Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Dedyla P

В этом году хип-хопу исполнилось 50 лет, поэтому вопрос «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?» актуален как никогда. За напором новой волны любителей упомянуть чью-то маму под бесхитростный трескучий бит многие стали забывать, как выглядит та самая уличная культура, навсегда изменившая музыкальный мир. Тем временем изучение хип-хопа стало отдельным направлением культурологии, по которому можно даже получить высшее образование «дипломированного грандмастера».

Сегодня мы говорим с подмосковным инди-артистом и вообще «мультичеловеком» от хип-хопа Dedyla P (он же Дедуля П), умудрившимся проникнуть во все сферы этого явления — как в практическом, так и в теоретическом смысле. Дедуля П выпускает релизы, активно выступает, джемит с коллегами, участвует в образовательных и социальных проектах в РФ и за рубежом. В конце лета наш герой успел презентовать новый клип и выступить модератором круглого стола в честь 50-летия хип-хопа с профессором Мюрреем Форманом, а осенью выйдет книга Hip-Hop Archives с его англоязычной статьёй о российском хип-хопе под редакцией Формана.

— Начнём с твоего нового трека «Светлая новость» и клипа на него, где ты выступил в роли актёра и режиссёра. Насколько сложно было брать на себя такую ответственность? Получилось реализовать задуманное на 100%?
— Да, это был сложный проект, который мы делали больше года, но команда подобралась очень интересная и мощная. Операторы — мои подруги из Московской школы нового кино. С Сашей Пуцято мы уже снимали до этого фото и видео. А монтаж сделал Евгений из нашей фанк-группы Funky Punch, который только закончил курсы монтажёров, ему было интересно испытать себя в деле. Это мой уже примерно третий постановочный клип, поэтому кое-какой опыт накопился.

Всегда немного трудно совмещать в себе разные роли, особенно в видеопродакшне, но когда это DIY тема, всегда так — ты и руководишь, и обеспечиваешь всё, и порой сам всё возишь и таскаешь, тут же играешь ещё. Думаю, результатом я доволен на 90% — всегда можно что-то ещё докручивать, но идею и задумку, как мне кажется, мы отразили.

Я самоучка, но иногда на заказ делаю проекты. И даже когда я выступаю в роли заказчика, режиссирую сам. В основном я делал видео в рамках проекта Дедуля П, но есть ещё и ряд документалок, образовательных всяких фильмов.

2rl8yu8ea8s

— Не могу понять, в клипе два героя или мы видим перевоплощение жителя мегаполиса в шамана-друида?
— Да, это как альтер-эго. Превращение из одного в другого. Там много перекличек с текстом — про сумасшествие, друидов и тому подобное, а также отсылки к мистическим, библейским мотивам.

— Мне ещё запомнилась строчка: «Поймут только поэты, но никак не Эминемы». Ты считаешь, что русский хип-хоп должен продолжать традицию русской поэзии?
— Конечно. Некоторые это отрицают, дескать, только оригинальный афро-американский хип-хоп — это то что надо. Но у нас тут свои условия, в чём-то похожие, но и чем-то и отличные. Русская поэзия, философия и вообще наша словесность — это гигантский пласт общемировой культуры. Я люблю Фета и выборочно Маяковского. Евтушенко — это глыба. Высоцкий большой поэт. Из современных нравится Лёха Никонов. Тем не менее люблю и американскую поэзию, она также бывает очень мощная, типа The Last Poets.

— Вообще сейчас у нас как никогда много хип-хоп проектов, которые делают упор на поэзию. Но это как бы параллельный мир, не соприкасающийся ни с классиками, ни с новой школой всевозможных Элджеев.
— Да, это интересно, что миры разделились. Если говорить в целом, то есть чистый андеграунд, который хочет быть андеграундом. Это тусовка, например, «Клуба имени Джерри Рубина», «Склада №3», «Клуба» или «Угла», как мне кажется. Там целая палитра артистов, и это всё вообще не Элджей. Есть также и тусовка «Олдскульщиков» типа MGF, Lovemic, Rmch. Как поэт я участвовал в «Чтецах» пару раз (московское мероприятие). Про поэтические слэмы знаю, но бывать там не доводилось. «Пегаса» знаю и его «ЛитПон», а также участвовал в поэтических «Читках» РГБМ.


— «Джерри Рубина» — это же прям панк-мекка 90-х. Теперь там и хип-хоп подключился? Хотя в абстракт хип-хопе почти все из панк-среды, начиная с «Ленина пакета».
— От этих панков до хип-хопа один шаг! Можно сказать, все в одной тусовке. Я часто тусуюсь с психоделик-рокерами, например. В «Клешню», бывало, ездили джемить — там по стоунеру. Есть совсем молодая тусовка «Музыкальный кружок» в баре «Мотыга Йети».

dsc_0838

— У тебя много треков под самую разную музыку: бум-бэп, фанк, даб, в «Светлой новости» вообще слышится постпанк. Единственное, что объединяет звуковой ряд — это олдскульность звучания. Насколько для тебя вообще важна музыкальная составляющая? Насколько важно тебе самому вникать в музыкальный процесс?
— Музыка очень важна, я считаю себя именно музыкантом. Поэзия, речитативы — это всё как музыкальные инструменты. По сути МС — это перкуссионный инструмент, иногда солирующий, если речь о вокале.

Когда я сотрудничаю с другими музыкантами, чаще всего принимаю участие в создании аранжировок. Хотя недавно записывался с джазменами «Волшебная Лампа» и отдал всё в их руки, но это был интересный опыт. Я сам играю на синтах, бас-гитаре, перкуссии, раньше ещё на трубе немного.

Даже чтобы биты покупать, надо быть с битмейкером на одной волне. Без понимания аранжировок выйдет полная фигня.

— Можешь представить аккомпанемент, под который ты никогда не стал бы читать?
— Наверное, трудно было бы под нойз что-то делать или под гипертон. Хотя в гипертоне мне нравится, что все партии на очень быстром проигрывании сливаются в один звук — в этом есть какая-то магия, будто тут круг замкнулся. Но шумы — на любителя, в общем.

— У тебя вообще есть понимание, какой будет музыка в твоём следующем треке?
— Да. К примеру, я делаю сейчас сразу три проекта в стиле инди-хаус. Ещё музыку к ВК-игре «Голуби», это отдельная тема. Это всё по сути разные проекты, но везде я под псевдонимом Дедуля работаю. Хаус, инди-дэнс давно пишу, вот начал всё это оформлять. Музыку к игре написал спонтанно, но понял, что тянет на мини-альбом. Она, конечно, полуфабрикатом получилась, но я решил доделать и подсвести. Для индустрии такая многожанровость — проблема. Всем нужна ниша и чёткий жанр, чтобы сегментировать творчество.

— Почему не хочешь разграничивать, например, твой хип-хоп проект и проект с ретро-синтами?
— Разграничивать хлопотно. Запарно вести разные соцсети, делать разное позиционирование. Я инди-артист, помощников особо нет, чтобы всем этим заниматься. Зато удобно, что меня знают как личность. Один ученик в лагере назвал меня «мультичеловеком», потому что я много всего делаю в разных ипостасях. Хотя в плане маркетинга браться за всё — это не выигрышный подход.

Я хочу отделить только арт-проекты: роботы, арт-объекты, перформансы с танцами, фестивали, где я что-то рисовал, красил и строил. Это уже не музыкальное творчество, а смешанное концептуальное современное искусство.

dsc_0802

— «Дедуля П» — это ироничная отсылка к Паффу Дэдди?
— «Дедуля П» можно трактовать как «Дедуля, привет!» и отсылку к нику Pureeye, который я использовал для художественных проектов долгое время. Но твоя версия про Паффа Дэдди мне тоже понравилась, я усиленно слушал его ранние треки.

— Поэтом всё-таки эмси быть обязан? Или достаточно, чтобы работал как музыкальный инструмент?
— Нужно всё сразу, и никак иначе. Если ты создаёшь музыку, ты в любом случае её часть. Потому что, когда у MC хороший текст, но плохо с музыкой и ритмикой, его и слушать порой не хочется. Конечно, всё ситуативно, но я очень придираюсь к технике исполнения. А в плане текстов мне как-то сказали в поэтическом кружке, что я минималист и у меня чистый концепт.

— Ты был резидентом тематических джемов в «Клубе имени Алексея Козлова». Думаю, ты в курсе, что это место названо в честь руководителя джаз-рок группы «Арсенал», которая ещё при СССР стала экспериментировать с хип-хоп культурой, в частности с музыкой для брейкданса?
— Был ведущим года три, каждые выходные. И вёл, и выступал, и джемил, и привлекал музыкантов разных к участию. Многие музыканты из той тусовки уже стали суперпрофи: басист у Носкова играл, барабанщик у Маликова, духовики у Жилина и так далее.

Конечно, я знаю об Алексее Козлове, даже был у него в гостях. Читал его книгу «Джазист» и во время нашего общения много интересного узнал. Вообще мы хотели шоу совместное делать, но как-то не пошло. У него радикальные идеи, в принципе мог бы психоделический спектакль получиться! Но на это ушло бы много времени и денег, а не у всех из команды была возможность. Я-то был готов всё делать. Алексей Козлов легенда, было бы здорово вместе поработать.

Сейчас ваши джемы проходят? Где вообще тебя можно вживую послушать?
— Мы пытались возродить уже в других местах. В «Солянке» ещё год или полтора вели. Я периодически делаю «Блок респект» с танцорами брейка. С фанк-группой Funky Punch делали в «Складе №3» и сейчас также играю с ними в разных клубах Москвы. В Питере тоже проходит эта тема. Ну и нас на фесты зовут чисто танцевальные тоже. Выступления будут осенью.

— Когда ты выходишь джемовать, импровизируешь или читаешь полностью заготовленное? В баттлах, кстати, участвуешь?
— Всё смешиваю: уже готовые куплеты, обрывки, а между ними фристайл. Бывает и чисто фристайл.

Во времена «Культа» участвовал в баттлах, году так в 2015-м. Сейчас тоже хочу вернутся к этому. Знаю Лёву RE-pac, частично с этой тусовкой пересекался.

— У тебя есть проект, где ты музицируешь с советскими синтезаторами и драм-машинками, расскажи о нём.
Давно экспериментирую, что-то пишу. Мне нравится советский аналоговый звук, он интересный и живой. А сейчас это ещё и модно стало с появлением синт-вейва.

Одно время я делал и свои синты на электронном конструкторе Arduino и вообще всяких роботов в рамках образовательного проекта для детишек. Есть видео с моим роботом-сеятелем, он ездит, семена раскидывает, а на фоне музыка играет из моих же самодельных синтезаторов.

Как-то я в поморскую деревню, «где бабушки на завалинке народные песни поют», эти синты привез, экспериментировал с электроникой и звукозаписью, потом мы целый альбом сделали: «Мы Здесь: Голоса севера».

— Только хотел о нём спросить, там с твоим участием классный трек дабовый — Wind In The Willows. Поморы, речитатив на английском, ямайская музыка и присказки про Джа растафарай — это как такое родилось вообще?
— Фристайлом прямо в деревне всё записали. Миша из фолк-дуэта «Кокора» большой любитель регги.

Я регулярно езжу на Соловки. Хоть я и не помор, но с местными сдружился плотно. Мы там фест делали, Летнюю школу с Северным (Арктическим) федеральным университетом и ещё пару проектов. Сейчас работаю с Домом молодёжи Архангельской области. На яхтинг я подсел именно там. По Двине сплавлялись несколько раз. Есть также у них верфь поморского судостроения САФУ, мощный культурный центр.


— Что у тебя с полноформатными альбомами, сколько их?
— Три, все изданы неофициально. Альбом с Grass Roots Foundation — One записан примерно в 2011, «Фрикастайл» в 2012 и микстейп «Суперценность» в 2015. Изначально у меня был порыв делать альбомы, а сейчас пришло понимание, что в плане пиара, рекламы и промоушна синглы выпускать эффективнее. Ещё планирую EP по 4-5 треков начать выпускать. Саундтрек к игре сделаю и хаус, инди-дэнс. А LP по 12 треков — это трудозатратно, дорого, и не факт, что получишь отдачу, на которую рассчитываешь.

— Расскажи, как ты попал на один сборник с Aloe Blacc. Я так понимаю, он известен широкой публике как автор одного из футбольных гимнов ЧМ в Бразилии?
— Алое вообще хорошо известен, он поп-звезда в соуле. Я давно знаком с главой лейбла Hip-Hop Loves Foundation из Нью-Йорка, его зовут Рене Джон-Сэнди младший. Я привозил Рене в РФ с лекциями, а он предложил поучаствовать в их сборнике. Сейчас уже буду в пятый раз подряд выпускаться.

Я участвовал в сборниках Stop Shooting — против насилия среди молодежи и вообще. Теперь готовится к выходу сборник Hip Hop Jedi | Hip Hop Loves — по мотивам Джедаев из «Звёздных войн». Это тематические, концептуальные, можно сказать, сборники социальной направленности. Профит с их продаж тоже идёт на социальные проекты — в Бразилии, Гаити. В ноябре уже зовут с туром в Бразилию, а мы не можем найти спонсоров, чтобы собрать на билеты, так как это очень дорого.

В 16-17 году я был по фестивальной теме в Штатах. Делали выставку в Trinity College о хип-хопе в СССР. Это колледж свободных искусств в Коннектикуте. Там тоже наши друзья, которых мы и сюда привозили.

— Как ты влился в эту культурно-образовательную волну?
— В 2012 году я защитил кандидатскую диссертацию по теме русского хип-хопа в Институте Культурологии (РИК). Я и сейчас бодрюсь, не бросаю всё это. Считаю важным не обрывать культурные связи. Негатива в жизни сегодня и так хватает.

К примеру, 26 августа у нас прошла онлайн-конференция с профессором Мюрреем Форманом в честь 50-летия хип-хоп культуры. Это ведущий специалист в сфере изучения хип-хопа. Он зачитал презентацию, потом был круглый стол, где я вопросы модерировал. Также участвовал Рене с Hip-Hop Loves Foundation и мой русский комрад с Тенерифе Лев Bobosch, с которым мы много проектов по хип-хопу и образованию сделали.

4m2rfq4g

А осенью выйдет книга Hip-Hop Archives. Там будет моя статья о связи архивной работы, социалки, библиотек и хип-хопа на примере России. Но всё на английском. Мюррей Форман как раз главред. 10 Ноября в Университете Торонто состоится мини-презентация.

2rlea8s

— Думаю, многие читатели удивятся, что хип-хоп можно ещё и как науку изучать.

— В Штатах примерно пять вузов, которые выдают соответствующие дипломы. Там типа бакалавриат, причём по разным направлениям — музыка, танец, диджеинг. В архиве Корнеллского университета десятки тысяч материалов, посвященных хип-хопу.

— В общем, можно с дипломом «Грандмастера» выйти! А что потом такой специалист делает, какой карьерный рост у него?
— Шоу-бизнес, дальнейшая научная деятельность, преподавание, социальная работа в школах. Комбинировать тоже можно.

xs2nled_yfc

— Встречались ли тебе на научном пути хейтеры с претензиями типа: «Да кто ты такой! Не лезь в наш рэп, ты не жил в наше время»?
— Ну прям каких-то суперхейтеров я не встречал, а со скептиками сталкивался. Кажется, Батишта из «Банд’Эрос», когда увидел одно из моих интервью, негативно высказался. Есть люди из брейкданс-среды, маргинальные какие-то. У них логика: «Зачем вам это, качайте лучше мышцы!» Ещё одно мнение базируется на том, что «хип-хоп — уличная тема». А мы со своим научным подходом — не тру, как бы основы подрываем.

— Думаю, поэтому всё самое интересное у нас происходит в альтернативном хип-хопе, где рулят «книжные мальчики». У них там кладезь аллюзий, интересных сюжетов и рифм. А мэйнстрим в лучшем случае буксует на уровне: «Всё ништяк, не кипишуй!»
— Помню, кто-то сказал: «Лучше читайте не рэп, а книги». Ну да, что-то интересное на такой культурной окраине находится. Но надо копать!

Я случайно попал на концерт Басты в «Севкабеле» и понял, что это шансон. Качественный, но всё равно это скорее как блатная песня.

— Самый удивительный и неожиданный для тебя российский хип-хоп проект можешь назвать?
— Комба БАКХ. Вообще православный рэп для меня стал открытием. Я думал, что с позиции РПЦ это выглядит максимально неканонично, хотя о католическом рэп-сообществе мне известно.

— Кого из нашей сцены ты посоветовал бы послушать фэну хип-хопа из Штатов?
— Из современных Томми Кэш и «Хлеб», они максимально дикие и юморные. Тимур Чек, «Порез на собаке», из женского — Основа ПашасСэ. Очень люблю трек Sqwoz Bab — «Чувство такта», Хаски — про автомат, стреляющий в лица, очень круто, ну и конечно комрадов из Funky Punch.

Интервью брал: Роман Кадулин

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика