не пошло. У него радикальные идеи, в принципе мог бы психоделический спектакль получиться! Но на это ушло бы много времени и денег, а не у всех из команды была возможность. Я-то был готов всё делать. Алексей Козлов легенда, было бы здорово вместе поработать.
— Сейчас ваши джемы проходят? Где вообще тебя можно вживую послушать?
— Мы пытались возродить уже в других местах. В «Солянке» ещё год или полтора вели. Я периодически делаю «Блок респект» с танцорами брейка. С фанк-группой Funky Punch делали в «Складе №3» и сейчас также играю с ними в разных клубах Москвы. В Питере тоже проходит эта тема. Ну и нас на фесты зовут чисто танцевальные тоже. Выступления будут осенью.
— Когда ты выходишь джемовать, импровизируешь или читаешь полностью заготовленное? В баттлах, кстати, участвуешь?
— Всё смешиваю: уже готовые куплеты, обрывки, а между ними фристайл. Бывает и чисто фристайл.
Во времена «Культа» участвовал в баттлах, году так в 2015-м. Сейчас тоже хочу вернутся к этому. Знаю Лёву RE-pac, частично с этой тусовкой пересекался.
— У тебя есть проект, где ты музицируешь с советскими синтезаторами и драм-машинками, расскажи о нём.
— Давно экспериментирую, что-то пишу. Мне нравится советский аналоговый звук, он интересный и живой. А сейчас это ещё и модно стало с появлением синт-вейва.
Одно время я делал и свои синты на электронном конструкторе Arduino и вообще всяких роботов в рамках образовательного проекта для детишек. Есть видео с моим роботом-сеятелем, он ездит, семена раскидывает, а на фоне музыка играет из моих же самодельных синтезаторов.
Как-то я в поморскую деревню, «где бабушки на завалинке народные песни поют», эти синты привез, экспериментировал с электроникой и звукозаписью, потом мы целый альбом сделали: «Мы Здесь: Голоса севера».
— Только хотел о нём спросить, там с твоим участием классный трек дабовый — Wind In The Willows. Поморы, речитатив на английском, ямайская музыка и присказки про Джа растафарай — это как такое родилось вообще?
— Фристайлом прямо в деревне всё записали. Миша из фолк-дуэта «Кокора» большой любитель регги.
Я регулярно езжу на Соловки. Хоть я и не помор, но с местными сдружился плотно. Мы там фест делали, Летнюю школу с Северным (Арктическим) федеральным университетом и ещё пару проектов. Сейчас работаю с Домом молодёжи Архангельской области. На яхтинг я подсел именно там. По Двине сплавлялись несколько раз. Есть также у них верфь поморского судостроения САФУ, мощный культурный центр.
— Что у тебя с полноформатными альбомами, сколько их?
— Три, все изданы неофициально. Альбом с Grass Roots Foundation — One записан примерно в 2011, «Фрикастайл» в 2012 и микстейп «Суперценность» в 2015. Изначально у меня был порыв делать альбомы, а сейчас пришло понимание, что в плане пиара, рекламы и промоушна синглы выпускать эффективнее. Ещё планирую EP по 4-5 треков начать выпускать. Саундтрек к игре сделаю и хаус, инди-дэнс. А LP по 12 треков — это трудозатратно, дорого, и не факт, что получишь отдачу, на которую рассчитываешь.
— Расскажи, как ты попал на один сборник с Aloe Blacc. Я так понимаю, он известен широкой публике как автор одного из футбольных гимнов ЧМ в Бразилии?
— Алое вообще хорошо известен, он поп-звезда в соуле. Я давно знаком с главой лейбла Hip-Hop Loves Foundation из Нью-Йорка, его зовут Рене Джон-Сэнди младший. Я привозил Рене в РФ с лекциями, а он предложил поучаствовать в их сборнике. Сейчас уже буду в пятый раз подряд выпускаться.
Я участвовал в сборниках Stop Shooting — против насилия среди молодежи и вообще. Теперь готовится к выходу сборник Hip Hop Jedi | Hip Hop Loves — по мотивам Джедаев из «Звёздных войн». Это тематические, концептуальные, можно сказать, сборники социальной направленности. Профит с их продаж тоже идёт на социальные проекты — в Бразилии, Гаити. В ноябре уже зовут с туром в Бразилию, а мы не можем найти спонсоров, чтобы собрать на билеты, так как это очень дорого.
В 16-17 году я был по фестивальной теме в Штатах. Делали выставку в Trinity College о хип-хопе в СССР. Это колледж свободных искусств в Коннектикуте. Там тоже наши друзья, которых мы и сюда привозили.
— Как ты влился в эту культурно-образовательную волну?
— В 2012 году я защитил кандидатскую диссертацию по теме русского хип-хопа в Институте Культурологии (РИК). Я и сейчас бодрюсь, не бросаю всё это. Считаю важным не обрывать культурные связи. Негатива в жизни сегодня и так хватает.
К примеру, 26 августа у нас прошла онлайн-конференция с профессором Мюрреем Форманом в честь 50-летия хип-хоп культуры. Это ведущий специалист в сфере изучения хип-хопа. Он зачитал презентацию, потом был круглый стол, где я вопросы модерировал. Также участвовал Рене с Hip-Hop Loves Foundation и мой русский комрад с Тенерифе Лев Bobosch, с которым мы много проектов по хип-хопу и образованию сделали.
А осенью выйдет книга Hip-Hop Archives. Там будет моя статья о связи архивной работы, социалки, библиотек и хип-хопа на примере России. Но всё на английском. Мюррей Форман как раз главред. 10 Ноября в Университете Торонто состоится мини-презентация.
— Думаю, многие читатели удивятся, что хип-хоп можно ещё и как науку изучать.
— В Штатах примерно пять вузов, которые выдают соответствующие дипломы. Там типа бакалавриат, причём по разным направлениям — музыка, танец, диджеинг. В архиве Корнеллского университета десятки тысяч материалов, посвященных хип-хопу.
— В общем, можно с дипломом «Грандмастера» выйти! А что потом такой специалист делает, какой карьерный рост у него?
— Шоу-бизнес, дальнейшая научная деятельность, преподавание, социальная работа в школах. Комбинировать тоже можно.
— Встречались ли тебе на научном пути хейтеры с претензиями типа: «Да кто ты такой! Не лезь в наш рэп, ты не жил в наше время»?
— Ну прям каких-то суперхейтеров я не встречал, а со скептиками сталкивался. Кажется, Батишта из «Банд’Эрос», когда увидел одно из моих интервью, негативно высказался. Есть люди из брейкданс-среды, маргинальные какие-то. У них логика: «Зачем вам это, качайте лучше мышцы!» Ещё одно мнение базируется на том, что «хип-хоп — уличная тема». А мы со своим научным подходом — не тру, как бы основы подрываем.
— Думаю, поэтому всё самое интересное у нас происходит в альтернативном хип-хопе, где рулят «книжные мальчики». У них там кладезь аллюзий, интересных сюжетов и рифм. А мэйнстрим в лучшем случае буксует на уровне: «Всё ништяк, не кипишуй!»
— Помню, кто-то сказал: «Лучше читайте не рэп, а книги». Ну да, что-то интересное на такой культурной окраине находится. Но надо копать!
Я случайно попал на концерт Басты в «Севкабеле» и понял, что это шансон. Качественный, но всё равно это скорее как блатная песня.
— Самый удивительный и неожиданный для тебя российский хип-хоп проект можешь назвать?
— Комба БАКХ. Вообще православный рэп для меня стал открытием. Я думал, что с позиции РПЦ это выглядит максимально неканонично, хотя о католическом рэп-сообществе мне известно.
— Кого из нашей сцены ты посоветовал бы послушать фэну хип-хопа из Штатов?
— Из современных Томми Кэш и «Хлеб», они максимально дикие и юморные. Тимур Чек, «Порез на собаке», из женского — Основа ПашасСэ. Очень люблю трек Sqwoz Bab — «Чувство такта», Хаски — про автомат, стреляющий в лица, очень круто, ну и конечно комрадов из Funky Punch.
Интервью брал: Роман Кадулин
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!