Анна Ар сочиняет и поёт песни о разном: про Будду, рваные джинсы, ЖЭК-арт и Португалию, а в последний день лета вышел её сингл «У воды». По словам Анны, важнейшая тема, которую она раскрывает в своём творчестве: ля-минор, но, как выяснилось в интервью «Субкультуре», она так иронизирует над журналистами. Даже если ваше настроение сейчас созвучно этой тональности, но при этом вы не прочь изящной иронии, приходите 19-го октября на её концерт в уютном петербургском заведении с дружелюбным названием «Лайка».
Анна справедливо считает, что её песни нужно слушать, и «тогда всё будет понятно», причём не обязательно делать это «тихо и неподвижно, как в консерватории». Если Анна Ар выступает в баре, зрители могут вести себя как в баре, пока она спокойно сидит на стуле и в формате творческого вечера общается с ними. Об этом и многом другом мы поговорили с ней накануне грядущего мероприятия.
— Накануне концерта вышел ваш сингл «У воды», расскажите немного об этой новинке.
Читайте также
— Одна из давних моих песен, которая всегда звучала только в акустике. Сейчас она получила электрическое звучание. Я давно хотела до неё добраться, но отвлекалась на другие треки. На мой взгляд «У воды» в новом звуке получилась мощной и драйвовой.
— Включите ли эту песню в сет 19-го октября?
Конечно.
— Что ещё предстоит увидеть и услышать зрителям на грядущей «акустике»?
— Будут старые песни, знакомые моим слушателям. Будет и премьера новой песни, которую никто не слышал — то есть публично я её ещё никогда не пела.
— Будут ли на концерте специальные гости?
— У меня была раньше такая практика, я приглашала спецгостей, но это момент неоднозначный. Концерт проходит в двух форматах – офлайн, то есть, собственно, на площадке, и онлайн – ведётся трансляция для тех, кто не в Питере. Люди приходят в зал и подключаются к эфиру, чтобы услышать меня, а когда они видят других музыкантов, они зачастую теряют интерес. Они пришли слушать определённый материал, а им предлагают что-то другое. Кроме того, присутствие другого музыканта или коллектива создаёт мелкие технические сложности – всегда все как-то меняют сцену под себя: переставляют микрофоны, стулья, пюпитры. В итоге мы получаем возню на сцене, ненужные и неинтересные паузы. Присутствие спецгостя в программе меняет ткань концерта, его настрой, вайб. Это не хорошо и не плохо, это просто факт. Спецгости часто приглашаются в случае, если у основного артиста нет материала на полный концерт, но у меня есть, поэтому я обхожусь своими силами.
— Вы говорите, что раскрываете в своём творчестве тему ля-минор. Почему именно эта тональность?
— На самом деле это был стёб над очередным пресс-релизом. Мне прислали список вопросов, на которые надо ответить, чтобы в итоге из них был собран текст. Там был вопрос «Какую тему вы раскрываете в своём творчестве?» Как будто кто-то садится и решает: а буду-ка я раскрывать вот эту тему. На самом деле, есть, конечно, заточенные определенным образом проекты – политизированные, например, или ироничные. Но это не про меня. У меня нет темы, которая красной линией проходит через весь материал. Поэтому я пошутила про ля-минор, а это так и включили в пресс-релиз.
— Можно ли считать какие-то ваши «ля-минорные» песни весёлыми по содержанию?
— Думаю, какие-то —да. Но это условно, потому что откровенно веселые песни в моём понимании — что-то балаганное и кабарешное, и это не про меня.
— Как вы вкратце описали бы ваши песни тому, кто ещё не слышал ни одной из них?
— Нет смысла описывать их. Есть тексты о моих песнях, которые писали разные журналисты и копирайтеры, там что-то про мелодичность и проникновенный вокал, и ещё какие-то слова. Но я как это в разговоре вверну? «Я автор песен, они мелодичные и там в них проникновенный вокал. И ля-минор». Ну как? И зачем? Невозможно описать песни так, чтобы дать о них представление. Надо слушать, и тогда станет понятно.
Есть такой исторический анекдот про Льва Толстого: его спросили, о чём «Война и мир», он ответил: «Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно снова написать «Войну и мир»». Он не стал говорить, что это проникновенная драма, в которой все хотят жениться, потом передумывают, но некоторые женятся всё равно, а ещё Наполеон нападает, и дуб огромный стоит. Я себя тут ни с кем не равняю, это в качестве иллюстрации.
— Читал интервью, где вы рассказываете о своей группе «Кто-то», с которой были разные проблемы: басистка не умела играть, ударник очень громко лупил по барабанам, потому что репетировал только на подручных материалах. Теперь, когда много вы выступаете сольно, трудностей стало меньше?
— «Кто-то» была студенческой командой, мы были бедны, но с энтузиазмом. Качественные инструменты, хорошие площадки для репетиций очень важны, поэтому и деньги важны – они дают возможность покупать хотя бы минимально необходимое, брать уроки, развиваться. Мы делали в тот момент лучшее, что могли, с тем, что у нас есть. Были репетиции и выступления, но никаких записей мы не сделали. Для меня это предыстория, я сейчас не пою песни того периода. Только одна осталась — «На расстроенной гитаре», песня-шутка.
Формально, конечно, сольные выступления снижают вероятность возникновения неожиданностей. Например, звукорежиссёр вряд ли настроит одну мою гитару так, что в зале не будет слышно слов песни, а вот, когда настраивают группу, такое возникает часто. Вероятность, что вокалистка приедет вовремя, а гитаристка застрянет в пробке, скажем так, минимальна, потому что эти две — один и тот же человек. Тем не менее, сольные выступления для меня — не попытка избежать технических сложностей, а просто другой формат. Ну, нравится мне сидеть на стуле и спокойно, в формате творческого вечера общаться с людьми.
— Проект Анна Ар параллельно существует в формате группы — или «электрические» версии песен вы записываете с сессионными музыкантами?
— У меня сейчас нет группы, я делаю треки с аранжировщиками, это позволяет быстро и качественно работать над материалом.
— Как выбираете коллег для совместной работы?
Всегда по-разному, но если в целом, то по рекомендациям и по опыту работы музыкантов с другими коллективами и проектами. Помимо профессионализма мне важен подход, интерес, азарт — мы всё-таки не детали на заводе выпиливаем. Я прислушиваюсь к тем, с кем работаю, и дожимаю до конца, довожу треки до выпуска. Во время работы часто накатывает усталость, одолевают сомнения и внутренние противоречия — и вот тут важно не остановиться, а довести до конца.
— Что вам больше нравится: студийная работа или выступления?
— Мне нравится та работа, которая дает какой-то внятный и очевидный результат или продукт. Поэтому студийная работа ближе, мне нравится, что на выходе я получаю трек, который дальше отправляется навстречу неизвестному.
— Как мне кажется, у авторов-исполнителей Петербурга есть некое творческое сообщество: они поддерживают друг друга, часто устраивают совместные мероприятия. Ходите ли вы на концерты коллег в те места, где выступаете сами?
— Всё намного тоньше. Поддержка обычно проявляется не в походах на концерты. Поддержка – это про то, как за час раздобыть микрофон, срочно отремонтировать гитару у хорошего мастера, купить инструмент, попасть на фестиваль, найти музыканта. Кто-то создает свои лейблы, ведёт подкасты, проекты и приглашает туда коллег. Есть закрытые чаты музыкантов. Петербург удобен для работы, потому что это рок-н-рольный город, в нём много репетиционок, концертных площадок, студий звукозаписи, музыкантов. Обмен опытом, контактами, конкретная помощь — вот та поддержка, которая нужна от коллег.
— Поддержка коллег так же важна, как и интерес слушателей?
— Это разные виды поддержки, и важны, конечно, оба. Когда я начала выступать со своим материалом, у меня было по три выступления в неделю, я много играла, много общалась, много слушала. Петербург много для меня сделал, я здесь никогда не была одна, мне всегда прямо или косвенно помогали. Конечно, никто не бежал ко мне, сбиваясь с ног, оказывать поддержку, это не так происходит. Мне подсказывали, советовали, направляли. К чему-то я прислушивалась, к чему-то нет, но на меня никто не давил, и надо мной никогда не было одного прямого авторитета, ментора, продюсера. Среда — это плодородная почва.
— Что хотели бы сказать слушателям, которые пойдут на концерт?
Приходите, слушайте, чувствуйте себя свободно. Если вы приходите на концертную площадку, которая ещё и бар, то пользуйтесь ею и как баром, это никогда никого не смущает, я не считаю, что музыку надо обязательно слушать тихо и неподвижно, как в консерватории.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!