SEPTERIA – молодая московская альтернативная рок-группа, которая за два года своего существования успела выпустить уже два полноформатных альбома. Релиз крайнего LP «Зачем звать их обратно с небес» состоялся в ноябре прошлого года. Портал «Субкультура» пообщался с вокалисткой и автором текстов SEPTERIA Анастасией Чаадаевой о свежей пластинке, планах на грядущий тур, альтернативном метале и о том, почему в России сложно заниматься музыкой.
– Вы говорили, что после выхода первого альбома «Гори» группа сразу взялась за второй. Третий уже пишется?
– Не просто пишется, в черновом варианте третий альбом уже существует!
– Я к чему спрашиваю. Очень часто встречается такая ситуация, что молодая команда на кураже и азарте резво выдает дебютник, а потом всё никак не может подступиться к дальнейшей работе. А у вас кураж и азарт никуда не делся. С чем бы вы это связали?
– Скорее всего, это происходит потому, что для нас выход альбома не является конечной целью, нас увлекает сам процесс творчества: пока один альбом записывается, другой уже сочиняется.
– Если я не ошибаюсь, альбом планировался к выходу еще весной 2017 года. Во всяком случае об этом вы говорите в интервью ресурсу «Photo&Rock». Если азарт был, то с чем связана некоторая заминка?
– Подготовка рекламной кампании и переговоры с лейблом заняли больше времени, чем планировалось.
– «В России очень сложно заниматься музыкой» – примерно вот такая тема всплыла и тут же почему-то пропала в том разговоре. Давайте ее вернем на поверхность. Почему в России сложно заниматься музыкой?
– Эту тему стоит отнести к рубрике «запрещённые», также как темы религии и политики. Нет, на самом деле однозначно ответить сложно, так как причин довольно много. О проблемах рок-музыки в России говорят, спорят, пишут. Существуют уже даже целые книжные издания, например, книга современного автора и музыканта Александра Осипова так и назвается – «Основные проблемы рок-музыки в России». Очевидно, что проблемы существуют и причин тому много: жанровая замкнутость, узколобость, патриархальность русского рока в наши дни, которая душит приток новой музыки и не даёт ей развиваться. Сейчас андеграундная музыка заняла весьма неоднозначное место в России. С одной стороны, в сознании многих людей андеграунд – это не эстрадная, не коммерческая сцена, с другой стороны и на деле – это уже давно шоу-бизнес, просто менее ярко выраженный. Наиболее олдовые слушатели часто клеймят словом «коммерция» разные группы, которые выглядят успешно или которые выступают за гонорар. Но если подумать, то успех группы напрямую зависит от её рекламы, качественных записей, хороших промо материалов. Стоимость этих вещей весьма высока, а потому логично предположить, что всё это нужно окупать.
– То есть в конечном счете это упирается в финансы?
– Мы же не осуждаем художника за то, что он берёт деньги за написание картины и расходные материалы? Многие люди считают, что музыка теряет свою «честность», когда её исполняют за деньги. Выходит, что музыканты, которые исполняют андеграундную музыку, должны заниматься этим в качестве хобби. Это могло бы быть похоже на правду в том случае, если эти музыканты – люди состоятельные, которые могут позволить себе инструмент, запись и туры на свою зарплату. Однако, если мы составим примерную смету бюджетного варианта покупки инструмента, записи альбома и небольшого тура по России, мы увидим, что большинство не смогут себе это позволить. Или же мы будем выбирать самый дешёвый инструмент, самую бюджетную запись, что в конечном итоге даст нам абсолютно неслушабельный материал. Поэтому мы возвращаемся к необходимости вкладывать средства в музыку и окупать эти вложения. В сознании же людей мысль о необходимости платить за музыку ещё не переварилась и часто вызывает отторжение. Возможно, в силу того, что рок-музыка пришла в Россию позже, чем на Западе, многие «институты», необходимые для её успешного развития, просто ещё не сложились. Но об этом говорить можно очень много, можно даже уехать в другую страну в поисках лучших условий для развития музыки, но твою суть это не изменит, а потому куда целесообразнее начинать с себя.
– И в том же интервью вы говорили, что хотели бы свозить свой новый альбом в Питер. Для начала, почему вы выделили именно Петербург?
– Петербург – культурная столица, в которой родились многие культовые группы, не свозить туда свой новый альбом нельзя! Лично я люблю Питер, ловлю в нём творческую волну. Кроме того, наши «северные» слушатели часто зовут нас выступить на просторах питерского андеграунда.
– Вы же в итоге вроде так сюда и не доехали, нет? Почему?
– Наверное, здесь можно вернуться к вопросу «почему в России сложно заниматься музыкой».
– А что в целом с планами на тур в этом году? Есть ли уже такие города, в которые вам непременно хотелось бы снова вернуться?
– Этой весной уже запланировано пять городов России, среди которых Питер, куда мы давно собираемся. Возможно, добавится ещё несколько – сейчас ведутся переговоры по поводу концерта в Минске, куда нас тоже давно зовут слушатели. С удовольствием вернёмся в Великий Новогород, нам очень понравилась там атмосфера, люди и сам город.
– Если я не ошибаюсь, с самого момента своего основания группа постоянно выступала, и это было еще до выхода дебютного альбома. А с чем выступали? Или это и были песни с грядущего альбома «Гори»? При таком раскладе разве не теряется вот эта прелесть выхода новых песен, чтобы им уже потом подпевали в зале, а не наоборот?
– До записи альбома мы выступали с первыми наработками песен. Затем, во время записи альбома, мы много работали над материалом, сотрудничали с саундпродюссером Leos'ом (группа FIEND), который продюсировал треки. В результате было записано много нового материала, а старый изменился до неузнаваемости, поэтому выход альбома не утратил прелести новизны.
– К альбому. Почему именно «Зачем их звать обратно с небес»? Кого звать?
– Возможно, на этот вопрос можно найти ответ в одноимённой книге Клиффорда Саймака, которая вдохновила нас, и с которой проведена параллель в новом альбоме. Более конкретный ответ давать не хотелось бы, чтобы не лишить слушателей собственного видения.
– «Треки альбома получились очень разные и напоминают тщательно отобранную коллекцию музыкальной интерпретации основных человеческих эмоций». Примерно так в постах описывается свежая пластинка. Вы ведь подходили к альбому с какой-то концепцией, верно? Можете ее описать?
– В основе нашего творчества лежит исследование человеческих чувств и переживаний, отсюда ассоциация с лабораторией, клиникой, которая может вернуть к жизни «разбитое сердце». Но в творчестве, как и в жизни, есть определённая грань, черта; и на вопрос «стоит ли возвращаться оттуда» каждый должен ответить самостоятельно - это сквозная тема нашего альбома, которая особенно ярко выражена в песне «За чертою сна». Не всё из задуманного шло чётко по плану, но в этом есть своя прелесть – мы растём и приобретаем бесценный опыт. Выход альбома принёс нам много новых слушателей по всей России, в связи с чем на весну запланирован тур.
– Ваше звучание изрядно преобразилось по сравнению с дебютником, а эклектичный подход всегда радует. Были у вас моменты, когда вы понимали, что со смешением стилей немного перебор, и надо стопнуть?
– Нет, по мере нашего становления как коллектива, мы договорились не ставить для своей музыки никаких рамок. Пусть музыка идёт за фантазией, а не наоборот.
– Кстати, музыкой же, как я понимаю, занимается Петр Катышев. Ну, как композитор. Такая авторитарность предусматривает, что остальные участники группы просто воспроизводят то, что придумано, или как?
– Пётр действительно пишет музыку, но это не исключает того, что в SEPTERIA каждый - творческое звено, который привносит в процесс сочинения, записи и исполнения своё я. Именно такой подход делает наши треки самобытными.
– Под альбомом в вашей группе я нашел очаровательный комментарий: «Кокрас к моему состоянию души». Никакого стеба, приятель, если ты это читаешь, я про искренность, а не про грамматику. Насколько для вас важна отдача от ваших слушателей? Можете припомнить что-то ну совершенно выдающееся, что вы получали в обратной связи?
– Разумеется, отдача важна, даже с грамматическими ошибками. Музыка – это способ самовыражения, общения и, конечно, обратная связь имеет для нас большое значение. Поэтому мы стараемся радовать своих слушателей конкурсами, онлайн-трансляциями. Я помню случай на новогоднем концерте в клубе «Город». Во время исполнения песни «В сиянии звёзд» я наклонилась и вытянула руку, кто-то из ребят у сцены взял меня за руку и сжимал её весь припев. На первый взгляд ничего примечательного, но мне это запомнилось, как раз об этом песня – о свете, который связывает сердца людей сквозь пространство и время.
– Не так давно вы сняли клип на трек «Кома». Почему именно на него?
– Это один из самых сильных треков альбома, у него запоминающийся, взрывной припев. Смысл песни позволил придумать необычный сюжет для клипа.
– Как вообще проходили съемки? Выглядит всё это качественно, что, в общем-то, нехарактерно для молодых независимых групп.
– Съёмки были увлекательным и непростым опытом. За качество нужно сказать спасибо профи, которые работали с нами — это режиссёр Рома Жантуаров, оператор Андрей Борисюк и наш менеджер Глеб Давыдов. Нам помогали ребята из фанклуба, особенно спасибо Мише и Ване, которым досталась, пожалуй, самая сложная роль многочасовых съёмок в масках и костюмах, под киношным светом в такой экипировке можно вскипеть в прямом смысле слова!
– Насколько, по-вашему, это авантюрный шаг - снимать клипы с, наверняка, ощутимым бюджетом? Может быть уже планируете визуализировать что-то еще?
– Настолько же авантюрный, как и запись первого альбома, но, как говорится, «кто не рискует...» Да, новый клип в планах, но пока думаем, будет ли он на трек с вышедшего альбома «Зачем их звать обратно с небес», или прибережём сюжет для новых треков, которые уже пишутся.
– Альтернативный метал и смежные жанры сейчас широко представлены в андеграунде. Даже слишком. Можете сформулировать, что должно выделять одну команду альтернативщиков на фоне сотен остальных групп?
– Если они включены в ротацию любого русского радио. Но если серьёзно, альтернативу в России пока не пускают на радио и ТВ, или же пускают очень ограниченно. Если такая группа мелькает по телевизору или звучит в дневное время по радио – это точно выделяет её из тысячи других.
– Насколько, по-вашему, это сопоставимо с группой SEPTERIA?
– Сопоставимо. Нет ничего невозможного, но попасть на радио и ТВ не является для нас самоцелью. Это будет очень здорово осуществить, но и сейчас перед нами бушует океан рок-пространства, которое мы осваиваем.
– У вас уже однажды был своеобразный «ребрендинг», который привел вас к тому, что вы делаете сегодня. Если «ребрендинг» повторится, то какой могла бы быть SEPTERIA в таком случае?
– SEPTERIA может быть совершенно любой, в зависимости от того, куда нас приведут наши идеи. Возможно, это необычные костюмы, новые элементы шоу, которые мы уже обдумываем для предстоящих концертов, а может быть - новое звучание песен. Кто знает?
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!