Российская сцена постепенно обретает очертания далеко за границами эстрады. У нас появляется всё больше интересных команд, часть из которых уже катают серьёзные зарубежные туры и принимают участие в больших международных фестивалях. Одной из самых заметных поддерживающих эту волну групп питерской сцены современной инструментальной музыки являются iwantsummer, которые за непродолжительную жизнь успели записать полноформатный альбом, поиграть на одной сцене с мировыми звёздами, а также собрать достаточно внушительную армию поклонников. Две трети именно этой группы стали нашими собеседниками в интервью: ударник Чарли и гитарист Лёша Хельга.
— Привет, ребята. Думаю, уместно будет начать наш разговор с самого начала – как вы вообще познакомились, и когда образовалась группа?
— Чарли: Я в своё время играл в группе Indonesia, и случайно услышал песню «Between the lives» группы Mari Kristin, и вот в ней играл как раз Лёша Хельга. А ещё у них был вокалист Донат - они мне понравились, я познакомился с ними, и мы решили вместе поиграть какую-нибудь музыку. Для этого нам надо было найти басиста. Как мы нашли Антона?
— Лёша: В VK в группе басистов у него была самая милая аватарка, ну и видео с его игрой, конечно, нам понравилось.
— Чарли: Точно, вот так появилась группа «OXY» - первый состав, это было где-то в 2009 году. Мы были ведомы идеей создать длиннющий трек, который придумывали в итоге больше года, и даже успели поиграть его на разных площадках в Питере, Москве и Твери, после чего успешно разбежались. Потом Лёха и Донат создали чисто студийный проект Doriana – они использовали наработки времен OXY, кстати, я тоже поучаствовал в нём как сессионный барабанщик. Но по прошествии времени мы решили играть без вокалиста инструментальную музыку. Лёха был одержим манией играть вживую драм и дабстеп…
— Лёша: Не дабстеп, а транс. Но у нас ничего не получилось… Вот из этих экспериментов появились iwantsummer.
Читайте также
— А не получилось почему? Не хватило навыков или просто остыли?
— Лёша: Ну, в первую очередь, не понравилось, что вживую это звучит совсем по-другому и теряет часть своих фишек.
— Чарли: Получилось, что не остыли, а просто пересмотрели немного свои взгляды. Ведь если послушать наш альбом, то можно услышать влияния электронной музыки.
— Что стало первым детищем iwantsummer?
— Чарли: Сначала мы записали сингл «N.city», после которого была череда других, пока не разродились альбомом.
— Долго вынашивали идею полноформатника?
— Чарли: Мы вживую его играли уже задолго до релиза. Просто сам процесс записи затянулся очень.
— Финансовые трудности или перфекционизм?
— Лёша: Не без этого, да и времени не хватало. Плюс многое переделывали уже в процессе записи, поняли, как можно улучшить треки, или как реализовать, наконец, задуманное. Вообще опыт работы в студии дал очень многое, самое главное, что я понял – если у тебя ограничен бюджет, то в студию надо идти с полностью готовым и отрепетированным донельзя материалом.
— А как вы пишете музыку? Кто-то приносит уже готовые треки или наработки, или всё – это плод совместных джемов?
— Чарли: У нас есть два варианта. Первый: Лёха приносит какой-то набросок, и мы его вместе потом доводим до ума. Второй: начинаем вместе импровизировать, после чего получается что-то вроде «audioclip 69», который несколько раз переслушиваем и забираем оттуда всё самое интересное.
— А что является критерием того, что набросок превращается в произведение?
— Лёша: В первую очередь музыка должна цеплять или давать понимание, что получается что-то цельное…
— Чарли: Ну да, Лёха иногда унылое говно всякое приносит, которое либо отвергается сразу, либо из которого потом в импровизациях получается нечто более интересное для всех (смеётся).
— Лёша: Именно поэтому я играю не всегда то, что изначально хочу. У нас ещё со времен OXY существовало две стороны: я и Донат с более мрачным видением музыки, а Антон и Чарли больше по панку убиваются. Вот сейчас я остался один и мне тяжелее защищать свои интересы.
— А противостояние помогает?
— Лёша: Конечно. Это же противостояние в хорошем смысле этого слова, если бы его не было, то не было бы этого альбома.
— А серьёзные конфликты были?
— Чарли: Группа OXY развалилась…
— Лёша: Там не то, чтобы конфликт. Просто сложились непримиримые разногласия.
— Чарли: Сказали, что Антон не умеет играть на басу, а я сказал, что умеет, и что уйду с ним вместе.
— Лёша: А теперь получается, что, когда Антон научился, я позвал их обратно (смеётся).
— У вас богатая история до iwantsummer, группы распадались только из-за разногласий?
— Чарли: Не сказал бы, иногда просто устаешь и понимаешь, что не твоё. Я участвовал в трех разных проектах, мне было интересно играть разную музыку, так быстрее развиваешься. Хотя слушаю вообще другую музыку, которую не играл ещё нигде. Кстати, пост-рок мне вообще не нравится, мне больше по душе дичайший фаст-мелодик-панк или что-нибудь из математики. Получается, что, вдохновляясь другими жанрами, я могу привнести что-то новое в наши композиции.
— А не угнетает, что играешь не то, что любишь слушать?
— Чарли: Нет. Тут всё просто то: это очень сложно сыграть лично для меня. Да и не с кем.
— Лёша: Моё мнение таково: что бы ты ни слушал, у тебя не получится играть именно это же, иначе это будет вторично. Если бы я играл с полными своими единомышленниками, то мы бы играли совсем другую музыку, и не факт, что получилось бы что-нибудь интересное.
— Лёша, как видно из разговора, ты главный идеолог в группе. Что для тебя является источником вдохновения?
— Чарли: Всё просто… Он ворует (смеётся). Мы-то пост-рок не слушаем, получается, что для нас супер-новика. Это шутка, конечно, но с одним из проектов мы так небольшую часть материала написали.
— Лёша: Я крайне негативно отношусь к любому заимствованию. Одно дело, если ты под влиянием каких-то произведений пытаешься создать нечто подобное. Я не могу сказать, что вдохновляюсь первоисточниками музыки, отчасти в силу возраста. Для меня первым открытием стали Deftones – они перевернули мой музыкальный мир. Akira Yamaoka тоже сильно повлиял. В плане мировоззрения ещё могу указать Devil Sold His Soul.
— Чарли: Точно DSHS. Когда мы начинали OXY, они скинули мне их трек и сказали, что хотят играть что-то подобное.
— Среди перечисленных большинство тех, кто играет на разрыв, про вашу музыку же такого не скажешь…
— Лёша: Это да, но все они ставят мелодию во главу угла. Deftones, Devil Sold His Soul, да и Wes Borland – они не забывают о гармонии.
— Раз заговорили о Борланде – не хотелось бы, как он, очень серьёзно подходить к сценическому имиджу?
— Чарли: Лёха юбку носит – пока хватит (смеётся).
— Лёша: Раньше я серьёзно задумывался о чем-то необычном, но лень в итоге пересилила.
— Чарли: На всякий случай есть запасной вариант: если посещаемость упадёт, то юбку будем укорачивать (смеётся).
— А питерская сцена как вас приняла? Проблемы с выступлениями?
— Лёша: Помидорами пока не забрасывали.
— Чарли: Мы всегда играли в основном на тематических вечеринках. Вообще, публика нарабатывается с каждым концертом, неспешно ряды поклонников растут. Вот перед туром мы отыграли концерт в ФишФабрик – народу было достаточно.
— Лёша: Самое забавное, что в ФФ уже который раз проходят самые лучшие наши концерты. По количеству людей, по атмосфере… Скорее всего, дело в том, что клуб маленький, и в том, что сцена не возвышается над зрителями.
— Кто-то помогает вам в концертной деятельности?
— Чарли: У нас появился, наконец, свой саунд-инженер, который уже знает, как должно всё звучать, да и вообще он очень крутой – Андрей Борода. Тур нам готовила Екатерина Багира – пиар-директор клуба «Zoccolo», она же нашим менеджером стала. Мы с ней сотрудничаем очень давно, и она готовит большинство концертов. Сейчас она занимается организацией нашего осеннего тура, а там в планах не только Россия, но и Европа, причем конкретно так: Германия, Чехия, Италия, Испания, Франция.
— А как вообще вы обзавелись собственным звукорежиссером и менеджером?
— Чарли: Да как-то всё само-собой получилось. С Бородой мы часто пересекались на площадках и сдружились. Катя работала изначально в SPACES, потом организовывала «День космонавтики», теперь она в «Zoccolo», и снова мы все вместе теперь.
— А в качестве разогрева And So I Watch You From Afar – это был ваш первый опыт?
— Чарли: Нет... Вот не так давно грели поляков Tides from Nebula.
— Лёша: а с OXY мы грели My Own Private Alaska года три назад. Ну и вот скоро будем греть NAÏVE. Получается, что второй раз с подачи Андрея Китаева (руководитель MADSTREAM BOOKING AGENCY) мы греем французов.
— Разогревать тяжело, сложно или не имеет вообще значения?
— Чарли: Вообще всё равно. Последний концерт в «Космонавте» был очень крутой. По звуку, по свету – всё было на высоте. Кстати, Лёха просидел в гримерке почти всё выступление ASIWYFA, я ему говорю: «Ты хоть выйди, посмотри, там гитарист прыгнул в зал». А он: «Да ну, мне не нравится такое», - зажался в угол и сидел.
— Лёша: Они приверженцы математики в музыке, я подобное вообще не люблю – для меня музыка и математика абсолютно не совместимы. Я выходил посмотреть, рубили круто, уровень был сразу заметен, но это не моё.
— Эксперименты – это ваша стихия? Никогда не хотелось разбавить ваши композиции чем-нибудь неожиданным?
— Лёша: В принципе, мы это проходили. Плюс, я уже давно думаю о том, нужен нам электронщик или нет? Сейчас я пришёл к выводу, что хочу, как Нирвана, играть втроём. Но мы крайне позитивно относимся к возможности посотрудничать с кем-нибудь в рамках одного-двух треков. Опять же, по моему замыслу во время записи альбома у нас должны были быть такие люди, но в итоге за всех отдувался я.
— Чарли: Кратко говоря: мы за всё новое, но без кардинальных перемен.
— Поясню, вопрос родился из того, что пост-рок, как жанр, существует очень давно. Он достаточно консервативен, и сложно удивлять в его рамках.
— Лёша: Знаешь, мне кажется, что мы играем не пост-рок. Возвращаясь к вопросу об электронной музыке, – мы и не собирались играть пост-рок, и, поначалу, когда нас причисляли к этой тусовке, я с этим достаточно долго не соглашался. А потом я смирился и подумал: «Почему бы и нет? Мы оказались в интересной и достаточно гармоничной компании, выделяясь из неё за счет других ориентиров». Мое мнение таково: в пост-роке слишком много однотипных команд. Гитарные тремоло, сэмплы из фильмов, дилей, хорус… Но вот все, с кем мы играем, стараются избегать подобных штампов.
— Чарли: Я вообще не заморачиваюсь и не заморачивался на эту тему. Когда меня спрашивают «какую музыку ты играешь?», мой ответ – рок-музыка.
— В современной инструментальной музыке к гитаре относятся не совсем так, как в классическом понимании инструмента, она замещает и синтезатор, и скрипку и т.д.
— Лёша: Да и про другие инструменты можно так сказать. Считаю, что iwantsummer вообще Антон тащит. У нас основной инструмент – это бас, у него куча волшебных примочек, и, если не будет баса, то мы будем как все. Хотя, в пост-роке также многие делают акцент на басе.
— Денег много уходит на арсенал?
— Лёша: Ну, я укомплектовался давно, мне хватает.
— На цифре играешь? А как же тёплый ламповый звук?
— Лёша: Я нашёл своё звучание, меня всё устраивает.
— Чарли: Ага, получается, в новом альбоме ничего не изменится (смеётся).
— Лёша: Возможно. Я не использую, наверное, и 20% возможностей моего процессора. Там очень много эффектов, но я среди них нашёл пару-тройку, которые нравятся и всё.
— Получается, Чарли был прав…
— Лёша: Ну, надо покопаться, будет в проце для следующего альбома (смеётся).
— Чарли: Ага, так и запишем новый альбом – поискали звук в процессоре (смеётся).
— А к инструментам притязательны?
— Чарли: Да, у него две гитары, которые он использует на концертах. Пытались одно время заменить его Les Paul, но в итоге вернулись обратно к нему.
— Лёша: Да я бы, может, и купил что-нибудь крутое… Я, вообще, хочу сделать гитару под себя. Есть такой чувак из группы Breeze из Череповца, он собирает очень клёвые инструменты. Я слушал их в МСК и СПб – гитары звучат по-особенному.
— Чарли: А у меня основные претензии к железу, не могу играть на плохом. Вот я однажды решил купить себе топовое железо Zildjian, Sabian - на нём до сих пор и играю.
— Лёша: Да он и нас приучил к отличному звуку, я порой из-за этого музыку не могу слушать – как они могут играть на этих кастрюлях?
— Чарли: Да, правда, есть одна особенность. Мы играем в маленьких клубах, вроде «Zoccolo» или «Fish Fabrique», и чтобы люди не оглохли, наш звукорежиссер оклеивает тарелки бумажным скотчем, чтобы их подглушить, хоть я всегда ему обещаю, что буду играть тише. Но, если честно говорить, правильно делает, что не верит.
— Ну и последний вопрос на сегодня. Если к вам придет широкая известность, большие площадки и другие финансовые возможности повлияют на ваши стремления удивить публику?
— Лёша: Вообще, это конечно мечта - зарабатывать музыкой. После нашего тура у меня даже изменилось мнение о всяких старожилах сцены. Я думал, что они тупо рубят капусту, приезжая в сотый раз в тот же город, а, оказывается, что это настолько круто, что отказаться очень сложно. Я уверен, что да. Большая площадка предоставляет возможность создать настоящее шоу. Можно будет заморачиваться насчет инсталляций, серьёзных видеорядов, крутого света и т.д.
— Спасибо за содержательную беседу, до встречи на концертах.
Беседовл: DA_Vision
Фото : Данил Никонов
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!