Петербургская рок-группа «ЭлектропартиZаны» представила новый полноформатный альбом, получивший название «Небо над Чевенгуром».
Мозаику впечатлений от прослушивания альбомов «ЭлектропартиZан» в хронологическом порядке трудно поместить в какие-либо форматные рамки. Музыка Вадима Курылёва априори вне контекстов стиля, даже с учетом эпизодической смены состава группы. Хотя, если поставить слова к песням на первое место и вникнуть в риторику автора, прослеживается перманентное, стойкое, неоспоримое желание остановить сбой в мире, где мы живем. Для этого автор подбирает не столько музыкальные, сколько социокультурно-философские инструменты. Собственно, эта красная нить пронизывает и новый альбом «Небо над Чевенгуром».
С момента выхода предыдущего альбома «Минные поля свободы» прошло 4 года. Наблюдая за быстро сменяющимися музыкальными формами в рок-индустрии – от электронных битов до смазанных слов и отсутствия направленной подачи голоса, мы становимся свидетелями новых настроений. Можно ли утверждать, что звуковые настроения «ЭлектропартиZан» меняются в сторону шепота букв? Нет. Скорее слушатели поместят новую пластинку Вадима Курылёва в ряд с его акустическим творением «Фрагменты параллельной жизни». Но тут может произойти подвох. Ибо нечего сравнивать прошлое с настоящим.
Итак, «Небо над Чевенгуром».
Курылёв часто ставит слушателя в приятную позицию незнающего. Его песни и отсылки к интервью постоянно говорят о том, что тебе, дорогой слушатель, стоит почитать много книг. Иначе многие песни Вадима станут для вас абстракцией из абстракций. Так что, если город Чевенгур из утопического романа Андрея Платонова вам не знаком, то, как минимум, рекомендуем к прочтению для восполнения концепта нового альбома.
Читайте также
Одноименная песня «Небо над Чевенгуром» открывает пластинку из 10 композиций. Песня, надо сказать, вполне в унисон мнению Максима Горького о романе Андрея Платонова: «растянутость и стертость «действия». Ее продолжительность 8 минут 49 секунд. Слушатели в теме могли такое ожидать от совместного проекта Killdozer с Сергеем Летовым, но вряд ли от группы «ЭлектропартиZаны». Хочется назвать заглавную песню некой подготовкой к восприятию целостной пластинки. Трудно назвать ее балладой. Ни в коем случае. Первое, что сразу производит впечатление – вступление и завершение духовой психоделической полифонией. И второе – клавиши, которые держат внимание в лучших традициях хард-рока, воссоединяясь в проигрыше с гитарой и самодостаточно развиваясь в соло. Музыка не агрессивна в подаче. Не протестует, а рассказывает историю бунтарства, накрывая ее метафункцией города из романа Андрея Платонова.
Не отрываясь от Чевенгура, подчеркнем неординарную для группы обложку. Супрематичный подход. Минимум деталей для максимума передачи настроения альбома. Вы видите черные очертания города, синее небо и, то ли солнце, то ли луну, то ли затмение.
Песни «Аполит» и «Черная весна» больше всего запоминаются на альбоме. Их хочется напевать и переслушивать. Математика этих песен выверена и по-своему интересна. Содержание, вербальные и музыкальные смыслы приятно удивляют, если не идти на поводу у названий. В них, как в принципе и во всем альбоме (что парадоксально) отсутствуют призывы, лозунги, недовольство происходящим, прямая борьба с чем-то конкретным. Все как будто повторяет цветопередачу обложки и рефреном обращает к ранним работам автора благодаря аранжировкам. При этом ощутимы свежие вкрапления второй гитары – Кристины Бужинской, придавая материалу живость с акцентом на высокие ноты.
Затем развитие альбома подхватывает «Электрический хаос», внося свои коррективы из текущей позиции Вадима Курылёва. Если в начале 2000-х метафора электричества бескомпромиссно подчеркивала: «мы идем на контакт» с намерением попасть в ротацию на радио, то теперь на смену этому тезису пришла «бессистемность электричества» и позиция: «нашей свободе не нужен проводник». То ли атомизация, то ли смирение и / или переосмысление окружающей действительности. Решайте сами.
Парным образом две последующие песни присоединяются к настроениям, заданным тоном последних пластинок Бориса Гребенщикова и «Галя ходи» группы «ДДТ». В свойственной автору манере приближаются извечные «воздушные рабочие войны» из песни «Туман».
Туманность происходящего во время войны и отсутствие конкретного выхода перед мониторами компьютеров. «Наша революция – их флешмоб», «мы прозрели, но вновь ослепнуть пришлось» и т.д. Такой вот «социальный невроз» с тенденцией к повторению по кругу в некой «стране счастливых». Причём, надо признать аллюзию откровений, что такая страна в прямом смысле недоступна и нереалистична.
Многое начнется сначала, когда закончится война. На какое-то время останется память в датах о том, что произошло в «кривых зеркалах траурных витрин». Появляется категория мысли: «сумел увидеть время изнутри». В сухом остатке данные песни оставляют привкус горечи поражений и представления о вероятно лучшем времени для тех, кто умеет жить в режиме «сейчас».
Две следующие песни – «Проза небес» и «Необходимость» – обращены к небу. К более светлой и созидательной стороне, сосуществующей в человеке наряду с дилеммой: «как же сделать, чтоб всем было хорошо». В «Прозе небес» происходит самоидентификация в ранее упомянутом «Электрическом хаосе»: «Мы белые словно вороны. Мы черные словно квадрат». А в «Необходимости» – создание условий на Земле, чтобы оказаться по дороге в небо. Человек не может игнорировать окружающую действительность. Чтобы попасть в небо и понять, что там есть, а чего нет, нужно что-то сделать здесь. Нужны условия для создания условий. Курылёв подчеркивает, что «Минное поле свободы тоже нужно для чего-то». А для чего это вам, решайте опять-таки сами.
Предпоследняя песня альбома «Дети забытых героев» – это совершенно новое для группы звучание. Пока не слышишь вокал, складывается миф, что, вероятно, это группа Muse. Психоделические скребки по струнам второй гитары и звук клавиш, ввергающий в воспоминания золотых лет сотворчества братьев Самойловых, создают при первичном прослушивании диссонанс. Дело пахнет музыкальными экспериментами. Точнее пробами экспериментов. Как будто «ЭлектропартиZаны» зондируют почву и осторожно тестируют слушателя, как бы что-то и / или кого-то не потерять или найти. Сама по себе песня о текущем положении дел для тех, кто стал свидетелем культурных потрясений.
И замыкает альбом «Небо над Чевенгуром» песня «Так далеко, так близко». По настроению это похоже на точку, находящуюся нигде и указывающую в манящее и необратимое никуда. Отсылки к феноменологии памяти о тех, кого физически нет больше здесь, запоминающаяся в унисон к припеву мелодия, отсылки к психоделии Егора Летова в рефрене тайны «Зачем снятся сны». Прямой связи для слушателя-обывателя с заглавной песней альбома трудно проследить. Положим, автор решился бы назвать альбом именем завершающей песни вряд ли бы что-то сильно поменялось. Но настоящую правду знает сам Вадим Курылёв, а мы лишь стараемся найти что-то близкое для своей жизни.
В итоге, хочется подчеркнуть, что новый альбом «ЭлектропартиZан» воспринимается очень мягко, пастельными полутонами, без твёрдых реплик: «за» или «против». 10 песен – это меньше, чем в предыдущих альбомах, но практически все они создают ощущение парности. Одна песня может переходить в другую, дополнять и продолжать идею, тем самым, создавая аспекты целостного восприятия.
А появление нового концептуального оформления и проявленность экспериментов в звуке ненарочито намекают слушателям на некую реформацию группы. Нельзя сказать, что это альбом-flashback, а скорее мост между 15-летним бэкграундом группы и тем, что нас ждет в последующих работах. Кажется, что до сих пор мы так и не узнали тех «ЭлектропартиZан», которых узнаем в ближайшем будущем.
Кроме прочего, у самой многозначительной работы Вадима Курылёва – «Тонкая играя», появился внутренний релиз-конкурент – «Небо над Чевенгуром», в контексте возможного винилового издания. Поскольку слушать эти альбомы на ходу и бегло противопоказано.
Желаем Вадиму Курылёву, Сергею Буренкову, Денису Буцкому, Кристине Бужинской и Анастасии Мурзич больше информативных поводов для нового релиза, и больших тиражей!
Спасибо за удовольствие познакомиться с плодом ваших трудов.
Презентация пластинки «Небо над Чевенгуром» пройдет 5 октября в клубе Zal в Санкт-Петербурге и 13 октября в московском Glastonberry.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!