Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили релиз или сняли клип? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru

Репортажи

Личный плейлист

что слушают ваши кумиры

Понравился материал? Подпишись и читай первым!

Неутомимый владимирский электронщик Илья Чертков выпустил новый EP в рамках своего сольного проекта mal0.

Миньон называется «Сны слепых водомерок». Однако на обложке релиза вопреки нашим ожиданиям изображены совсем не водомерки, а нечто среднее между персонажами «Улицы Сезам» и туземскими божествами. Остаётся думать, что подобных существ «тотемные» насекомые альбома видят в своих сновидениях.

Погружение в сны водомерок начинается с шороха и звуков детской музыкальной шкатулки, быстро сменяющихся тревожными минорными клавишами. В считанные секунды понимаешь: в этой «шкатулке» хранится какой-то недобрый сюрприз. Хоть трек и называется «Даже райский сад опасен для посторонних», вспоминаются совсем не библейские эпизоды хоррора «Оно», когда клоун Пеннивайз заманивает к себе доверчивых деток. Не исключено, что слепые водомерки, попавшиеся на крючок коварного болотного «зелибобы» с обложки, это и есть мы. Под конец слышно, как из мифического сада разлетаются последние райские пташки. «Показалось, что весна уже наступила» — более спокойная композиция с мелодиями из тёплых ламповых видеоигр. Или это только показалось? — Не забывайте, мы всё ещё во сне, и расслабляться в любом случае рано. Впереди головокружительная симфо-футуристическая босанова «Когда деревья были высокими» и полёт из воды в космос под «Шарантийский январь», за которым следует неизбежное приземление в своё болото, но уже вне музыкального материала.

Опытный меломан заметит в этой музыке что-то от Aphex Twin, Xploding Plastix, Bad Sector, а неопытному прослушивание сулит лёгкое знакомство с волшебным миром IDM. Треки очень мелодичные, глитч и ломань аккуратно вплетены в музыкальное полотно. У автора нет задачи ошарашить нас резкими и страшными звуками, но натренированное ухо найдёт всё, что нужно. EP слушается на одном дыхании. Это не тот IDM-релиз, к которому нужно себя приучать, но тот, который точно стоит послушать.

По словам Ильи Черткова, в его творчестве ещё и много иронии. Однако найти её в сложном электронном инструментале, состоящем из наслоений ломаных ритмов, непривычных звуков и эффектов, не так просто. Уже упомянутому Aphex Twin приходится транслировать свой юмор через оформление релизов, видеоклипы и сочинение небылиц, связанных с самим собой. Илья же планирует организовать целую выставку, где будет объяснять, когда и над чем мы можем здесь посмеяться. — Хорошая шутка, на уровне концептуального искусства. «Сны слепых водомерок» тоже можно назвать концептуальным произведением, так как каждая из композиций написана Ильёй под впечатлением от снов, увиденных в течение короткого временного отрезка. Об этом и многом другом мы поговорили с музыкантом в нашем интервью.

mal0_sny_vodomerok_4

— Расскажи об обложке релиза. Существо не похоже на слепую водомерку. Что это за чудо и кто его автор?

— Это название родилось задолго до релиза: в 2019-м году я экспериментировал с фортепиано и создал две экспрессивные пьески, никак не похожие на то, что я обычно делал. Тогда мне показалось очень логичным создать некий «секретный проект», я создал в Telegram закрытый канал и звал туда только близких. С тех пор прошли годы, и сейчас я хочу уже в рамках mal0 всё это постепенно издать.

А что касается текущего релиза – он родился спонтанно и основан на снах. Вся музыка появилась как документация совершенно вырвиглазной психоделии, которая мне снилась с 31-го декабря по 4-е января. Я не знал, как это назвать. Знакомая порекомендовала оттолкнуться от офорта Франсиско Гойи «сон разума рождает чудовищ» – эту фразу я и вбивал в удачно попавшуюся на глаза нейросеть Norod78/SDXL-YarnArtStyle-LoRA, создающую шерстяных персонажей.

После пары десятков попыток удалось получить эту физиономию, и внутри как-то всё удачно соединилось: существо имеет выражение, кхм, «лица», с которым я просыпался от этих снов. Вспомнились и водомерки – не хотелось хоронить столь удачное для меня сочетание слов. Люблю, когда всё так собирается воедино. Конечно, нормальная логика диктует на обложку поместить именно водомерок. Но тут про сны. О какой логике может идти речь?

mal0_sny_vodomerok

— Первый трек называется «Даже райский сад опасен для посторонних». А кто не посторонний в райском саду, если даже Адама и Еву однажды выгнали?

— Мне редко снится что-то, что связано с библейскими мотивами – я очень далёк и от веры, и от религии, и от всего, что с этим связано. Но был, опять же, сон. Что-то про конец света, «божественное вмешательство», непонятные уму абстракции в небе, фрактально-металлические конструкции и т.д. Проснулся с чётким ощущением, что во сне Нечто пыталось «обнулить» нас через техногенный коллапс и создать новую реальность.

Я сел думать, как бы всё это отразить в музыке, и мне показался весьма интересным такой сюжет: случился коллапс , но остался последний нетронутый уголок, где нет людей – оттого он и не тронут. Последнее напоминание о «старом мире». И что будет, если какой-то случайный последний выживший решит туда войти: какие красоты ему откроются на фоне недавно наблюдаемого конца света, не принесёт ли он беду в этот островок безопасности? Как и в других композициях, чёткого нарратива у меня нет. Но есть эмоции и размышления, настроения и чувства. И сгенерированная нейросеткой картинка-обложка. Тогда я ещё не был уверен, что всё сложится в мини-альбом.

mal0_sny_vodomerok_2

— В шарантийском янтаре было обнаружено множество насекомых, преимущественно пауков и перепончатокрылых. А в «Шарантийском январе» только водомерки?

— Тут не буду кривить душой, название притянуто за уши как забавный каламбур. Водомерки там тоже были найдены, причём, если верить всяким википедиям, то чуть ли не древнейшие. Сон я запомнил плохо, были лишь какие-то остаточные ощущения, никакой конкретики. Так что тут я просто позволил себе игру слов и ассоциаций: янтарь – «январь», водомерки – «шарантийские». Совсем без загадок и хитростей.

— Созданию этой музыки предшествовали психоделичные и кошмарные сны. Об одном ты уже рассказал, а какие ещё были?

— Если опустить тот сон про конец света, был ещё странно-вязкий, самый первый, про весну. С чего, собственно, всё и началось. Сон выглядел, как маленький фильм в замедленном режиме. Застоявшийся мутный мир словно еле двигался, причём задом наперёд, а «герой» лихорадочно искал что-то, что я назвал бы «переходными моментами». И каждый раз будто немного пробуждался, отходил от летаргического сна. Увидел, что лёд тает — обрадовался и чуть ожил. Увидел, что человек улыбнулся в потоке мрачных безликих силуэтов — ещё чуть-чуть. Увидел первые ростки в земле, ещё что-то. И так блуждал по постепенно обретающему краски миру, пока не проснулся в своей постели. Пока я не проснулся, разумеется. Счастливый.

— На композицию «Показалось, что весна уже наступила» ты снял клип. В нём нет ни ужастиков, ни психоделии — только привычные нам урбанистические и загородные пейзажи. Почему так?

— Я бы очень хотел сделать что-то интересное, необычное – и у меня даже есть пара сценариев. Но на всё нужны бюджеты, свободное время, люди. А хотелось сделать хоть что-то, что поддержало бы релиз. Я очень много снимаю на айфон, особенно природу. А в одной из поездок в Петербург с лекциями долго не мог уснуть и просто снимал города и леса, прижав смартфон к стеклу. Планов на всё это не было. Что-то снял в деревне, что-то за городом – и подумал, хватит уже этим материалам просто так лежать на телефоне и забивать память. Скинул на компьютер, склеил всё под музыку. Показалось, что для DIY-клипа вполне сносно.

Будет бюджет, будут люди и возможность – сделаем клип получше, поярче, посюжетистей, побогаче. А пока… Не думаю, что миру станет плохо от того, что существует этот, с позволения сказать, «клип». Может, кому-то даже понравится то, что он увидит. Весна же уже. Да и вообще хочется весь пафос куда-то задвинуть, а у меня давно и нет его. Моё творчество прямолинейное — где-то основано на добрых шутках и самоиронии, где-то просто на эмоциях.

Ты называешь свою музыку «кинематографичной». Тут не поспоришь. Интересно, как ты видишь полнометражный фильм, в котором она могла бы звучать?

— Я несколько лет отчаянно пытался пробиться в киноиндустрию, но, пообщавшись с более успешными коллегами, понял главное: где деньги и серьёзная киношная работа, там творчество уходит на второй план. Не уверен, что я морально готов к этому в действительности. Я очень не люблю править свои сочинения, писать под референсы, тем более работать с тем, что «звучит модно».

У меня всё получается, как получается – это не слова профессионала, я это понимаю. Но мне пока в этом очень уютно. И я решил переориентироваться на другую сферу – попробую поиграть сольно, на разных фестивалях искусства, например. А уж если кто предложит вписаться – я подумаю, как это сделать. Но всё же пока представляю себе, что будет слишком ванильно.

— Как по-русски и с ударением правильно произносить название mal0?

— Как обычное русское слово «мало». Хотя друг показывал, что Алиса Яндексовна называет меня «Мальноль». Мне так тоже нравится. А самые хитрые называли «мэйлоу». Вроде бы верно, я вроде бы не против, но предпочту, конечно, «мало».

Всё началось в 2017-м как альтернатива проекту БОКЕТТО, в который музыка уже не вписывалась. Я подбирал название для сольного проекта, очень хотелось удариться в минимализм. Получилось, конечно же, наоборот — максимализм, с большой такой буквы «М»: куча звуков и тембров, сложные заигрывания с размерами и текстурой, скорее mnog0. Сочетание такого звучания с названием mal0 показалось мне ироничным, название оставил. До сих пор пишу его латиницей только из-за игры с символами «l» и «0» — намёк на стопроцентную цифровую, компьютерную природу этой музыки. А так, конечно, давно бы уже пора перейти на кириллицу, тем более названия треков у меня преимущественно русскоязычные.

— Из проектов с твоим участием я ещё знаю как минимум Boketto и Odonata. Сколько всего у тебя музыкальных активностей?

— Сейчас только mal0 и terevinf. – этим словом я называю свои проекты, где предполагается множество сторонних равноценных участников, там я либо только куратор, либо делаю примерно столько же, сколько и остальные. Ещё я сосредоточился на экспериментальных лабораториях в Суздале и Вологде – там тоже сложились свои команды, но какого-то названия у нас нет. Потому если что-то и публикуем, то тоже как «terevinf.».

Boketto, кстати, изначально был сольным, пока нас не стало двое и мы не превратились в нечто живое и русскоязычное, с соответствующим названием – БОКЕТТО. А! Чуть не забыл «Волькасьть Гжебова» – экспериментальный нойз-дроун-эмбиент с минским музыкантом Леонидом Чуриловым. Пишется как Voĺkaść Grzybowa, в переводе с белорусского — «Сырость грибная». Мы давно ничего не делали вместе, но проект не закрывали и пару лет назад выкатили забавный альбом про инопланетных нерп.

mal0_sny_vodomerok_5

— Ты регулярно выступаешь с лекциями об электронной музыке, расскажи о ближайших образовательных мероприятиях, которые будешь вести.

— Если всё срастётся, выступлю в Москве на мероприятии «ШУМ» – это ещё в стадии переговоров и пока не анонсировали. В конце апреля будет лаборатория в Суздале – попытаемся с ребятами применить авангардные техники, о которых мечтали русские футуристы, чтобы создать весеннюю музыку. С птицами поработаем, лентами магнитными. Много всего.

В начале лета я планирую выпустить ещё один сольник и провести персональную интерактивную выставку во Владимире, приуроченую к релизу. Если удастся, там тоже будут лекции. В августе снова Вологда – представим с коллегами концепцию художественного шума. Ещё звали в Выксу, но пока рано это анонсировать, так как ещё нет уверенности, что мероприятие вообще состоится.

— Расскажи подробнее о грядущей персональной выставке

— Подробно пока не хочу об этом говорить, так как некоторые вещи могут просто не реализоваться. В целом, я решил отходить от пафосно-серьёзного образа, поэтому будет много иронии вокруг того, что я делаю. На самом деле этой пафосной серьёзности никогда и не было, а её видимость как-то сама прицепилась. Первый релиз у меня был вообще про рачка-бокоплава, кстати, я скоро его переиздам. Там ни намёка на серьёзность. Но, видимо, когда я увлёкся всякими энцефалограммами и фракталами, невольно отошёл от изначальной идеи и всё стало выглядеть замороченно и пафосно. Почти везде в моём сольном творчестве там-сям спрятаны пасхалочки-шутеечки, и хочется в будущем почаще к этому возвращаться. И на выставке тоже попытаюсь намекнуть, где и что запрятано, раз уж не удалось сделать это очевидным.

— Есть хоть и мало правдоподобная, но всё же легенда, якобы Aphex Twin в одном клубе играл диски наждачки вместо винила, а народ продолжал плясать. Опиши свой самый безумный звуковой эксперимент.

— Таких было два. Первый называется «Сомна», я писал композицию длиной в одну фазу сна на основе энцефалограмм спящего японца – опять сны! Люблю эту тему. Там получилось своеобразное полуавангардное полугенеративное нойз-техно с сильным уходом во что-то, что можно назвать эмбиентом. Ещё я собирал кучу специалистов и любителей делать полевые записи, чтобы скомпоновать фрактальное произведение «Ф», опираясь на технику бразильца Дмитри Корманна. Только он работал с нотами, а я со звуками.

Но сейчас все эксперименты остаются лишь в рамках лабораторий, сольно я делаю нечто куда более доступное. Например, готовлю альбом, в котором вообще половина инструментов будут живые – ударные, гитара, терменвокс, виолончели. Там экспериментов почти не услышите.



Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика